Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:04, курсовая работа
Цель работы – исследовать сущность и зарубежный опыт кадрового менеджмента.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы кадрового менеджмента в современной организации,
- изучить особенности кадрового менеджмента в зарубежных странах.
Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Теоретические основы кадрового менеджмента в современной организации………………5
2. Особенности кадрового менеджмента в зарубежных странах……………..15
2.1 Стратегические концепции управления персоналом за рубежом………..15
2.2 Стратегическое планирование и кадровая политика на предприятиях в зарубежных странах……………………………………………………………..22
2.3 Управление персоналом на предприятиях Японии………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………...35
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы
2. Особенности кадрового
2.1 Стратегические концепции управления персоналом за рубежом………..15
2.2 Стратегическое планирование
и кадровая политика на
2.3 Управление персоналом на
предприятиях Японии………………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………...
Введение
Управление людьми имеет важное значение для всех организаций, так как без людей нет и организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал их предприятий заключен в кадрах. Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, благоприятные внешние условия, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективности работы добиться невозможно.
Вложения в человеческие
ресурсы и кадровую работу становятся
долгосрочным фактором конкурентоспособности
и выживания фирмы. Человек является
важнейшим элементом
Персонал фирмы в современных условиях — это та основа, на которой только и возможно добиться рыночного успеха. Наличие денежных и материальных успехов еще не является гарантией, а только предпосылкой преуспевания. Надежным фундаментом его являются работники, специалисты организации. Персонал работает на достижение определенных целей организации. Эффективность его работы в значительной мере определяется тем, насколько цели каждого сотрудника адекватны целям организации.
Термин «кадровый менеджмент» возник в 60–70-е годы прошлого столетия. В данной управленческой модели человеческие ресурсы рассматриваются как источник неиспользованных резервов и позволяют, что весьма важно, наладить более рациональное планирование, организацию и реализацию решений в общей структуре предприятия. Удовлетворение потребностей сотрудников уже не является конечной целью, а становится результатом личной заинтересованности работающих.
Актуальность данной темы заключается в том, что кадровый менеджмент во многом развивается одновременно с общемировой цивилизацией. Движение за демократизацию в Европе покончило с тезисом о том, что создание благоприятного рабочего климата само собой приведет к наилучшим результатам. Производственную организацию стали рассматривать скорее как сплетение интересов различных групп, а человек был поставлен во главу угла всей системы управления.
Широкое распространение получили различные формы участия работников в процессах организации труда (например, кружки качества, рабочие совещания, советы работников на предприятии). Человеческий фактор, а также его умелое использование на производстве становятся стратегическим фактором эффективного функционирования предприятия в современных сложных и нестабильных условиях рынка, что определило выбор темы исследования.
Цель работы – исследовать сущность и зарубежный опыт кадрового менеджмента.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы кадрового менеджмента в современной организации,
- изучить особенности
кадрового менеджмента в
В процессе исследования применялись общие методы научного познания, в том числе, методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент), методы теоретического исследования, а также абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование.
1. Теоретические основы кадрового менеджмента в современной организации
Наиболее часто под
термином «менеджмент человеческих
ресурсов» понимают мобилизацию
сотрудников посредством
- отношение к фактору труда как источнику доходов;
- развитие инициативы сотрудников за счет создания необходимых условий;
- интеграция социальной и кадровой политики в общую политику предприятия.
Цель кадрового менеджмента
— удовлетворить потребности
организации в
В философии менеджмента человеческих ресурсов сотрудники являются активами предприятия, наиболее ценным капиталом, который необходимо беречь и приумножать. Это предъявляет особые требования к структуре организации и политике предприятия в области организации труда и управления.
В рамках менеджмента человеческих ресурсов кадровая политика из «реагирующей» политики превращается в активную стратегию, которая высшим эшелоном менеджеров интегрируется в общую политику всей организации. За эффективную реализацию кадровой политики отвечают кадровые службы и специальные функциональные менеджеры — управляющие персоналом. Кадровый менеджмент, таким образом, приобретает все более важное значение как фактор повышения конкурентоспособности, долгосрочного развития фирмы, обеспечения эффективности производства [10, c. 67].
Суть двух подходов (прежнего классического и рождающегося нового) к управлению людьми в условиях профессиональной деятельности можно проследить по приведенной далее таблице. При всей условности последней формулировка новых принципов управления персоналом указывает на стремление теоретиков и практиков концепции человеческих ресурсов подчеркнуть значение кадров в современном управлении и найти более эффективные пути их использования.
Таблица 1. Исходные положения управления персоналом.
Классический подход к управлению |
Подход кадрового менеджмента |
Человек как фактор производства Человек как статья расходов Кадровая политика как нечто второстепенное Кадровая политика — дело административных служб Отсутствие системы кадрового менеджмента Минимальные расходы на обучение Жесткая регламентация исполнителей Мотивация за счет материального стимулирования и угрозы наказаний Краткосрочный горизонт планирования Преимущественно учетные и технические функции кадровых служб |
Человек как фактор реализации политики предприятия Человек как источник доходов Кадровый менеджмент как насущная ежедневная необходимость Проблема кадров как часть общеговзаимодействия
линейного менеджмента и Научно обоснованный кадровый менеджмент Расходы на обучение определяются по критерию “стоимость — выгода” Разная степень свободы в организации труда Сочетание экономических и морально- Жизненный цикл человеческих ресурсов Преимущественно алитические и организаторские функции кадровых служб |
Примечание. Источник: собственная разработка.
Кадровый менеджмент,
таким образом, приобретает все
более важное значение как фактор
повышения
При всей условности последней формулировка новых принципов управления персоналом указывает на стремление теоретиков и практиков концепции человеческих ресурсов подчеркнуть значение кадров в современном управлении и найти более эффективные пути их использования, что изменит всю систему кадровой работы.
Широкое употребление термина
«управление человеческими
Изменения в использовании рабочей силы отразились в переименовании большинством западных компаний кадровых подразделений в службы человеческих ресурсов. При значительном различии финансовых и организационных возможностей новых подразделений, как и методологии кадровой работы, прослеживается четкая тенденция к повышению роли аналитических функций кадровых служб, особенно в последние десятилетия.
Характерной чертой в организации работы с персоналом в рамках новой концепции является интеграция кадровыми службами всех аспектов управления человеческими ресурсами, всех стадий их жизненного цикла — от найма на работу до пенсионных выплат [6, c. 15].
Управление человеческими ресурсами — часть кадровой политики, включающая взаимосвязанные ключевые элементы, которые называют циклом кадрового менеджмента. К таким элементам (или направлениям) данного вида менеджмента относятся:
- формирование объектов и структур управления, планирование кадровой работы;
- организация комплектования производства кадрами;
- формирование устойчивых
конкурентоспособных
Система кадрового менеджмента должна составлять единое целое со стратегией и организационной структурой предприятия в целом (рис.1).
Фирма
Рис.1. Влияние стратегии и организационной структуры на кадровый менеджмент
Примечание. Источник: собственная разработка.
Цикл кадрового менеджмента обычно начинается с разработки фирменной кадровой политики — определения его цели и задач, основных направлений и принципов, форм и методов организации. На этом этапе формируются объекты и структуры управления, прогнозируется и планируется кадровая работа, определяются кадровая потребность и источники ее удовлетворения.
Организация комплектования производства кадрами как этап кадрового менеджмента предполагает проведение эффективной профориентационной работы, найм и отбор персонала, его профессиональную подготовку и расстановку, а также постоянное повышение квалификации.
Организация процесса адаптации работников, обеспечение их общеобразовательного и культурного роста, управление процессами внутрифирменной мобильности и мотивации, укрепление дисциплины труда и сокращение текучести кадров составляют третье основное направление кадрового менеджмента — формирование стабильных производственных коллективов.
Единственный способ
успешно осуществить все
Многие специалисты прогнозируют, что в ближайшее десятилетие менеджмент человеческих ресурсов приобретет первостепенное значение, поскольку общее развитие мирового менеджмента проходит ряд взаимосвязанных стадий.
Так, в начале века высшие управленческие посты и лидирующее положение в разработке проблем управления занимали инженеры, стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство. На смену им пришли экономисты и финансисты, видевшие главную задачу в получении максимально возможной прибыли за счет эффективного управления маркетингом и финансовыми ресурсами.
Затем наступил период, когда
высшее звено управления начало рекрутировать
юристов, считая, что главное в
бизнесе и менеджменте —
В настоящее время управляющими высшего ранга и разработчиками глобальных проблем управления становятся выходцы из структур кадрового менеджмента, которые в центр современной концепции управления ставят человека. По оценкам ведущих западных специалистов, именно персоналоведы будут занимать лидирующее положение в управлении современным миром. Другими словами, каждый директор — это директор по кадрам, каждый управляющий — это управляющий персоналом.