Менеджмент в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать сущность и зарубежный опыт кадрового менеджмента.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы кадрового менеджмента в современной организации,
- изучить особенности кадрового менеджмента в зарубежных странах.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Теоретические основы кадрового менеджмента в современной организации………………5
2. Особенности кадрового менеджмента в зарубежных странах……………..15
2.1 Стратегические концепции управления персоналом за рубежом………..15
2.2 Стратегическое планирование и кадровая политика на предприятиях в зарубежных странах……………………………………………………………..22
2.3 Управление персоналом на предприятиях Японии………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………...35

Файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Реализация современного курса на проведение радикальной экономической реформы и активной социальной политики, на всестороннюю демократизацию общества в период перехода к рыночным отношениям также связана с повышением роли человеческого фактора.

Уровень работы с кадрами  сегодня не отвечает задачам кардинальной перестройки управления экономикой, проведения в жизнь активной социальной и кадровой политики. В практику кадровых служб слабо внедряются научные методы оценки, расстановки и подготовки кадров с использованием результатов научных исследований. Недостаточно высоким является уровень организационно правовой и социально-психологической культуры работников по кадрам, многие из которых не имеют соответствующего образования, длительное время не повышают свою квалификацию. Знаний и умений в области работы с персоналом, как правило, нет также у большинства предпринимателей и руководителей, что в целом снижает эффективность управления. В то же время владение основами кадрового менеджмента, его основными принципами и методами крайне важно для организаторов производства, командиров промышленности и строительства. Обучение руководителей основам кадровой политики, включение в программы их подготовки и повышения квалификации вопросов организации управления персоналом способствуют формированию у них понимания важности правильной, научно обоснованной работы с людьми, повышению престижа кадровых служб и в конечном итоге — повышению эффективности использования человеческого фактора на производстве

















 

 

Рис.2 Уровни управления

Примечание. Источник: собственная  разработка.

Поэтому особую важность в настоящих условиях приобретают  вопросы работы с кадрами, которые  и составляют человеческий фактор развития общественного производства. Это  предъявляет качественно новые требования к теории управления персоналом как науке, использованию результатов социально-экономических и психолого-педагогических исследований в практике кадровой работы, а также обусловливает создание оптимального механизма управления персоналом во всех сферах и направлениях человеческой деятельности.

Вместе с тем уровень  работы с кадрами сегодня не отвечает задачам кардинальной перестройки  управления экономикой, проведения в  жизнь активной социальной и кадровой политики. В практику кадровых служб  слабо внедряются научные методы оценки, расстановки и подготовки кадров с использованием результатов научных исследований [1, c. 128].

Недостаточно высоким  является уровень организационно-правовой и социально-психологической культуры работников по кадрам, многие из которых не имеют соответствующего образования, длительное время не повышают свою квалификацию.

Знаний и умений в  области работы с персоналом, как  правило, нет также у большинства  предпринимателей и руководителей, что в целом снижает эффективность  управления. В то же время владение основами кадрового менеджмента, его основными принципами и методами крайне важно для организаторов производства, командиров промышленности и строительства.

Обучение руководителей  основам кадровой политики, включение  в программы их подготовки и повышения квалификации вопросов организации управления персоналом способствуют формированию у них понимания важности правильной, научно обоснованной работы с людьми, повышению престижа кадровых служб и в конечном итоге — повышению эффективности использования человеческого фактора на производстве.

В этой связи возникает  необходимость разработки организационных, правовых, экономических, социальных и  психологических проблем совершенствования  деятельности кадровых служб и организации  управления персоналом, решение которых связано прежде всего с диагностикой профессионально важных качеств участников производства, повышением уровня их профессионально-квалификационной культуры, а также с созданием системы непрерывного образования руководителей всех рангов и работников по кадрам, направленной на обучение их методам работы с людьми и управления трудовыми коллективами, на выработку у них умений и навыков, необходимых для управленческой деятельности.

Современные требования к работе с персоналом обусловливают повышение роли кадровых служб в использовании творческого потенциала личности каждого работника, превращение их в научно-практические центры активизации человеческого фактора. Исходя из этого особенно актуальной представляется разработка нового научно-практического направления — основы кадрового менеджмента, обеспечивающего комплексный подход к решению проблем оптимального использования персонала в различных отраслях производства.

Современные условия  требуют значительного улучшения  всей деятельности по управлению человеческими ресурсами, которая предусматривает отход от привычных представлений о статистико-документальных формах кадровой работы и переход к комплексному, системному формированию и проведению эффективной кадровой политики в масштабе предприятия, организации, отрасли, региона.

Сказанное обусловливает  появление в сфере управленческого  труда новой профессии — менеджера  по кадрам, т. е. профессионального управляющего, высококвалифицированного специалиста  по работе с персоналом. Вопросы  его профессиональной подготовки и обеспечения непрерывного образования встали сегодня наиболее остро.

Управление персоналом в современных условиях включает несколько взаимосвязанных этапов.

1. Разработка эффективной  системы кадрового менеджмента  (определение предмета, задач и содержания данного вида менеджмента, его основных направлений, принципов и методов для конкретной организации).

2. Формирование механизма  управления персоналом и соответствующей  организационной структуры (разработка  оптимальных структур и штатов кадровой службы, определение структуры профессиональной подготовки и структуры профессионально значимых качеств личности менеджеров по кадрам, отбор, обучение и расстановка специалистов по управлению человеческими ресурсами).

3. Планирование человеческих ресурсов (составление планов и прогнозов в работе с персоналом, планирование численности и состава работников, создание автоматизированных систем управления человеческими ресурсами).

4. Набор персонала  (знание и умелое использование  всех существующих источников удовлетворения кадровой потребности).

5. Профориентация и  адаптация (введение принятых  работников в организацию, развитие  у них понимания того, чего  ожидает от сотрудников организация  и какой труд в ней получает  заслуженную оценку).

6. Формирование кадрового потенциала управления (анализ качественного состава управленческих кадров, организация найма и постоянной работы с молодыми специалистами, разработка научно-практических основ подбора и расстановки руководящих кадров).

7. Оценка кадров и  их деятельности (организация оценки кадров управления, разработка принципов и методов работы с резервом, организация конкурсов специалистов, аттестация, разработка эффективных методик оценки).

8. Организация обучения  персонала (разработка и осуществление  программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников).

9. Управление трудовой  дисциплиной и текучестью кадров (разработка структуры заработной  платы и льгот в целях привлечения,  найма и сохранения персонала,  разработка процедур повышения, понижения, перевода и увольнения работников).

10. Организация делопроизводства  и оценка эффективности работы  кадровых служб (ведение личных  дел работников, учета и отчетности  по кадрам, использование оргтехники  и персональных компьютеров в  автоматизации процессов управления человеческими ресурсами, оценка эффективности деятельности подразделений по работе с персоналом).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности  кадрового менеджмента в зарубежных  странах

2.1 Стратегические  концепции управления персоналом за рубежом

 

Несмотря на огромное количество работ по теории организации  и управления, западные эксперты считают, что ни одна из них не является универсальной. Так, в последнее время получила распространение теория выживания  организации в условиях «структурного сдвига».

В основе этой модели лежат  следующие положения:

1) специализированные предприятия  в целом более совершенны, чем  диверсифицированные, но менее  живучи;

2) со временем рентабельность  имеет тенденцию к уменьшению;

3) с возрастом «смертность» предприятий падает.

Авторы данной теории считают, что в любой организации  происходит борьба между силами, заинтересованными  в повышении эффективности ее деятельности и в ее выживании. В  первые годы после создания организации  эффективность играет преобладающую роль, но рано или поздно организация входит в период «тревог», когда с наибольшей силой проявляются антагонистические интересы различных групп внутри и вне предприятий. Акционеры выступают за глубокие преобразования, которые позволили бы предприятию повысить рентабельность; персонал, видящий в преобразованиях угрозу своему положению, стремится блокировать любые глубокие изменения. Примером структурного срыва является покупка предприятия рабочими. В соответствии с этой моделью каждая организация стремится к срыву, а не к максимизации эффективности. Но эту тенденцию можно преодолеть, если руководителям удается противостоять силам, толкающим организацию к выживанию без эффективности с помощью организационных инноваций, экстернализации занятости, слияний и приобретений.

Проблемам выживания  предприятий посвящено много  работ различных специалистов. Представляет интерес «биологический подход», отраженный в работах А. Эрели и Ж. Моно и ставящий перед собой цель ответить на вопрос, существует ли жизненный  цикл предприятий, аналогичный жизненному циклу биологических объектов. Современные исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Предприятия стареют,  как и живые существа, что проявляется  в снижении восприимчивости предприятия  ко всему выходящему за формализованные рамки. Такая формализация превращает организации в закрытые системы.

2. Полностью закрытая  система, т. е. система, которая  не может интегрировать новую  информацию, становится “застывшей”,  а следовательно, «мертвой». Она  перестает развиваться, теряет способность к адаптации. Предприятия могут продолжать существовать, но похожи на умирающих, жизнь которых поддерживается с помощью сложного оборудования.

3. В рамках «биологического  подхода» роль руководителя предприятия  состоит, с одной стороны, в  поддержании системы в состоянии открытости, а с другой - в ориентации ресурсов организации на инновации, способные обеспечить выживание предприятия, его адаптацию к изменяющемуся окружению.

4. Управление организацией  в данном режиме содержит определенный  риск, связанный с нарушением функционирования предприятия или необходимостью изменения существующих руководящих структур (это может пойти на пользу предприятию, но представляет угрозу для самих руководителей). Поддержание открытости системы обходится дороже в плане финансов, времени, стрессов, чем управление на принципах планирования, но является основным фактором выживания предприятия в современных условиях.

Обзор различных теорий организации и управления позволяет  сделать общий вывод: выживание  и эффективность деятельности предприятий зависят от периодического и планомерного изменения целей, кадрового состава и руководства организаций.

Успешное развитие на протяжении длительного периода  экономики Японии побудило ученых и  практиков разных стран внимательно  изучать механизмы и факторы, которые обеспечивают высокую эффективность производства в этой стране. Анализ показал, что в центре этой концепции управления находится человек, который рассматривается как наивысшая ценность для фирмы. Исходя из этой концепции все системы управления нацелены на пробуждение разнообразных способностей работников с тем, чтобы они были в максимальной степени использованы в процессе производства, а человек стремился к процветанию фирмы, в которой работает.

В последнее время  в США и европейских странах с учетом японского опыта разработаны различные модели управления, в центре внимания которых находится человек [5, c. 65]. Как правило, такие модели содержат следующие блоки:

- персонал организации;

- тщательный учет знаний  и способностей работников при назначении их на ключевые должности в фирме;

Информация о работе Менеджмент в Японии