Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:04, курсовая работа
Цель работы – исследовать сущность и зарубежный опыт кадрового менеджмента.
Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы кадрового менеджмента в современной организации,
- изучить особенности кадрового менеджмента в зарубежных странах.
Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Теоретические основы кадрового менеджмента в современной организации………………5
2. Особенности кадрового менеджмента в зарубежных странах……………..15
2.1 Стратегические концепции управления персоналом за рубежом………..15
2.2 Стратегическое планирование и кадровая политика на предприятиях в зарубежных странах……………………………………………………………..22
2.3 Управление персоналом на предприятиях Японии………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………...35
Реализация современного курса на проведение радикальной экономической реформы и активной социальной политики, на всестороннюю демократизацию общества в период перехода к рыночным отношениям также связана с повышением роли человеческого фактора.
Уровень работы с кадрами сегодня не отвечает задачам кардинальной перестройки управления экономикой, проведения в жизнь активной социальной и кадровой политики. В практику кадровых служб слабо внедряются научные методы оценки, расстановки и подготовки кадров с использованием результатов научных исследований. Недостаточно высоким является уровень организационно правовой и социально-психологической культуры работников по кадрам, многие из которых не имеют соответствующего образования, длительное время не повышают свою квалификацию. Знаний и умений в области работы с персоналом, как правило, нет также у большинства предпринимателей и руководителей, что в целом снижает эффективность управления. В то же время владение основами кадрового менеджмента, его основными принципами и методами крайне важно для организаторов производства, командиров промышленности и строительства. Обучение руководителей основам кадровой политики, включение в программы их подготовки и повышения квалификации вопросов организации управления персоналом способствуют формированию у них понимания важности правильной, научно обоснованной работы с людьми, повышению престижа кадровых служб и в конечном итоге — повышению эффективности использования человеческого фактора на производстве
Рис.2 Уровни управления
Примечание. Источник: собственная разработка.
Поэтому особую важность
в настоящих условиях приобретают
вопросы работы с кадрами, которые
и составляют человеческий фактор развития
общественного производства. Это
предъявляет качественно новые
Вместе с тем уровень работы с кадрами сегодня не отвечает задачам кардинальной перестройки управления экономикой, проведения в жизнь активной социальной и кадровой политики. В практику кадровых служб слабо внедряются научные методы оценки, расстановки и подготовки кадров с использованием результатов научных исследований [1, c. 128].
Недостаточно высоким
является уровень организационно-
Знаний и умений в
области работы с персоналом, как
правило, нет также у большинства
предпринимателей и руководителей,
что в целом снижает
Обучение руководителей основам кадровой политики, включение в программы их подготовки и повышения квалификации вопросов организации управления персоналом способствуют формированию у них понимания важности правильной, научно обоснованной работы с людьми, повышению престижа кадровых служб и в конечном итоге — повышению эффективности использования человеческого фактора на производстве.
В этой связи возникает
необходимость разработки организационных,
правовых, экономических, социальных и
психологических проблем
Современные требования к работе с персоналом обусловливают повышение роли кадровых служб в использовании творческого потенциала личности каждого работника, превращение их в научно-практические центры активизации человеческого фактора. Исходя из этого особенно актуальной представляется разработка нового научно-практического направления — основы кадрового менеджмента, обеспечивающего комплексный подход к решению проблем оптимального использования персонала в различных отраслях производства.
Современные условия
требуют значительного
Сказанное обусловливает
появление в сфере
Управление персоналом
в современных условиях включает
несколько взаимосвязанных
1. Разработка эффективной системы кадрового менеджмента (определение предмета, задач и содержания данного вида менеджмента, его основных направлений, принципов и методов для конкретной организации).
2. Формирование механизма
управления персоналом и
3. Планирование человеческих ресурсов (составление планов и прогнозов в работе с персоналом, планирование численности и состава работников, создание автоматизированных систем управления человеческими ресурсами).
4. Набор персонала
(знание и умелое
5. Профориентация и
адаптация (введение принятых
работников в организацию,
6. Формирование кадрового потенциала управления (анализ качественного состава управленческих кадров, организация найма и постоянной работы с молодыми специалистами, разработка научно-практических основ подбора и расстановки руководящих кадров).
7. Оценка кадров и их деятельности (организация оценки кадров управления, разработка принципов и методов работы с резервом, организация конкурсов специалистов, аттестация, разработка эффективных методик оценки).
8. Организация обучения
персонала (разработка и
9. Управление трудовой
дисциплиной и текучестью
10. Организация делопроизводства
и оценка эффективности работы
кадровых служб (ведение
2. Особенности
кадрового менеджмента в
2.1 Стратегические
концепции управления персонало
Несмотря на огромное количество работ по теории организации и управления, западные эксперты считают, что ни одна из них не является универсальной. Так, в последнее время получила распространение теория выживания организации в условиях «структурного сдвига».
В основе этой модели лежат следующие положения:
1) специализированные
2) со временем рентабельность имеет тенденцию к уменьшению;
3) с возрастом «смертность» предприятий падает.
Авторы данной теории считают, что в любой организации происходит борьба между силами, заинтересованными в повышении эффективности ее деятельности и в ее выживании. В первые годы после создания организации эффективность играет преобладающую роль, но рано или поздно организация входит в период «тревог», когда с наибольшей силой проявляются антагонистические интересы различных групп внутри и вне предприятий. Акционеры выступают за глубокие преобразования, которые позволили бы предприятию повысить рентабельность; персонал, видящий в преобразованиях угрозу своему положению, стремится блокировать любые глубокие изменения. Примером структурного срыва является покупка предприятия рабочими. В соответствии с этой моделью каждая организация стремится к срыву, а не к максимизации эффективности. Но эту тенденцию можно преодолеть, если руководителям удается противостоять силам, толкающим организацию к выживанию без эффективности с помощью организационных инноваций, экстернализации занятости, слияний и приобретений.
Проблемам выживания предприятий посвящено много работ различных специалистов. Представляет интерес «биологический подход», отраженный в работах А. Эрели и Ж. Моно и ставящий перед собой цель ответить на вопрос, существует ли жизненный цикл предприятий, аналогичный жизненному циклу биологических объектов. Современные исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Предприятия стареют,
как и живые существа, что проявляется
в снижении восприимчивости
2. Полностью закрытая
система, т. е. система,
3. В рамках «биологического
подхода» роль руководителя
4. Управление организацией
в данном режиме содержит
Обзор различных теорий организации и управления позволяет сделать общий вывод: выживание и эффективность деятельности предприятий зависят от периодического и планомерного изменения целей, кадрового состава и руководства организаций.
Успешное развитие на протяжении длительного периода экономики Японии побудило ученых и практиков разных стран внимательно изучать механизмы и факторы, которые обеспечивают высокую эффективность производства в этой стране. Анализ показал, что в центре этой концепции управления находится человек, который рассматривается как наивысшая ценность для фирмы. Исходя из этой концепции все системы управления нацелены на пробуждение разнообразных способностей работников с тем, чтобы они были в максимальной степени использованы в процессе производства, а человек стремился к процветанию фирмы, в которой работает.
В последнее время в США и европейских странах с учетом японского опыта разработаны различные модели управления, в центре внимания которых находится человек [5, c. 65]. Как правило, такие модели содержат следующие блоки:
- персонал организации;
- тщательный учет знаний и способностей работников при назначении их на ключевые должности в фирме;