Менеджмент во внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 08:19, реферат

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность начала активно изучаться только в конце 80-х начале 90-х годов. До этого времени она не представляла интереса для изучения, так как отечественные предприятия осуществляли свою деятельность только в масштабах нашей страны. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Поэтому тема этого исследования представляется весьма актуальной и нуждающейся в изучении.
Целью работы является отражение теоретических вопросов внешнеэкономической деятельности российских предприятий, отражение ее современного состояния. Наиболее важным является выявление перспектив и путей развития внешнеэкономической деятельности.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 48.47 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами.

Внешнеэкономическая деятельность реализуется  как на уровне государства, так и  на уровне отдельных хозяйствующих  субъектов. В первом случае внешнеэкономическая  деятельность направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание правовых, торговых и политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических  связей. Рациональная внешнеэкономическая  политика государства может привести к повышению темпов роста национального  дохода, ускорению научно-технического прогресса, повышение концентрации производства и эффективности капитальных  вложений.

Внешнеэкономическая деятельность предприятия  – это сфера хозяйственной  деятельности, связанная с международной  производственной интеграцией и  кооперацией, экспортом и импортом товаров и услуг, выходом на внешний  рынок. На уровне предприятия внешнеэкономическая  деятельность направлена на заключение и исполнение контрактов с иностранными партнерами. Внешнеэкономическая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий России. Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ  международной кооперации производства и свобода в принятии решений  для осуществления своих производственных задач.

Внешнеэкономическая деятельность является одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе. После перехода от плановой экономики к рыночной у предприятий появились возможности использования преимуществ внешнеэкономических связей, а также вхождения в мировой процесс интеграции и кооперации производства. Отечественные предприятия стали проявлять активность во внешнеэкономической  деятельности.

В результате этого возникла объективная  необходимость в изучении внешнеэкономической  деятельности. Ведь для наиболее эффективного ее осуществления очень важно обладать достаточными теоретическими и практическими знаниями в этой области.

Внешнеэкономическая деятельность начала активно изучаться только в конце 80-х начале 90-х годов. До этого  времени она не представляла интереса для изучения, так как отечественные  предприятия осуществляли свою деятельность только в масштабах нашей страны. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Поэтому тема этого исследования представляется весьма актуальной и  нуждающейся в изучении.

Целью работы является отражение теоретических  вопросов внешнеэкономической деятельности российских предприятий, отражение  ее современного состояния. Наиболее важным является выявление перспектив и  путей развития внешнеэкономической  деятельности.

 

Глава 1. Внешнеэкономическая деятельность организации и ее значение в развитии экономики России

 

 

    1. Сущность, значение и классификация внешнеэкономической деятельности

 

 

На сегодняшний  день ориентация на внешний рынок  является чрезвычайно важной для  России. Выход на международный рынок  предприятия дает ряд положительных  моментов и для предприятия и  для страны:

1. фактор дополнительного стимулирования стабилизации национальной экономики;

2. гибкость  предприятия реагировать на изменение  внешнеэкономических факторов;

3. повышение  технологического и технического  уровня, что приводит к росту  предприятия;

4. рост  конкуренции в предпринимательстве.

В основе внешнеэкономической деятельности лежит независимость и самостоятельность  в:

1. выборе  ассортимента и объема продукции,  которую хотят производить;

2. внешнего  рынка;

3. иностранного  капитала;

4. форм  внешнеэкономической деятельности, с помощью которых можно выходить  на внешний рынок.

Главной причиной возникновения и  развития внешнеэкономических связей между странами является международное разделение труда.

Основные  направления развития внешнеэкономических связей в современных условиях:

1. восстановление и развитие экспортного потенциала страны;

2. использование иностранных кредитов для технического переоснащения;

3. повышение конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке на основе модернизации производства;

4. изменение структуры импорта за счет увеличения удельного веса продукции промышленного производства в форме высокоточных технологий;

5. обеспечение экономической безопасности страны за счет совершенствования экспорта и импорта.

Переход к открытой рыночной экономике требует преобразований во внешнеэкономической сфере с тем, чтобы обеспечить включение России в мировое хозяйство. Необходимость преобразований определяется:

  • неблагоприятной структурой внешнеторгового оборота;
  • распадом СССР.

В современных условиях интеграция экономической жизни идет по многим направлениям через:

  • обмен средствами производства, технологиями, информационными структурами;
  • развитие торговли;
  • рост обмена научно-техническими знаниями;
  • международную миграцию рабочей силы.

В современных  условиях происходит качественное обновление технологической базы производства за счет:

  • внедрения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;
  • изменения структуры производства и потребления;
  • использование экспорта научно-технической информации научно-технических услуг.

Внешнеэкономическую деятельность предприятия классифицируют по ряду признаков.

1. По профилю деятельности:

а) производство экспортной продукции и самостоятельная  реализация на внешнем рынке;

б) чисто  внешнеторговые операции, посреднические услуги, финансово-страховые, транспортные операции.

2. По  характеру внешнеторговых операций  различают:

а) экспортеров, импортеров;

б) специализированных посредников, таможенных брокеров.

3. По  организационно-правовым формам:

а) коммерческие организации (хоз. товарищества, производственные кооперативы);

б) государственные  муниципальные предприятия;

в) некоммерческие потребительские ассоциации, союзы.

 

 

    1. Формы внешнеэкономической деятельности.

Совместное предпринимательство

 

 

В соответствии с меняющейся конъюнктурой внутреннего  и внешнего рынка развиваются  новые формы предпринимательства, ориентированного на внешний рынок.

1. внешнеторговая  деятельность;

2. производственная  кооперация;

3. международное  инвестиционное сотрудничество;

4. валютные  и финансово-кредитные операции;

5. совместное  предпринимательство.

Основным  видом внешнеэкономической деятельности предприятия является внешнеторговая деятельность (ВТД). Внешнеторговая деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность в области обмена товарами, услугами, работами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.

Правом  осуществления внешнеторговой деятельности наделяются все российские лица, им предоставляются:

- вступать  в переговоры с зарубежными  партнерами;

- открывать  счета в банках;

- заключать  контракты.

Основными функциями предприятия во внешнеторговой деятельности являются:

- производственно-хозяйственные  (выбор услуг, продукции, связи  с партнером);

- организационно-коммерческие (процесс и методы выхода на  внешний рынок);

- коммерческие (экспортные, импортные операции).

В основе внешнеторговой деятельности лежат  внешнеторговые операции. Выделяют четыре основных вида внешнеторговых операций (сделок):

1. экспорт – это вывоз товара, работ, услуг с территории РФ за границу.

2. импорт – ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности в страну.

3. реэкспорт – обратный ввоз ранее вывезенного из-за границы товара без какой-либо переработки в стране.

4. реимпорт – обратный ввоз ранее вывезенного товара из страны неподвергшегося переработке за рубежом.

Основными сопутствующими документами являются: извещение об отгрузке; накладная  сопровождающая груз; инвойс (коммерческий счет, в него включается счет-фактура, перечень товаров); дебит-нота (высылается поставщиком покупателю в случае получения им возвращенных покупателем товаров), кредит-нота (выставляется продавцом покупателю в случае получения им возвращенных покупателем товаров); выписка из счета; извещение о переводе платежа.

Внешнеторговая  сделка оформляется внешнеторговым контрактом.

Внешнеторговый  контракт – договор купли-продажи, поставки, проведения каких-либо работ, услуг, заключаемый двумя или  более сторонами. Контракт является основным, базовым документом, определяющим меру материальной ответственности  сторон за выполнение обязательств, поэтому  от правильности его составления  зависит конечный результат сделки.

Контракт  составляется в произвольной форме, но должен включать в себя следующие  разделы: общие положения, цена и  стоимость контракта, качество товара, сроки поставки товара, условия платежа, сдача-приемка, упаковка и маркировка груза, санкции, арбитраж, порядок подачи претензий, форс-мажор и разрешение споров, прочие условия и юридические адреса сторон.

Производственная кооперация с иностранным партнером (ПК). Это скоординированная или совместная, обычно долговременная производственно-экономическая, и, как правило, научно-техническая деятельность партнеров из разных стран, основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве.

Суть производственной кооперации состоит в:

- объединении иностранных партнеров на основе общности экономических, технологических, научно-технических и иных интересов;

- увязке технических параметров готовых изделий и их частей, обеспечивающей взаимозаменяемость и унификацию кооперированных изделий с учетом стандартов международных организаций.

На начальной  стадии привлечения иностранных  инвестиций в российскую экономику  получила распространение такая  форма внешнеэкономической деятельности, как создание совместных предприятий. Они создавались на основе договора между отечественным государственным предприятием и иностранным инвестором.

Правовые вопросы совместного  предпринимательства определяются нормами торгового и гражданского законодательства, где создается  совместное предприятие.

Формирование совместных предприятий  предполагает:

1. совместное управление производством;

2. согласованное распределение  прибыли;

3. создание товаров на базе  объединенной собственности;

4. разделение производственного  и коммерческого риска.

Совместные предприятия характеризуют:

1. совместный капитал;

2. единый производственный аппарат;

3. согласование интересов партнеров.

Создание совместных предприятий  осуществляется в несколько этапов:

1. поиск иностранного инвестора;

2. создание учредительных документов;

3. регистрация документов.

В настоящее время серьезных  западных инвесторов интересует не столько  партнерство с российскими предприятиями, сколько приобретение надежных элементов  контроля над производством.

 

Глава 2. Методы государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности и нормативно-правовая база

 

 

При существующей самостоятельности участников внешнеэкономической  деятельности государство оставляет  право за собой регулировать важнейшие  аспекты этой деятельности.

Указом Президента Российской Федерации "О либерализации внешнеэкономической деятельности" разрешено всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации. Экспорт стратегически важных сырьевых товаров (их перечень установлен Правительством РФ и содержит 13 позиций) осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными Министерством внешних экономических связей для этих целей.

Информация о работе Менеджмент во внешнеэкономической деятельности