Менеджмент во внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 08:19, реферат

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность начала активно изучаться только в конце 80-х начале 90-х годов. До этого времени она не представляла интереса для изучения, так как отечественные предприятия осуществляли свою деятельность только в масштабах нашей страны. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Поэтому тема этого исследования представляется весьма актуальной и нуждающейся в изучении.
Целью работы является отражение теоретических вопросов внешнеэкономической деятельности российских предприятий, отражение ее современного состояния. Наиболее важным является выявление перспектив и путей развития внешнеэкономической деятельности.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 48.47 Кб (Скачать файл)

В регионе имеется развитая инфраструктура для обслуживания межрегиональных  потоков: Волгоградский, Волжский и  Калачевский речные порты, международный  аэропорт, мощный железнодорожный узел, магистральные автодороги Москва-Волгоград-Астрахань, Сызрань-Саратов-Волгоград, Волгоград-Каменск-Шахтинск, Волго-Донской судоходный канал, входящий в международный транспортный коридор.

Волгоград постоянно сохраняет  положительное сальдо внешней торговли. Однако следует учитывать и тот факт, что формирование высокого положительного сальдо ведет к усилению несбалансированности внешнеторговых операций города. Поэтому при определении импортной стратегии Волгограда необходимо учитывать следующие факторы:

- структуру промышленного производства в городе;

- значимость зарубежных закупок в рамках существующих технологических цепочек;

- тенденции развития потребительского рынка, географическое положение города.

Для дальнейшего  укрепления зарубежных, межрегиональных  связей Волгограда и создания нового имиджа города, как крупного индустриального  центра, необходимо создание концепции  развития нового имиджа города с учетом его исторического, культурного, научного, экономического потенциала.

Объемы производства предприятий  области растут за счет внешнеэкономической деятельности. Темпы роста объемов производства предприятий области таковы, что за последние шесть лет мы утроили валовой продукт. Активная внешнеэкономическая деятельность региональных товаропроизводителей дает надежду, что через два-три года предприятия области преодолеют этот рубеж. Необходимым условием является приток инвестиций в крупнейшие предприятия области.

Инвестиционной привлекательности  области во многом содействует активное участие Волгоградской области  в крупнейших экономических мировых  форумах и выставках. За последние  годы успешно развиваются экономические  отношения с Германией, Италией, Индией, Ираном, Китаем.

За 2000 – 2003 годы на развитие экономики  города привлечено около 300 млн. долларов США иностранных инвестиций (приложение 2).

В целом на долю прямых иностранных  инвестиций приходиться около 30 процентов  от общего объема иностранных инвестиций, на долю прочих инвестиций – около 70 процентов, портфельные составляют менее 1 процента.

Основная часть иностранных  инвестиций приходиться на промышленность более 95 процентов. В отраслевой структуре  предпочтения, в иностранных инвестициях  отдаются предприятиям черной и цветной металлургии. Иностранные инвесторы склонны вкладывать свои средства только в быстро окупаемые объекты, продукция которых пользуется гарантированным спросом на внутреннем рынке.

В городе действует около 80 совместных предприятий, в которых воспроизводится  капитал германских, американских, итальянских, греческих и других фирм. Эти предприятия выпускают  продукты питания и напитки, промышленные товары, осуществляют оптовую и розничную  торговлю, оказывают разнообразные  услуги.

С октября 2002 г. в Волгоградской области функционирует Рабочая группа по подготовке региона к работе в условиях Всемирной торговой организации (ВТО). В рамках ее деятельности уже начата работа по анализу состояния дел в социально-значимых, ведущих экспортоориентированных отраслях области, с целью определения инвестиционных, организационных, технологических мер, которые позволили бы предприятиям и организациям обеспечить выпуск конкурентоспособной, импортозамещающей, экспортоориентированной продукции, соответствующей нормам и требования Всемирной торговой организации.

В области  создана региональная система научно-методического  обеспечения, вступления, а затем  работы в условиях Всемирной торговой организации (РСНМО ВТО). Имеется  значительный потенциал по организации  системы подготовки кадров по вопросам внешнеэкономической деятельности и торговой политики.

 

Практическая часть

 

 

Внешнеэкономическую политику в предстоящий период следует  направить на обеспечение наилучших  условий для широкого доступа  отечественных товаров на внешние  рынки, в том числе путем активизации  международных и межрегиональных  связей, расширения обменов официальными и рабочими делегациями с включением в них представителей деловых  кругов, заключения долгосрочных Соглашений о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, создания в рамках этих соглашений торговых представительств.

Для успешного расширения внешней  торговли необходимо расширение и восстановление традиционных экспортных производств  и повышение в экспорте доли обработанной (конечной) продукции, кроме этого необходимо максимально использовать научно-технический потенциал, производственные мощности и высококвалифицированные кадры для интенсификации участия в международном распределении труда. Ориентируя иностранные, внутрироссийские инвестиции в проекты с быстрым сроком окупаемости, можно достигнуть значительных экономических эффектов для экономики России. Реализация экономического потенциала в рамках международного сотрудничества предполагает использование всех возможных форм делового сотрудничества и партнерства: внешнюю торговлю, научно-техническое сотрудничество, кооперацию, организацию производства с иностранным участником и т.д.

Для стимулирования экспортных производств  необходимо:

  • совершенствовать ценовую и в целом конъюнктурную работу на предприятиях-экспортерах, предприятиях-импортерах в целях выбора оптимальных партнеров и условий внешнеторговых контрактов;
  • учитывать торгово-политические факторы и особенности экспортно-импортного режимов по отношению к стране происхождения товара, а также анализировать риски недопоставки или непоставки товара;
  • эффективно использовать существующие официальные льготы при экспорте-импорте товаров;
  • развивать нормативную базу для защиты отечественных товаропроизводителей от чрезмерного импорта недобросовестных зарубежных поставщиков;
  • организовывать информационное обслуживание всех уровней внешнеэкономической деятельности;
  • разрабатывать системы поощрений в продвижении на рынок новых видов готовой продукции, особенно в новые страны и т.д.

При этом необходимо законодательно защитить внутренний рынок товаров, работ, услуг и рабочей силы. Одним  из механизмов регулирования является создание торговых представительств стран-партнеров. Направлениями взаимовыгодного  экономического сотрудничества могут  стать:

  • организация на базе существующих мощностей производств высокорентабельных видов продукции также с участием иностранного партнера (бытовой техники, перерабатывающей продукции, пищевой промышленности и др.), ориентированных на российский рынок;
  • сотрудничество в сфере высоких технологий (в том числе конверсионных) и производстве товаров народного потребления, создание совместных производств;
  • организация производственной кооперации с партнерами из промышленно развитых и развивающихся стран.

Одним из важных направлений деятельности по развитию внешнеэкономической деятельности в среднесрочной перспективе  должно стать содействие развитию всех типов инфраструктуры: производственной, социальной, рыночной, деловой, включая  инвестиционную. Для развития устойчивого, положительного инвестиционного климата, наряду с общеполитической и социальной стабильностью необходим соответствующий уровень инфраструктурного обустройства. От уровня развития инфраструктуры зависят и объемы инвестиций. Поэтому необходимо направить политику на увеличение инвестиций, в том числе российских.

Основные направления в области  развития инфраструктуры:

  • развитие инвестиционной инфраструктуры, включающей в себя инвестиционные банки, страховые компании по страхованию риска капиталовложений, банки проектного финансирования, другие финансовые институты, в частности инвестиционные компании;
  • активное развитие регулярно действующих выставок, ярмарок, их сотрудничество с международными выставками и ярмарками; привлечение для участия в них иностранных компаний;
  • совершенствование нормативно-правовой базы внешнеэкономической деятельности;
  • развитие международной, межрегиональной хозяйственной кооперации (содействие в создании предприятий с иностранными инвестициями), стимулирование расширения представительств иностранных фирм;
  • развитие прямых экономических и транспортных связей;

Данные меры позволят укрепить позиции  города на международном рынке, стимулировать  привлечение инвестиций, содействовать  развитию экспортно-импортного потенциала.

 

Заключение

 

В настоящее  время ситуацию в области внешнеэкономической  деятельности российских предприятий  можно охарактеризовать как сложную. Это связано со многими факторами, прежде всего, с низким уровнем конкурентоспособности  производимой продукции, хронической  нехваткой средств у предприятий. Отечественным предприятиям присущ малый научно-технический потенциал, устаревшая производственная база и  формы управления производством.

В современных  условиях производство не может полноценно развиваться только в пределах своей  страны. Это наглядно продемонстрировала плановая политика, проводимая нашим  государством в годы советской власти. Отечественные предприятия успешно  действовали только в территориальных  рамках СССР. Но с падением плановой политики выяснилось, что уровень  развития производства в нашей стране намного уступает западному.

Продукция наших предприятий не пользуется спросом на иностранных рынках. Россию в основном допускают лишь к торговле природными ресурсами. Иностранные  инвесторы также не спешат вкладывать средства в российскую промышленность.

Спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной  экспортной политики отрицательно влияют на структуру и динамику экспорта в стране. По этим же причинам происходит рост доли топливно-сырьевой продукции  в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения, а, следовательно, возрастания роли сырьевых регионов во внешнеэкономических  связях и убывания тех, которые специализируются на производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии. Ужесточение  таможенной и налоговой политики, задолженность государства иностранным  партнерам вызвало сокращение удельного веса оборудования и технологий в импорте.

Еще не до конца доработано Российское законодательство, где были бы определены полномочия регионов, возможность их участия  во внешнеэкономической деятельности, разграничение собственности отдельных  субъектов, определения статуса  природных ресурсов в регионах, распределение  доходов от экспортных и импортных  пошлин между Федерацией и ее субъектами. Все это является сильным тормозом в развитии внешнеэкономических  связей, а значит, развития экономики  страны в целом.

Но следует  сказать, что российские предприятия  обладают достаточным потенциалом  для выхода из сложившейся ситуации. В стране имеется огромная минерально-сырьевая база, множество научно-конструкторских  разработок, достаточно квалифицированные  трудовые ресурсы.

Перспективы развития внешнеэкономической деятельности связаны с повышением конкурентоспособности  производства, внедрением новейших технологий, проведением маркетинговых исследований, включением в процесс международной  кооперации производства, привлечением иностранных инвестиций.

Многие  республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными  партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.

Не смотря на возникающие трудности, товарооборот России с внешними странами растет. Что говорит о некотором улучшении  экономической ситуации в стране, а также о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.


Информация о работе Менеджмент во внешнеэкономической деятельности