Менеджмент во внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 08:19, реферат

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность начала активно изучаться только в конце 80-х начале 90-х годов. До этого времени она не представляла интереса для изучения, так как отечественные предприятия осуществляли свою деятельность только в масштабах нашей страны. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Поэтому тема этого исследования представляется весьма актуальной и нуждающейся в изучении.
Целью работы является отражение теоретических вопросов внешнеэкономической деятельности российских предприятий, отражение ее современного состояния. Наиболее важным является выявление перспектив и путей развития внешнеэкономической деятельности.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 48.47 Кб (Скачать файл)

Основы  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности концептуально определены в Федеральном законе «О государственном  регулировании внешнеэкономической  деятельности». Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности базируется на определенных экономических  и административных методах.

Государственное регулирование – степень вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность. Государство ведет контроль монопольной деятельности, т.е. создает равные условия на внутреннем рынке.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» существуют следующие методы регулирования:

1. таможенно-тарифное регулирование;

2. налоговое регулирование;

3. нетарифные административные  методы.

Таможенно-тарифные методы направлены на регулирование операций по экспорту для защиты внутреннего рынка и стимулирования структурных изменений в экономике России и основаны на Таможенном кодексе РФ и законе РФ «О таможенном тарифе».

Различают следующие таможенно-тарифные платежи:

1. таможенный тариф;

2. импортные пошлины.

Таможенный тариф –  систематизированный сбор ставок таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые в страну или вывозимые из нее  товары.

Функции таможенного тарифа:

1. фискальная, обеспечивает пополнение доходной части бюджета;

2. защитная, предохраняет  экономику от чрезмерной конкуренции;

3. регулирующая, влияет на  структуру производства, поощряя  развитие одних сфер деятельности  и сдерживая другие.

Импортный таможенный тариф предусматривает три уровня ставок таможенных пошлин:

1. базовый – для товаров происходящих из стран, с которыми заключены торговые договора и соглашения, предусматривающие взаимное предоставление режимов наиболее благоприятной для нации (РНБ), к числу таких относится Великобритания, Греция, Франция и др. (всего 25 стран).

2. максимальный – для  товаров, происходящих из стран  с которыми отсутствует режим  наиболее благоприятной для нации  (например, Эстония). Эти ставки превышают  размер базовых ставок в 2 раза, т.е. составляют 200%.

3. минимальный – для  товаров из развивающихся стран  (Албания, Бразилия, Турция) всего  103 страны.

Кроме того, осуществляется беспошлинный ввоз товаров из наименее развитых стран – Афганистан, Мали (всего 47 стран), и стран СНГ –  участников таможенного союза.

Любой налог на импортируемый или экспортируемый товар может взиматься в различных формах:

1. адвалорная – пошлина, определенный законом конфиксированный процент от стоимости импортируемого или экспортируемого товара.

2. специфическая – налог,  определяемый конфиксируемую сумму  денег, на каждую импортируемую  или экспортируемую единицу товара.

Внутренняя цена импортного товара после обложения специфическим  тарифом будет равна:

Таможенная стоимость + ставка специфического товара.

3. смешанная – объединение  адвалорного и специфического  налогов.

Таможенная стоимость  ввозимого товара является базой  для таможенных платежей.

Для расчета таможенной пошлины  используют следующую методику:


 

 

ТП – сумма таможенной пошлины, руб.

ТС – таможенная стоимость  товара;

П % - ставка таможенной пошлины.

Все ввозимые в Россию товары за определенным исключением облагаются НДС и акцизами.

Акцизы взимаются с  определенной группы товаров, определяемых Правительством РФ (вино водочные, табачные, автомобильные, изделия из меха и  кожи, ювелирные изделия).

Акциз рассчитывается аналогично таможенной пошлине:


 

АС – акцизный сбор;

ТС – таможенная стоимость, руб.

А % – ставка акциза.

Для определения НДС в  базу обложения импортного товара включается сумма таможенной пошлины и акцизные сборы:


 

Нетарифное регулирование предусматривает использование специальных разрешений на ввоз и вывоз товаров.

Лицензирование - это система письменных разрешений выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определенные периоды времени по отдельным товарам: квотируемые товары, специфические товары и товары двойного назначения. Лицензии – бывают разовыми и генеральными. Генеральные оформляются сроком на один год.

Квота – ограничение физических объемов ввоза продукции. Общие квоты экспорта из России отдельных товаров устанавливаются Министерством экономики по согласованию с соответствующими министерствами.

Государственные монополии – устанавливаются на торговую продукцию, для использования которой используются специальные разрешения: вооружения, боеприпасы, товары двойного назначения (ракетное топливо, наркотические средства), драгоценные камни, металлы.

Контроль за качеством  товаров ввозимых на территорию России должны соответствовать техническим, санитарным, фармакологическим, экологическим стандартам и требованиям России.

Запреты и ограничения  экспорта и (или) импорта могут вводится как защитные меры, т.е. вводятся, когда резко возросший импорт угрожает национальному производству определенных товаров.

Общий контроль за вывозом  с территории Российской Федерации  лицензируемых товаров возлагается  на Государственный таможенный комитет. Транспортно-экспедиторским предприятиям и гражданам владельцам транспортных средств запрещено принимать к отгрузке за пределы Российской Федерации товары без разрешения таможенных органов в товаросопроводительных документах.

 

Глава 3. Органы управления внешнеэкономической  деятельностью

 

 

Сложившаяся структура органов управления внешнеэкономической  деятельности отражает те изменения, которые  произошли в результате либерализации  экономики и разработки новой  внешнеэкономической политики в  России. В соответствии с конституцией Российской Федерации руководство  внешнеэкономической деятельностью  в рамках внешнеэкономической политики осуществляет Президент РФ, а исполнение – Правительство РФ. Федеральное  устройство России предполагает распределение  полномочий между центральными и  местными органами, обеспечивающее единство и целостность внешнеэкономической  политики.

 

 

3.1. Федеральный уровень

 

 

Федеральный уровень управления внешнеэкономической  деятельностью обеспечивают центральные  органы исполнительной власти (приложение 1).

Министерство внешнеэкономических  связей РФ (МВЭС РФ) участвует в формировании внешнеэкономической политики и контроле за ее реализацией, разработке механизма регулирования валютно-кредитных отношений с иностранными государствами, осуществляет оперативное нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: выдает в установленном порядке лицензии на экспорт и импорт товаров, контролирует экспорт товаров, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования и др.

Министерство экономики РФ разрабатывает экономическую и внешнеэкономическую стратегию и формирует механизм ее реализации: привлечение иностранных инвестиций, осуществление совместных программ и проектов, использование иностранных кредитов, участие в установлении экспортных и импортных пошлин и др.

Министерство финансов РФ осуществляет руководство валютными резервами страны.

Важная  роль в регулировании внешнеэкономической  деятельности принадлежит Центральному банку, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств. К основным функциям Центробанка относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг.

Государственный таможенный комитет  РФ (ГТК РФ) участвует в разработке и реализации таможенной политики: разрабатывает ставки таможенных пошлин, товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности, организует работу таможенных органов, взимает таможенные пошлины и др.

Федеральная служба по валютному и  экспортному контролю РФ координирует межотраслевые вопросы контроля над внешнеэкономической деятельностью: надзор за порядком квотирования и лицензирования, поступлением выручки от проведения валютных операций, аудиторская проверка участников внешнеэкономической деятельности.

Российский экспортно-импортный  банк РФ является банком – агентом Правительства РФ и осуществляет функции по финансированию экспорта.

Представительства РФ по торгово-экономическим  вопросам проводят работу по осуществлению в странах пребывания внешнеэкономической политики, изучают общие экономические условия, планы, программы, конъюнктуру рынков, выдают разрешения на транзит товаров через территорию России.

 

3.2. Региональный уровень. Хозяйственный уровень

 

 

В соответствии с законодательством субъекты РФ республики, края, области – могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность в пределах своей компетенции, формировать и реализовывать программы внешнеэкономической деятельности, предоставлять дополнительные финансовые гарантии участникам внешнеэкономической деятельности за счет региональных бюджетов, создавать страховые фонды. Министерство внешнеэкономических связей в соответствии с Положением об уполномоченных министерства внешнеэкономических связей РФ делегирует на местах. В краевых административных регионах при главах администрации созданы управления международных и внешнеэкономических связей.

Хозяйственный уровень управления внешнеэкономической деятельностью обеспечивают торгово-промышленные палаты.

Торгово-промышленная палата является общественной организацией, объединяющей предприятия и предпринимателей, она является юридическим лицом, создается в целях содействия развитию экономики страны, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, всемирному развитию всех видов предпринимательства.

Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

  • оказание помощи предпринимателям и предприятиям,
  • содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности,
  • содействие развитию экспорта товаров и услуг, оказание технической помощи субъектам предпринимательской деятельности в проведении операций на внешнем рынке,
  • предоставление услуг для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций.

 

Глава 4. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Волгоградской области

 

 

Важнейшей составляющей экономики  Волгоградской области является внешнеэкономическая деятельность.

В 101 страну поставляют свою продукцию предприятия  Волгоградской области. Внешнеторговый товарооборот достиг полутора миллиардов долларов в год.

Стабилизация промышленного производства в нашей области на протяжении последних лет обеспечивалась во многом за счет поставок продукции  на внешние рынки. Экспортные поставки в отдельные годы достигали 30% внутреннего  валового продукта. Благодаря этому заметно укрепились позиции отдельных экспортоориентированных отраслей, что обеспечило относительно стабильное положение в топливно-энергетическом и металлургическом комплексах, химическом производстве.

Наша область входит в число  крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции Российской Федерации. В 2004 г. объем производства продукции сельского хозяйства составил 37 млрд руб., или 110,9% к уровню 2003 г. Выращен и убран рекордный за последние годы урожай - 4 млн т зерна (128% к сбору зерновых 2002 г., 177% - к 2003 г.) при средней урожайности 20,1 центнера с гектара. Это позволило полностью обеспечить собственные потребности в фураже, семенах, заполнить продовольственные фонды и реализовать за пределы области большую партию волгоградского зерна.

В сферу внешнеэкономической деятельности вовлечены свыше 500 российских предприятий  региона и более половины предприятий  с иностранными инвестициями. Крупнейшими  участниками внешнеэкономических  связей в промышленности являются ООО  «ЛУКойл-Нижневолжскнефть», ОАО «Волгоградский алюминий», ОАО «Волжский Оргсинтез», ОАО «Волжский трубный завод», ООО СП «Волгодеминойл».

На развитие внешнеэкономической  деятельности Волгограда благоприятное  влияние оказывают не только выгодное географическое и транспортное расположение, но и его зарубежные связи. У Волгограда более 30 городов-побратимов и городов-партнеров в Ближнем и Дальнем зарубежье, регионах России. Город является членом 10 международных и межрегиональных организаций.

Информация о работе Менеджмент во внешнеэкономической деятельности