Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:42, реферат
В современном кросс-культурном менеджменте часто выделяются (противопоставляются) два типа предпринимательства - японский и американский. Исторически это объясняется тем, что до 70-х годов ХХ в. США были признанным мировым лидером в производстве большинства товаров и именно американские предприятия были мировыми лидерами в производительности труда. Это явление во многом объяснялось эффективностью американского менеджмента. Прорыв в 70-е годы на американские и европейские рынки и захват многих из них японскими товарами вызвал большой научный и практический интерес к тому, как вопросы управления решаются в Японии.
1. Национальные стили предпринимательства
В современном
кросс-культурном менеджменте часто
выделяются (противопоставляются)
два типа предпринимательства - японский
и американский. Исторически это
объясняется тем, что до 70-х годов
ХХ в. США были признанным мировым
лидером в производстве большинства
товаров и именно американские предприятия
были мировыми лидерами в производительности
труда. Это явление во многом объяснялось
эффективностью американского менеджмента.
Прорыв в 70-е годы на американские и
европейские рынки и захват многих
из них японскими товарами вызвал
большой научный и практический
интерес к тому, как вопросы
управления решаются в Японии. Внимательное
изучение этого вопроса в первую
очередь американскими
Различия между японским и американским стилями сводятся, в основном, к следующему.
Структура собственности. В корпорациях США физическим лицам принадлежит основная часть, а в Японии - лишь 10% акций (в качестве собственников выступают, прежде всего, юридические лица). Более 80% активов промышленных фирм образовано за счет кредитов. Малый бизнес в Японии весьма развит (как и в США), но в значительной степени связан с крупными корпорациями.
Долгосрочные цели. В США из-за постоянного обновления состава акционеров компании вынуждены заботиться, прежде всего, о норме прибыли на вложенный капитал, доходности акций. Планы при этом составляются на 1-3 года. В Японии фирмы планируют свое развитие на 5-10 лет и связывают его, прежде всего не с нормой, а с общей суммой дохода и прибыли, завоеванием места на рынке, общими масштабами производства, сохранением рабочих мест, финансовыми перспективами.
Роль государства. В США она традиционно невелика и ограничивается установлением налоговых и иных льгот, военными заказами, финансированием фундаментальной науки и образования, немногочисленными целевыми программами, тогда как в Японии министерство торговли и промышленности по согласованию с ведущими корпорациями разрабатывает средне- и долгосрочную научно-техническую, структурную политику, координирует выполнение технологических программ, связанных с прорывом на внешние рынки.
Нужно отметить, что в последние десятилетия американское правительство все активнее поддерживает отечественный бизнес на зарубежных рынках. Достаточно серьезные политические решения на международной арене часто имеют заметную экономическую подкладку. Можно вспомнить и запрет в 70-х годах посадок в американских аэропортах «слишком шумных» европейских сверхзвуковых Конкордов, конкурировавших тогда с американскими Боингами, и продвижение в 90-е годы американским президентом на российский рынок куриных окорочков («ножки Буша»), и нынешнюю компанию против ядерной программы Ирана, впрямую противодействующую контрактам Росатома с иранскими компаниями.
Механизм принятия решений. В США он отличается многоступенчатостью и авторитарностью (в рамках своей компетенции). В Японии число управленческих этажей значительно меньше и решения принимаются коллективно с учетом мнения всех, кого они касаются.
Тип организационной культуры. В США она ориентирована на конкуренцию работников, четкие должностные инструкции, жесткую классификацию должностей, индивидуальные контракты с сотрудниками и большие различия в социальном статусе в зависимости от должности. Это сдерживает взаимопомощь сотрудников, делает немыслимой критику руководства, но развивает стремление к успеху. В Японии преобладает ориентация на командную работу, сотрудничество, здесь отсутствует строгое распределение прав и обязанностей. Разрыв в оплате сравнительно невелик, ее изменение связано, в основном, с успехами коллектива и стажем работы. Должность не дает и каких-то привилегий, особого статуса.
Роль работников в управлении производством. По данным социологов, в Японии 65%, а в США лишь 12% рабочих привлекаются к анализу и решению управленческих проблем. Особо поощряется участие рабочих в управлении качеством продукции, рационализации, совместное с мастером установление норм выработки. В результате, как свидетельствуют опросы, одинаковую направленность личных и фирменных интересов отмечают 93% работников японских фирм, в США - 9% . По мнению экспертов, первенство фирм Японии по эффективности труда на 40% связано с кадровым менеджментом, на 35% - с надежностью снабжения (система “точно вовремя”), на 20% с управлением качеством продукции и лишь на 10% - с превосходством в технике и технологии.
Стиль менеджмента в ФРГ также имеет явную социальную и организационно-техническую ориентацию, имея в виду перспективную, а не краткосрочную максимизацию прибыли, и при этом учитываются экологические критерии, национальные и региональные (земельные), а не только узкофирменные интересы.
Высок статус рабочих – профессионалов. Этому способствует общенациональная система подготовки и сертификации рабочих на основе торгово-промышленных палат. Высокое качество подготовки инженерно-технических работников.
До 70% фирм ФРГ, включая малые и средние, сами ведут или заказывают НИОКР. Особое внимание в стратегическом управлении обращается на инвестиции в гибкую технологическую оснастку, автоматизацию контроля качества, реконструкцию складского хозяйства, информационных сетей, подъездных путей, а также на установление надежных хозяйственных связей, техническую помощь поставщикам из малого бизнеса, улучшение социально-психологического климата в коллективе на основе льготной продажи акций работникам, их участия в прибылях, обсуждении и принятии ряда решений.
2. Японская и американская модели менеджмента
В США половина
работающих занята на малых предприятиях,
которые дают половину всей продукции
и еще больше - новых идей и
инновационных изделий. В Японии
9/10 трудоспособного населения
По данным многочисленных публикаций приводим сравнительные характеристики, составляющие японскую и американскую модели менеджмента
Таблица 2-1
Японская и американская модели менеджмента
Япония |
США |
Управленческие решения |
Индивидуальный характер принятия решения |
Коллективная ответственность |
Индивидуальная ответственность |
Гибкая (индивидуальная для организации) структура управления |
Строго формализованная |
Неформальная организация |
Четко формализованная процедура контроля |
Коллективный контроль |
Индивидуальный контроль руководства |
Замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост |
Быстрая оценка результата труда, ускоренное продвижение по службе |
Основное качество руководителя - умение осуществлять координацию действий и контроль |
Главные качества руководителя - профессионализм и инициатива |
Ориентация управления на группу |
Ориентация управления на отдельную личность |
Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату |
Оценка результатов по индивидуальному результату |
Неформальные отношения с |
Формальные отношения с |
Продвижение по службе по старшинству и стажу работы |
Деловая карьера обусловливается личными результатами |
Подготовка руководителей |
Подготовка |
Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу |
Оплата труда по индивидуальным достижениям |
Долгосрочная занятость |
Наем на работу на короткий период |
3. Особенности организации управления в американских западноевропейских и японских фирмах
В современных
условиях западноевропейские и японские
компании приобрели многие общие
с американскими фирмами черты
в применении принципов децентрализации
в управлении. Это обусловлено
усилением процессов
Отмечается также рост размеров западноевропейских и японских компаний, которые по оборотам приближаются к американским.
Большинство западноевропейских
компаний реорганизовали управление и
использовали американский опыт в создании
организационной структуры
Однако наряду со многими общими чертами американские, западноевропейские и японские ТНК имеют в организации управления свои особенности, которые вытекают, прежде всего, из исторических условий развития определенных типов компаний в разных странах. Американские фирмы на ранней ступени своего развития создавались в форме трестов. Потому в таких компаниях, как, например «General Motors», «Крайслер», «Форд мотор», промышленные предприятия, входящие в производственные отделения, лишены всякой самостоятельности. Директора таких предприятий полностью подчинены распоряжениям руководства производственных отделений, в которые они входят. В особенности это касается вопросов снятия с производства старой продукции и перехода на выпуск новой, установления цен, приобретения оборудования и др. Производственное отделение в таких компаниях распределяет заказы между предприятиями, осуществляет материально-техническое снабжение, следит за выполнением планов выпуска продукции, контролирует выполнение таких функций заводов, как планирование, управление качеством, обслуживание оборудования, обеспечение кадрами и др.
В компаниях западноевропейских
стран с переходом на децентрализованную
форму управления производственные
отделения выполняют роль координаторов
деятельности входящих в них дочерних
компаний, обладающих оперативно-хозяйственной,
финансовой и юридической
В функции производственного отделения входит контроль и координация деятельности закрепленных за ним дочерних компаний обычно по следующим важнейшим направлениям:
Благодаря тесным
связям между отдельными компаниями,
имеющими производственный характер,
западноевропейские концерны (в особенности,
германские, французские, шведские) обычно
именуются «промышленными группами»,
или просто «группами» независимо от
того, возглавляются они оперативно-
Характерная черта американских компаний – систематическая перестройка организационных структур, как результат усиления процесса поглощений и слияний.
Цель таких реорганизаций:
В правовом отношении
подавляющее большинство
Японские компании первостепенное значение придают совершенствованию стиля и методов управления. Они, как правило, более централизованы, чем американские и западноевропейские. Однако в рамках высокой централизации широко распространены принципы согласования, координации действий, выработки и принятия решений после их тщательного предварительного обсуждения и одобрения исполнительским звеном. Считается, что японский стиль управления, основанный на принятии групповых решений, является более эффективным, поскольку предполагает: