Менеджмент Японии и США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:42, реферат

Описание работы

В современном кросс-культурном менеджменте часто выделяются (противопоставляются) два типа предпринимательства - японский и американский. Исторически это объясняется тем, что до 70-х годов ХХ в. США были признанным мировым лидером в производстве большинства товаров и именно американские предприятия были мировыми лидерами в производительности труда. Это явление во многом объяснялось эффективностью американского менеджмента. Прорыв в 70-е годы на американские и европейские рынки и захват многих из них японскими товарами вызвал большой научный и практический интерес к тому, как вопросы управления решаются в Японии.

Файлы: 1 файл

Менеджмент Японии и США.docx

— 44.80 Кб (Скачать файл)

 

Японцы переносят  свой стиль управления и на дочерние компании зарубежных ТНК. базирующиеся в Японии. Так, находящиеся в Японии дочерние компании американских корпораций «ИБМ», «Ксерокс» используют японский стиль и опыт управления, контроль качества продукции. Это обеспечивается тем, что японские специалисты по управлению свободно владеют английским языком, знают, как использовать японский стиль управления и отличаются высокой  компетентностью. Японцы, управляющие  филиалами, переносят туда технологический  опыт из американской материнской компании. Они регулярно командируются  в материнскую компанию для прохождения  переподготовки. В особенности это  касается высших управляющих, которые  в большинстве случаев – японцы. Численность американских представителей в Советах директоров незначительна, что обусловлено трудностями  освоения японских методов управления в и овладения японским языком. Для многих стран именно японская, а не американская система организации  управления стала эталоном.

 

  • 4. Особенности системы стратегического управления в фирмах США, Японии и Финляндии.

    Стратегическое управление в фирмах США.

    В 60-е годы главным  объектом стратегии была диверсификация деятельности фирмы, когда каждое производственное отделение обслуживало определенную группу рынков с самыми различными перспективами. К 80-м годам стратегическое управление превратилось в основу стратегического  планирования, ориентированного на оценку целесообразности развития отдельных  областей хозяйственной деятельности, которые зависят не столько от текущей эффективности, сколько  от их результативности в перспективе.

    В крупных компаниях  США для разработки и реализации стратегии создана структура, не совпадающая с организационной  структурой фирмы – система стратегических центров хозяйствования (СЦХ). Главный  критерий образования СЦХ – эффективность  развития по данному направлению; эффективное  использование технологии; высокий  уровень рентабельности. Сейчас в  крупных американских фирмах насчитывается  от 30 до 50 СЦХ. Они могут создаваться  на разных уровнях управления, включая  подотрасли, группы производств или  производство отдельных товаров. Все  они имеют равный статус в системе  стратегического управления независимо от масштабов деятельности фирмы.

    В разработке стратегии  американские корпорации перешли от методов экстраполяции к моделированию.

    Используются  следующие модели стратегического  развития:

    • финансовая,
    • управления сбытом,
    • производственная,
    • распределения капиталовложений. 

    Модели разрабатываются  для каждого производственного  отделения или СЦХ, а затем  объединяются в единую модель корпорации. Модели используются для оценки стратегического  развития производственных отделений  на 5 – 10 лет вперед.

    Стратегическое управление в фирмах Японии.

    Система стратегического  управления возникла в фирмах Японии намного раньше, чем в американских и западноевропейских компаниях, и  применяется значительно шире.

    Особое внимание в системе стратегического управления придается разработке целей, которые  затем составляют основу долгосрочного  планирования. Разрабатывается следующая  схема целей:

    • Базовые цели
    • Объем продаж.
    • Темп роста (объема продаж или прибыли)
    • Прибыль:
    • Доля на рынке.
    • Структура капитала.
    • Дивиденды.
    • Цена акций.
    • Компенсация работникам (заработная плата).
    • Уровень качества продукции.
    • Базовая политика роста.
    • Базовая политика устойчивости.
    • Базовая политика извлечения прибыли.
    • Базовая политика в отношении социальной ответственности.

     

    Цели развития дифференцируются в зависимости  от характера деятельности подконтрольных материнской компании филиалов или  компаний.

    На внутреннем рынке цели устанавливаются с  точки зрения материнской компании по показателям:

    • объем продаж,
    • прибыль,
    • устойчивость,
    • укрепление престижа торговой марки.
    • Для зарубежных филиалов, планируются также:
    • вклад в развитие принимающей страны,
    • доля на мировом рынке.
    • Содержание долгосрочного плана
    • может включать следующие позиции.
    • Миссия компании в целом.
    • Прогнозирование среды и анализ конкуренции.
    • Анализ сильных и слабых сторон компании.
    • Прогнозирование будущего компании при экстраполяции действующей стратегии.
    • Проблемы и возможности компании.
    • Цели и стратегии компании в целом.
    • Вертикальная интеграция.
    • Разработка нового продукта.
    • Проектирование нового рынка.
    • Зарубежная деятельность.
    • Усиление рыночной конкурентоспособности.
    • План снижения издержек.
    • Информационная система.
    • Приобретения.
    • Исследования и разработки.
    • План производства.
    • Капитальные вложения.
    • План материально-технического снабжения.
    • План по труду.
    • Обучение и развитие системы управления.
    • Ситуационные планы для неблагоприятных ситуаций.

    В японских компаниях  широко применяются следующие виды стратегий:

    • продукт-рынок,
    • маркетинга,
    • конкуренции,
    • инновации,
    • зарубежного производства,
    • экспорта,
    • лицензионного обмена.

    Крупная диверсифицированная  компания обычно использует одновременно различные стратегии в зависимости  от:

    • характера продукции,
    • объема необходимых инвестиций и
    • величины расходов на товародвижение.

    Основные принципы выбора стратегии в японских компаниях:

    • Изделия, небольшие, компактные, требующие для своего производства высокого уровня технологии –  требуют ориентации на экспорт.
    • Изделия, небольшие по размерам, не требующие самой передовой технологии для производства требуют ориентации как на экспорт, так и на зарубежное производство.
    • Изделия, средние по размерам и требующие передовой технологии, подходят для организации зарубежного производства (электробытовые приборы и резиновые шины). Высокий технологический уровень их производства является залогом их высокой конкурентоспособности. Поскольку такие товары требуют особых условий транспортировки, расходы на их товародвижение велики. В то же время, учитывая их широкомасштабное производство и ориентацию на внешние рынки, управлять такими зарубежными филиалами из материнской компании несложно.
    • Тяжелое энергетическое оборудование (электрогенераторы) нецелесообразно передавать для выпуска на зарубежные филиалы, поскольку оно производится на заказ и управление таким производством на расстоянии затруднено.
    • Сырьевые товары более целесообразно получать со своих подконтрольных зарубежных предприятий или разрабатывать, организуя для этого совместные предприятия.
    • Пищевые продукты и текстильные изделия из-за невысокого технологического уровня производства ориентируются в основном на внутренний рынок, однако продукты, обладающие хорошо известным товарным знаком, могут экспортироваться, и в отдельных странах может оказаться целесообразным создавать производственные филиалы.

    Риски японских капиталовложений за рубежом:

    • требования профсоюзов страны пребывания филиала о повышении зарплаты местным служащим;
    • производительность труда может оказаться значительно более низкой, чем запланировано;
    • качество продукции, выпускаемой филиалом, может оказаться более низким, чем продукции материнской компании;
    • риск, связанный с политическими, экономическими и конъюнктурными обстоятельствами.

    Модель факторов успеха деятельности японских компаний:

    • высокий технологический уровень материнской компании, ее стратегия на развитие зарубежных операций;
    • устойчивое финансовое положение материнской компании;
    • компетентность высшего руководства в вопросах учреждения зарубежных филиалов

    Стратегия инновации  предусматривает ориентацию фирмы  на производство продукции, требующей  самой передовой, новейшей технологии. 21% продаж успешно функционирующих  японских компаний приходится на новые  товары, которые разработаны за предыдущие 5 лет, они обеспечивают им 23% прибыли.

     

     

    5. Новое в управлении фирмами Финляндии.

    Ориентация руководства  фирмы на достижение конечных целей  получила в финских компаниях  название «Управление по результатам».  Цели формируются в количественных показателях (объем реализации, прибыль, рентабельность).

    Применяются различные  уровни оценки ключевых результатов:

    • оценка эффективности деятельности фирмы и уровня издержек производства. Ключевыми результатами здесь могут быть целенаправленность, функциональная организация, производительность труда;
    • оценка продукции и услуг. Ключевыми результатами могут быть уровень обслуживания, качество продукции, количество реализованных товаров;
    • оценка уровня удовлетворения запросов потребителей. Задача высшего руководства состоит в руководстве работой по достижению намеченных результатов, что предусматривает осуществление планирования, исполнения, контроля и развития.

    В основе планирования лежит анализ положения фирмы  на данный момент.  Планирование включает три вида: стратегическое, годовое, планирование графиков работы.

    Стратегическое  планирование: анализ сильных и слабых сторон и внешних условий, прогноз  на 10 – 15 лет и цели на 3 – 5 лет, выбор  стратегии, т.е. методов повышения  конкурентоспособности и основных путей достижения целей. Ежегодно на основе ситуационного анализа составляется план, в котором определяются ключевые результаты и цели, а также способ оценки достигнутых результатов. На основе разработанных целей –  бюджет времени, в котором определяется потребность в машинах и оборудовании, трудовых ресурсах, инвестициях, разрабатываются  графики работы, в которых предусматривается  использование примерно 50 – 60% рабочего времени.

    Достижение каждого  ключевого результата оценивается  отдельно и проводится дважды в год  как в рабочих производственных группах так и на высшем уровне управления.

     

  •  

  • 6. Особенности управления развитием предприятий в фирмах США и Японии.

    Различия в  управлении производством в фирмах США и Японии относятся как  к вопросам расширения производства, так и к вопросам повышения  эффективности производства.

    Американские  компании всем другим способам расширения производственных мощностей предпочитают поглощения и слияния, между тем  как японские компании ориентируются  преимущественно на внутренние ресурсы  и практически не прибегают к  способу приобретения чужих компаний в силу особенности управления персоналом – групповое поведение в принятии решений, пожизненный найм. Ввиду  этого покупка-продажа фирм считается  в Японии аморальной.

    Японские фирмы  предпочитают  совместную предпринимательскую  деятельность как путем создания смешанных по капиталу компаний, так  и совместную деятельность по строительству  предприятий на основе договора подряда. Когда в партнеры привлекается зарубежная фирма, она берет на себя обеспечение  новейшей технологией, а японская фирма  – производственными мощностями и системой сбыта. Когда в качестве партнеров выступают обе японские фирмы, они обычно предлагают лучшее, чем располагают, чтобы взаимно  дополнять друг друга, что обеспечивает высокую эффективность совместного  производства.

    Наиболее  важные особенности в управлении производством в фирмах США:

    • сокращение общего числа поставщиков; выбор и установление стабильных связей с теми, кто способен осуществлять своевременные и качественные поставки с колес;
    • установление с поставщиками взаимоотношений, основанных на долговременных обязательствах и оказании взаимных услуг; партнеры, осуществляющие снабженческие функции, объединяют свои усилия в сокращении запасов, обеспечении бездефектной и своевременной поставки, сокращения издержек путем минимизации транспортных расходов;
    • в своей деятельности менеджеры руководствуются необходимостью достижения поставленной цели;
    • обычная практика утверждения плана состоит в том, что предприятие «снизу» выходит с собственными цифрами и добивается их утверждения. План меняется под влиянием изменения условий;
    • менеджер, осуществляя управленческую деятельность, широко использует современные технические средства: компьютеры, факсы, сети и др.
    • в деятельности менеджера наиболее ценным считается умение предвидеть изменения и своевременно принимать меры;
    • границы между различными подразделениями все более размываются благодаря сокращению времени прохождения изделия через этапы конструирования, производства и сбыта;
    • расширение участия персонала в управлении фирмой привело к уменьшению конфликтов между администрацией и работниками;
    • создание на предприятиях рабочих бригад-групп, на которые возлагается ответственность не только за объем выпуска продукции, но также за контроль качества, соблюдение техники безопасности, снабжение, диспетчирование, рационализацию производственных процессов, ремонт оборудования, обучение кадров, а иногда и подбор кадров, назначение бригадира, соблюдение дисциплины. Создание таких бригад (групп) способствовало сокращению накладных расходов и повышению производительности труда, в том числе и за счет применения новых методов оплаты труда и его стимулирования;
    • создание выборных рабочих советов в целях вовлечения рядовых работников в процесс планирования, что способствует усилению взаимосвязей между работниками и руководителями, развитию инициативы работников.

    Информация о работе Менеджмент Японии и США