Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:42, реферат
В современном кросс-культурном менеджменте часто выделяются (противопоставляются) два типа предпринимательства - японский и американский. Исторически это объясняется тем, что до 70-х годов ХХ в. США были признанным мировым лидером в производстве большинства товаров и именно американские предприятия были мировыми лидерами в производительности труда. Это явление во многом объяснялось эффективностью американского менеджмента. Прорыв в 70-е годы на американские и европейские рынки и захват многих из них японскими товарами вызвал большой научный и практический интерес к тому, как вопросы управления решаются в Японии.
В американских
фирмах разработка изделия осуществляется
как правило группой
Только при
обеспечении самого тесного взаимодействия
между представителями
Отрицательные факторы, снижающие эффективность фирм в США:
7. Особенности в управлении производством в фирмах Японии:
В японских фирмах
первостепенное значение придается
контролю и управлению непосредственно
в цехе, на производственном участке.
Рабочие выполняют как
Особое внимание уделяется, чтобы знания, опыт идеи производственных рабочих передавались в подразделения НИОКР.
Инженерно-технический персонал в японских фирмах комплектуется из бывших квалифицированных рабочих своей фирмы.
Особенности управления:
В японских фирмах разработка новых товаров обычно проводится группой экспертов, которые под руководством специалистов взаимодействуют друг с другом. Здесь процесс разработки новых товаров является особым инструментом, который помогает научиться мыслить в категориях фирмы в целом.
8. Специфические особенности управления персоналом в фирмах США и Японии.
Кадровая политика в американских фирмах
Общие критерии по подбору кадров: образование, практический опыт работы, психологическая совместимость, умение работать в коллективе.
Руководящие кадры в фирме назначаются.
Трудности с квалифицированными рабочими кадрами: наладчики, инструментальщики, ремонтники.
Нехватка младших
управленческих кадров – мастеров
и начальников участков. Это обусловлено
высокими требованиями и ответственностью;
недостаточным моральным и
Внедрение информационно-коммуникационных технологий в производство существенно изменило условия труда персонала:
Внедрение автоматизации в производство создает устойчивость, стабильность. Хотя ЭВМ и требуют творчества от немногих лиц, они означают стандартизацию работы для многих работников.
Японская специфика управления персоналом:
Основные принципы японского типа управления:
Система управления персоналом в Японии предполагает гарантии занятости; привлечение новых работников, их подготовку; оплату труда в зависимости от стажа работы; гибкую систему заработной платы. Гарантированная занятость распространяется на работников до достижения ими 55 – 60 лет и охватывает около 25 – 30% японских рабочих, занятых в крупных фирмах. При наступлении финансовых трудностей фирмы, однако, проводят увольнения.
Подготовкой профессиональных менеджеров в США занимаются 1500 высших учебных заведений. 1987 г. – 240 тыс. бакалавров в области бизнеса (24% всех выпускников) и 70 тыс. магистров делового администрирования (25% всех выпускников со степенью магистра).
На изучении менеджмента специализируются 25% студентов американских университетов и 25% выпускников продолжают учебу на степень магистра делового администрирования.
Переподготовке и повышению квалификации в фирмах США и Японии придается крайне важное значение. Каждая компания практически имеет свою собственную систему переподготовки. Новые сотрудники обязаны проходить переподготовку ежегодно, вследствие чего процесс обучения идет непрерывно.
Система переподготовки
и повышения деловой
Японские фирмы тратят на обучение в расчете на одного занятого в три-четыре раза больше, чем американские. В Японии непрерывное образование является частью процесса труда, на который каждый занятый тратит примерно 8 часов в неделю, в том числе 4 часа за счет рабочего времени и 4 часа – за счет личного.
Основой японской
системы профессионального
Переход к новым
технологиям требует
Примеры успешной реализации японских методов управления в Соединенных Штатах.
Основные тенденции развития американского менеджмента
В современных
условиях, полагают американские бизнесмены,
менеджмент должен использоваться меньше
как система власти в виде вертикальной
иерархической пирамиды и больше
как ресурс развития горизонтальной
организационной системы. В будущем
же, по этой логике, менеджмент станет
как бы цепью ячеек, связь между
которыми практически исключает
субординацию. При этой структуре
управления небольшие группы способных
людей могут сами руководить своей
работой и достигать
Теоретики менеджмента придерживаются мнения, что с тех пор, как деловые предприятия современного типа возникли в США после гражданской войн, а в Европе после франко-прусской войны, произошли две трансформации в их концепции и структуре.
Первая из них случилась в десятилетие между 1895 и 1905 гг. В ее ходе менеджмент отделился от собственности и утвердился в своих правах как особый вид труда и специализации.
Второй эволюционный сдвиг произошел 20 лет спустя. Развитие процесса, который и сегодня можно наблюдать в структуре современной корпорации, началось с перестройки П.Дюпоном его компании в начале 20-х гг. и несколькими годами позже продолжилось А. Слоуном при модернизации “General Motors”. Результатом этих мероприятий явилась модель нынешней командно-контрольной организации с ее упором на централизацию, аппарат, управление персоналом, бюджет и контроль, а также с весьма существенными различиями между политикой и оперативной деятельностью. Эта стадия нашла свою кульминацию в грандиозной реорганизации “General Motors” в начале 1950-х гг., что явилось акцией, спустя некоторое время повлекшей за собой усовершенствование организационной модели бизнеса во многих странах мира.
Ныне деловой мир вступает в третий период изменений: суть его в переходе от организации командно-контрольного типа, основанной на административной иерархии и линейно-функциональном взаимодействии отделов и подразделений, к организации, базирующейся на переработке информации, способной обеспечить взаимодействие специалистов из различных отраслей знания. На протяжении многих десятилетий вертикально интегрированные компании использовали преимущества своих размеров, становясь могущественнее по мере того, как устранялись или поглощались их конкуренты. Теперь эти мастодонты больше не пасутся столь беспечно: другой зверь щиплет травку на пастбище и его присутствие становится все более и более заметным.
Начинается перестройка философии промышленных гигантов.
Средняя производительность американского рабочего в 1985 г. составила 36800 долл. против 22500 долл., приходящихся на японского рабочего, однако американские социологи почти единодушны в мнении, что промышленное превосходство в мире ныне перешло к японцам. В основе успеха японских корпораций, полагают они, лежит лучше образованная рабочая сила. Так, в 1988 функциональный уровень грамотности в Японии составил свыше 96%, тогда как в США он снизился до 80%.
Японцы осознали уроки управленческих достижений США, может быть, более отчетливо, чем это сумели сделать сами американцы, особенно в аспекте отношения к людям как к ресурсам, а не как к затратам. Они утилизировали новую “социальную технологию” Запада — менеджмент — таким образом, чтобы она максимально соответствовала их собственным ценностям и традициям. Они восприняли и адаптировали организационную теорию насколько успешно, что сумели органично сопрячь принципы централизации и децентрализации, отойдя от жесткой централистской модели, присущей довоенной Японии.