Менеджмент-консалтинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы определить критерии выбора консультационной организации.
Основные задачи:
• рассмотреть основные понятия консультирования;
• выявить виды консультационных услуг;
• рассмотреть модель процесса поиска и выбора консультационной фирмы.

Содержание работы

Введение 2

1. Консультирование. Основные понятия. 3

1.1. Деловые услуги. 3

1.2. Консультирование. Консультационные услуги. 5

2. Выбор консультационной фирмы. 11

2.1 Причины обращения к консультантам. 11

2.2. Критерии профессионализма консультанта. 13

2.3 Поиск консультанта. 15

2.4 . Определение потенциальных консультационных фирм 19

2.5 Модель процесса поиска и выбора консультанта 21

Заключение 23

Список источников 25

Файлы: 1 файл

Курсовая Мен-Конс.docx

— 319.14 Кб (Скачать файл)

1. Принятие  симптомов за проблему;

2. Предвзятое  мнение о причинах проблем;

3. Определение  проблемы с позиций власти (причину  проблемы может определить только  руководитель);

4. Сложно установить, что является причиной, а что  следствием;

5. Незавершенный диагноз проблем;

6. Не учитываются все аспекты управленческой проблемы;

7. Не учитывается  восприятие проблемы в разных  частях организации. Консультанты  раскрывают суть проблемы, ее  изначальные причины. Хотя трудности  возникают и у консультантов.  Тут многое зависит от их  опыта, знаний, навыков. Конечно, после определения проблемы нет необходимости сразу нанимать консультанта для ее решения. Ведь со многими проблемами фирма может справиться и самостоятельно. Нужно решить, хватит ли у фирмы ресурсов для самостоятельного улучшения возникшей ситуации или дешевле, надежнее, быстрее и проще было бы пригласить консультанта? В случае наличия заинтересованных, имеющих необходимые знания и опыт работников, которых можно задействовать в данной области без особого вреда для деятельности компании, клиентская организация должна сформировать команду специалистов, проранжировать возникшие проблемы по степени важности, разработать программу действий и процедуру реализации.

Если же возможность  самостоятельных действий у компании отсутствует, принимается решение  о приглашении консультанта. Основные причины обращения к консультанту следующие:

  1. Использование особых знаний  и опыта – темп изменений в окружающей среде настолько высок, что даже крупной организации может не хватить внутренних ресурсов для решения новых проблем и использования новых возможностей.
  2. Интенсивная профессиональная помощь на временной основе – невозможность высвобождения своих специалистов для решения проблемы.
  3. Беспристрастный взгляд со стороны – независимость от организации позволяет консультанту быть объективным.
  4. Обучение посредством консультирования – приобретение особых знаний консультанта, освоение методов консультанта, используемых для выявления проблем и осуществления изменений.
  5. Помощь в разработке решения – в силу ограниченности возможностей человека (административная модель человека Герберта Саймона), недостатка информации, консультант может помочь руководителю разработать наиболее приемлемое решение для данной ситуации, выступить своеобразными источниками информации.
  6. Обоснование решений, принятых руководством – использование авторитета консультантов, обоснование решения при сильном сопротивлении со стороны оппонентов.

2.2. Критерии профессионализма консультанта.

Для наиболее эффективного использования консультационных услуг консультанты как профессионалы должны удовлетворять общим критериям профессионализма с позиций знаний и умений, этических норм и личностных качеств (таблица 14):

Таблица 1.

Критерии  профессионализма консультанта.

Требования  к личности

Требования  к профессиональной компетенции

Должен  знать

Должен уметь

• Творческое мышление

• Развитые навыки делового общения

• Психологическая  зрелость

• Хорошее  физическое и духовное здоровье

• Стабильность в поведении, уверенность в себе

• Способность  к самосовершенствованию, самодисциплина, самоорганизованность

• Самокритичность

• Профессиональная этика

• Проблемы теории и практики управления

• Методы управления

• Процедуры  ведения отчетности

• Системы  обработки информации

• Основы вычислительной техники

• Организационные  основы консультирования

• Методические основы консультирования

• Факторы, влияющие на результативность консультирования

• Определять и решать проблемы

• Принимать  нестандартные управленческие решения

• Обучать, передавать знания

• Побуждать  работников к творческой деятельности

• Формировать  и развивать эффективные рабочие группы

• Применять  ранее накопленный опыт консультирования в различных областях при решении различных проблем

• Непрерывно пополнять и обновлять знания

• Участвовать  в разработке и реализации стратегии  консультационной организации


В соответствии с перечисленными знаниями, умениями и опытом этим выделяют консультантов-универсалов  и консультантов-специалистов. Универсалы имеют широкое образование и широкий круг интересов. В круг их обязанностей входит подготовка и координация глобальных заданий, осуществление предварительной диагностики, представление клиенту предложения по решению проблем.

Специалисты имеют знания и опыт в конкретной отрасли или области работ. Большое разнообразие видов консультационных услуг предполагает и разнообразие специализаций консультантов. По базовому образованию они могут быть управленцами, экономистами, юристами, математиками, психологами, социологами, инженерами.

Следует отдельно обратить внимание на внутреннего консультанта. Появление должности внутреннего консультанта обусловлено необходимостью защиты государственной и коммерческой тайн, конкуренцией, конфиденциальностью получаемой информации и отсутствием четкого законодательного регулирования этих вопросов. Специалисты на должность внутренних консультантов подбираются в соответствии с критериями профессионализма (таблица 1). Они способны оказать услуги по широкому спектру вопросов.

Однако в  ряде случаев эффективно использование  и внутренних и внешних консультантов: масштабность проекта, сложность решаемых проблем; ограниченные сроки решения проблем, потребность в специальных знаниях и навыках, которых нет в клиентской организации, нецелесообразность иметь в штате внутреннего консультанта определенной специализации.

В случае необходимости  совместной работы по проекту внешних  и внутренних консультантов, внутренние консультанты:

  • оценивают обоснованность приглашения внешних консультантов;
  • координируют работу по проекту;
  • определяют объемы и характер работ, требуемых от внешних консультантов;
  • занимаются внедрением рекомендаций.
  • выполняют задачи, находящиеся в их компетенции;

Использование принципа взаимодополнения внешних  и внутренних консультантов позволяет повысить качество решения проблем, снизить проектные расходы и повысить квалификацию внутренних консультантов.

2.3 Поиск консультанта.

Во многих консалтинговых фирмах развитых стран  существует специальная должность – менеджер по контактам с клиентами (или менеджер по ключевым проблемам клиента), который отвечает за руководство этим процессом. Для успеха своей деятельности менеджер по контактам с клиентами должен выступать скорее с позиций интересов не консультантов, а клиентов. Это позволяет ему построить клиентно-ориентированный консалтинг, который является, по современным понятиям, наиболее эффективным средством продвижения консалтинговых услуг на рынок.

В процедуре  отбора можно выделить 3 стадии:

1) Предварительный  отбор. На стадии предварительного отбора (Лонг-листинг) клиент составляет список всех консультационных фирм профиля, соответствующего проблеме, к решению которой он хочет привлечь консультантов.

Источниками информации здесь могут служить: списки членов национальных ассоциаций консультантов, рекламные объявления, статьи в прессе, справочники, (Европейский справочник-указатель консультантов, в который включены и российские консалтинговые фирмы), рейтинги консультационных компаний, различные конференции и семинары, а также рекомендации коллег и партнеров.

В случае, когда  клиент сам не определил своих  ключевых проблем, в такой список должны быть, прежде всего, включены консультанты-универсалы (их также называют дженералистами).

2) Составление  окончательного списка кандидатов (шот-листинг). Из предварительного  списка формируется окончательный  (10-12 консалтинговых фирм для крупных  проектов, 5-6 - для средних и 2-3 - для мелких). Выбор осуществляется в зависимости от профессионального уровня работающего в данных фирмах персонала, выполненных ранее консалтинговых проектов, предыдущих клиентов и т.д. Немаловажное влияние оказывает местоположение (предпочтительнее фирмы, территориально близко расположенные к клиенту).

3) Окончательный  выбор. Осуществляется путем оценки  технических предложений (содержательная  часть предложения) консультантов  и  финансового предложения (обоснование стоимости консультационного проекта).

Обычно данная стадия осуществляется в форме закрытого  тендера. Запросы на подачу предложений по осуществлению консалтингового проекта направляются ограниченному числу фирм, попавшим в окончательный список. Содержание этих предложений и ход переговоров по ним позволяют клиенту окончательно определить, кто из консультантов в наибольшей степени подходит ему.

Эксперимент может быть очень эффективным  методом выбора. Консультант, отобранный с помощью интервью, приглашается для выполнения разовой работы (например, экспресс-диагностика). Он вырабатывает первоначальную версию о проблемах, которая впоследствии выносится на рассмотрение руководителем. Если качество выполнения работы и возможность сотрудничества будут оценены положительно, данного консультанта можно пригласить для выполнения всего проекта.

К плюсам данного  метода можно, несомненно, отнести его  дешевизну и возможность для  консультанта определить объем и  сложность задачи заранее, до получения  основного заказа. Да и при неудачном  выборе консультанта для предприятия  негативные последствия минимальны, так как вмешаться в деятельность компании консультант еще не успел.

Среди компаний, работающих на российском рынке можно  выделить:

Квазиконсультационные компании – не имеют постоянного  штата консультантов и либо являются чисто фиктивным юридическим образованием (расчетный счет для «сбрасывания» денег), либо имеют совершенно отличный от консалтинга профиль деятельности.

Мелкие российские консалтинговые фирмы (численность  персонала от 3 до 20 человек). Среди  них изредка попадаются фирмы, весьма квалифицированно делающие свою работу, укомплектованные высокопрофессиональными специалистами и проявляющие ответственность к договорным отношениям с клиентом. Преимущество заключается в том, что накладные расходы таких фирм невелики - большая часть издержек состоит из расходов на оплату труда. Недостаток – маленькие возможности в плане сбора информации для выполнения договоров (например, маркетинговых данных), выездов на места, спектра заключаемых договоров и широты их охвата (вследствие отсутствия узкопрофильных специалистов);

Средние и  крупные российские консалтинговые фирмы (штат работающих от 20 до 200 человек). Несмотря на то, что расценки договоров здесь существенно выше, нежели в мелких консультационных фирмах, вследствие значительной доли накладных расходов, эти фирмы в состоянии удовлетворять более широкие запросы клиентов: работать по широкому спектру направлений, привлекая узкопрофильных специалистов, осуществлять широкомасштабный сбор информации для выполнения договоров, при необходимости ускорять срок выполнения работ, привлекая дополнительные ресурсы, работать с органами исполнительной власти.

Иностранные фирмы, действующие на российском рынке, имеют два основных преимущества:

  1. наличие «торговой марки», устраивающей западных партнеров клиента;
  2. получение заказов от западных корпораций через головную консультационную фирму.

Анализ деятельности различных групп консультационных компаний на российском рынке с точки  зрения эффективности для клиентов в настоящее время можно представить  в виде таблицы 25, которая построена на основе четырехбалльной оценки:

4 - «высокая  эффективность»,

3 - «средняя  эффективность»,

2 - «слабая  эффективность»,

1 - «неудовлетворительная  эффективность»,

0 - «отсутствие  эффективности».

Таблица 2.

Эффективность работы для клиента различных  групп консультантов

Виды консалтинговых компаний

Качество работ

Дешевизна услуг

Спектр предлагаемых услуг

Оперативность рассмотрения просьб клиента

Торговая марка

Квазиконсультационные компании

0

4

4

4

0

Мелкие российские компании

3

4

2

4

1

Средние и крупные российские компании

4

3

3

3

3

Иностранные компании

2

1

4

1

4


Общий балл в таблице 2 - величина достаточно условная. Так, например, «нулевой балл» за качество выполняемых работ  обесценивает все остальные параметры  деятельности квазиконсультационных  фирм. Тем не менее, таблица, в общем, представляет сравнительный рейтинг  фирм на рынке консультационных услуг: крупные отечественные фирмы являются наиболее «сбалансированными» и эффективными для клиентов; на втором месте мелкие отечественные фирмы.

    1. . Определение потенциальных консультационных фирм

Как показывает практика, руководителю очень нелегко подобрать удовлетворяющую его консультационную фирму (консультанта). И особенно трудно делать это впервые.

Процесс поиска и выбора консультационной фирмы (консультанта) состоит из следующих этапов: разработка технического задания для консультационных фирм (консультантов); составление предварительного списка консультационных фирм (консультантов) (long list); составление окончательного списка кандидатов; выбор консультационной фирмы (консультанта): приглашение к участию в конкурсе; анализ и оценка технических и финансовых предложений консультационных фирм (консультантов); оценка личностных и профессиональных качеств консультантов; объявление результатов конкурса; разработка проекта контракта.

Информация о работе Менеджмент-консалтинг