Место и роль машиностроения в народном хозяйстве РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:57, дипломная работа

Описание работы

В дипломной работе рассматривается отрасли общего и среднего машиностроения, как основная составная часть машиностроительного комплекса России. Поэтому в работе нередко рассматриваются как показатели машиностроительной промышленности в целом, так и показатели по конкретным отраслям общего и среднего машиностроения и путём пространственно-временного анализа анализируется их развитие и структура.

Файлы: 1 файл

диплом Нельсон.docx

— 107.95 Кб (Скачать файл)

Введение

машиностроение отрасль народное хозяйство

«Машиностроение – это уникальная отрасль промышленного  производства, определяющая уровень  развития не только всех остальных  отраслей промышленности, но и всей экономики в целом. Другими словами, машины (продукция машиностроения) – фундамент экономического развития, на котором возможно развитие всех остальных секторов и отраслей».

В дипломной  работе рассматривается отрасли  общего и среднего машиностроения, как основная составная часть  машиностроительного комплекса  России. Поэтому в работе нередко  рассматриваются как показатели машиностроительной промышленности в  целом, так и показатели по конкретным отраслям общего и среднего машиностроения и путём пространственно-временного анализа анализируется их развитие и структура.

В первой главе описывается значение отрасли, её место в народнохозяйственном комплексе, взаимосвязь с другими отраслями народного хозяйства путём анализа нескольких статистических данных: число предприятий, численность производственного персонала, объём выпуска продукции и индекс промышленного производства, также в главе рассматриваются общие закономерности и принципы размещения машиностроительных предприятий, где более подробно анализируется влияние конкретных факторов: сырьевой, потребительский, трудовой, транспортный и т.д.

Во второй главе анализируется динамика объемов производства, расположение главных предприятий общего и среднего машиностроения, а так же более подробно рассматриваются такие показатели, как: Экспорт, импорт товаров машиностроения, динамика затрат на 1 рубль товарной продукции, общий объём производства и т.д. Причём в работе нередко сравниваются как показатели изменения в последнем году по сравнению с предшествующим, так и показатели сравнения последнего года либо с начальным годом (по которому начинается характеристика), либо с пиком производства.

В третей главе анализируются проблемы развития в современных условиях и возможные пути их решения, рассматриваются целевые программы конкретных видов производств, а так же перспективы развития отрасли с позиции научно-технического прогресса и передового отечественного и зарубежного опыта.

В работе используются материал из таких источников как курсы лекций, книги, учебники, журналы, статистические сборники и  данные из Интернета. Преимущественно  теоретическая основа состоит из учебников и книг по экономической  и социальной географии, а также  по экономике машиностроения.

Так же в  работе содержится большое число  рисунков (шт.), таблиц (шт.), а так же  картосхемы, разделённые на отрасли общего и среднего машиностроения. В рисунках более наглядно показано динамика производства продукции( рост, спад), в таблицах его структура (более точные цифры), а на картосхеме нанесены наглядно основные предприятия по производству того или иного вида продукции машиностроения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Место и роль машиностроения  в народном хозяйстве РФ. Структура  отраслей

 

Машиностроение  — ведущая отрасль промышленности. Это обусловлено в первую очередь  тем, что машиностроение:

1) создает  машины и оборудование, используемое  в других отраслях и, тем  самым, создает условия для  развития всех других отраслей  промышленности;

2) является  крупнейшим потребителем продукции  черной и цветной металлургии,  а также целого ряда других  отраслей;

3) обеспечивает  занятость значительной доли  трудовых ресурсов;

4) выступает  как районообразующий фактор;

5) является  отражением степени развития  производительных сил в регионе; 

6) дает  существенный толчок развитию  прогрессивных технологий.

То есть, можно сказать, что экономика  всей страны напрямую зависит от состояния  данного промышленного комплекса. Например, как это будет отражено позже в моей работе, спад производства сельскохозяйственной техники даёт понять, что уменьшается роль и  производство продукции сельского  хозяйства в стране.

«Машиностроительный комплекс отличается широким развитием  межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служат одним из важнейших  условий функционирования хозяйства  страны в целом.

Выпуская  орудия труда, он реализует достижения научно-технического прогресса, обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию  производства. На него приходится более 1/4 стоимости промышленно-производственных основных фондов и около 1/5 объема выпускаемой  промышленностью продукции.

Структура отечественного машиностроения — так, как она сложилась к настоящему времени, — характеризуется «утяжеленностью» (явным преобладанием производства средств производства для тяжелой индустрии) и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники весьма значительна при заметном отставании выпуска потребительских товаров и оборудования для непроизводственной сферы.

Спад  производства в машиностроительном комплексе, происшедший при переходе к рыночной экономике охватил, прежде всего, те отрасли, которые дают преимущественно  технологическое оборудование для  хозяйства. В то же время машиностроительный комплекс обладает необходимым производственным потенциалом для выпуска автомобилей, строительно-дорожных и подъемно-транспортных машин, горнорудного и металлургического  оборудования. Несмотря на кризисную  ситуацию, относительную стабильность и рост показывает, например, автомобильная  промышленность.

Машиностроение  представляет собой самую сложную  и дифференцированную отрасль промышленности. В зависимости от целевого назначения выпускаемой продукции оно делится  на энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное, строительно-дорожное, производство технологического оборудования для промышленности и  другие группы. Каждая из них, в свою очередь, состоит из нескольких отраслей. Особое место принадлежит станкостроению, а также производству кузнечно-прессовых  машин, литейного оборудования и  инструментов, обеспечивающих развитие самого машиностроения.

Машиностроительный  комплекс может быть расчленен по стадиям технологического процесса на заготовку, механическую обработку  и сборку. Заготовка во многом предопределяет металлоемкость выпускаемых изделий  и одновременно — степень автоматизации  механической обработки и сборки. Сейчас она представлена отчасти  специализированными предприятиями, в большинстве же своем— раздробленными цехами и участками при машиностроительных заводах самого разного профиля.».

Также стоит  отметить возрастающую долю предприятий  машиностроения в промышленности РФ (в 2004г. увеличилась на 10% по сравнению  с 1970г.).

Так же мы видим что при существенном подъеме  объема промышленной продукции виден  рост и машиностроительной продукции  как существенная её часть (см. рисунок №1).

 

Рисунок 1.

 

С точки  зрения особенностей размещения производства и степени расчленения технологического процесса отрасли машиностроения классифицируются следующим образом: тяжелое машиностроение; общее машиностроение; среднее машиностроение; производство точных машин, механизмов, приборов и инструмента; производство металлических изделий и заготовок; ремонт машин и оборудования.

В своей  работе я затрагиваю две из них: общее  и среднее машиностроение.

Общее машиностроение характеризуется преобладанием сборки металлических конструкций, а также изготовлением относительно простых, но довольно крупных по размерам заготовок.

Общее машиностроение представлено такими отраслями, как:

· Железнодорожное машиностроение

· Судостроение

· Авиационная промышленность

· Ракетно-космическая отрасль

· Производство технологического оборудования по отраслям:

· Строительное и коммунальное машиностроение

· Сельскохозяйственное машиностроение

· Химическое машиностроение

· Лесопромышленное машиностроение

Общее машиностроение отличается широким развитием межотраслевых  и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании. Его связи с другими  межотраслевыми комплексами служит одним из важнейших условий функционирования единого народнохозяйственного  комплекса страны. Выпуская орудия труда для разных отраслей народного  хозяйства, оно реализует достижения научно-технического прогресса, обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию  производства.

Для развития транспорта, торговли и сельского  хозяйства особую важность имеет  именно группа отраслей общего машиностроения, т.к. она поставляет наибольшее количество техники (локомотивостроение, судостроение, сельскохозяйственное машиностроение и т.д.). Огромное влияние оказывает  она и на другие отрасли народного  хозяйства.

В среднее  машиностроение входят многочисленные предприятия, специализированные по стадиям  технологического процесса, с широким  развитием кооперирования и разнообразными вариантами размещения производства.

В состав среднего машиностроения входят:

· Автомобильная промышленность

· Тракторостроение

· Станкостроение

· Робототехника

· Инструментальная промышленность

· Оборудование лёгкой промышленности

· Оборудование пищевой промышленности

· Промышленность бытовых приборов и машин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

азговоры  о том, что система высшего  образования устарела, идут не один год. Компании жалуются, что полученные в вузе теоретические знания выпускники не могут применять на практике, вследствие чего их приходится доучивать  своими силами. Однако наиболее востребованные вузы делают ставку именно на фундаментальные  знания, при этом не забывая поддерживать тесные связи с компаниями-работодателями. В выпускниках каких вузов  заинтересованы крупнейшие российские компании, разбирались Елена Алеева и Светлана Кондратова.

Вся правда о рейтинге

 

Оценку востребованности выпускников российских вузов мы, как и при составлении прошлогоднего  рейтинга вузов, доверили российским компаниям  из списка 300 крупнейших. Впрочем, в  опросе поучаствовало чуть больше сотни  фирм. Как и в прошлом году, при распределении мест в рейтинге мы в первую очередь учитывали  количество компаний, назвавших соответствующий  вуз среди наиболее авторитетных учебных заведений, чьих выпускников  они хотели бы видеть в числе своих  сотрудников (столбец 3). Если у двух и более вузов эти цифры совпадали, учитывалось число компаний, принявших в прошлом году на работу выпускников данного вуза (столбец 4). Если совпадали и эти цифры, мы обращали внимание на то, сколько именно выпускников данного вуза трудоустроилось в компании из списка 300 крупнейших, участвовавших в нашем опросе.

 

Как показал  опыт, предоставить полную информацию о количестве принятых выпускников  и заработных платах молодых специалистов для служб персонала компаний дело хлопотное. Многие компании представляют собой разветвленные холдинговые  структуры, и собрать информацию по всем предприятиям, видимо, не так  просто. И если расставить галочки  рядом с названиями вузов, чьих выпускников  компания была бы рада видеть среди  своих сотрудников, в общем-то не сложно, то добавить от себя пару-тройку вузов, указав при этом их современное  наименование или хотя бы правильную аббревиатуру, смогли не все — путаницы, как выяснилось, здесь немало. Так  что вузы, не попавшие в этом году в сотню самых востребованных, могут сетовать исключительно на человеческий фактор. С информацией  по заработным платам и количеству принятых в компанию молодых специалистов также было не все гладко. Но тем  не менее информации, полученной от 88 крупнейших компаний, хватило, чтобы  сделать несколько любопытных выводов.

 

Во-первых, рейтинг  вузов по сравнению с прошлым  годом обновился более чем  на треть: некоторые вузы сместились на более низкие позиции, другие и  вовсе не попали в сотню. Вместе с  тем по-прежнему большинство вузов, попавших в рейтинг, имеют техническую  и финансово-экономическую направленность. Десятка лидеров оказалась представлена все теми же вузами, и первые две  строчки рейтинга по-прежнему занимают МГТУ имени Баумана и МГУ имени  Ломоносова. Комментируя наш рейтинг, ректор МГТУ имени Баумана Игорь  Борисович Федоров отметил, что  первая строчка рейтинга свидетельствует о правильности выбранного курса. "В нашем случае это сочетание фундаментальных знаний и тесной связи с работодателями. Ребята, которых мы выпускаем, ценятся в промышленности и науке, они востребованы, и это для нас самое главное. Инженерное российское образование ценится во всем мире, мы знаем это и по опыту общения со многими зарубежными партнерами",— поясняет Игорь Борисович.

 

Во-вторых, общее  число принятых на работу крупнейшими  российскими компаниями выпускников  вузов по сравнению с прошлым  годом заметно возросло (6108 против 5126 человек), что отчасти можно  объяснить обновлением списка компаний—участников  опроса. И если в нашем прошлом  рейтинге вузы-лидеры оказались на первых строчках благодаря наиболее частому упоминанию, но при этом не могли похвастать хорошими показателями по количеству принятых на работу выпускников, то в этот раз ситуация изменилась. Выпускники самых востребованных вузов  оказались действительно востребованы рынком. Например, в 2005 году всего 26 выпускников  МГУ имени Ломоносова и 4 выпускника МГТУ имени Баумана трудоустроились  в крупнейшие российские компании, а в 2006 году такие предложения  получили уже соответственно 115 и 206 человек.

Информация о работе Место и роль машиностроения в народном хозяйстве РФ