Место и роль машиностроения в народном хозяйстве РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:57, дипломная работа

Описание работы

В дипломной работе рассматривается отрасли общего и среднего машиностроения, как основная составная часть машиностроительного комплекса России. Поэтому в работе нередко рассматриваются как показатели машиностроительной промышленности в целом, так и показатели по конкретным отраслям общего и среднего машиностроения и путём пространственно-временного анализа анализируется их развитие и структура.

Файлы: 1 файл

диплом Нельсон.docx

— 107.95 Кб (Скачать файл)

 

И в-третьих, по сравнению с предыдущим периодом в целом вырос уровень заработных плат молодых специалистов. Это отчасти  объясняется появлением в списке компаний—участников опроса нескольких коммерческих банков, которые традиционно  предлагают молодым специалистам высокий  уровень дохода (по сравнению с  другими сферами бизнеса). Если в 2005 году доля выпускников, которым при  поступлении на работу компании были готовы предложить свыше $700, составляла всего 0,2%, то в 2006 году, по данным нашего опроса, на такую зарплату были приглашены 3,5% всех трудоустроенных молодых  специалистов. Одновременно, хотя и не так значительно, в прошлом году увеличилось число молодых специалистов с заработной платой $300-700, а с заработком менее $300, наоборот, сократилось по сравнению с 2005 годом c 34,4 до 30,9%.

 

Письмо в  редакцию

 

Многие вузы уже в прошлом году высказывались  в пользу независимой и объективной  оценки востребованности выпускников, а заняв лидирующие позиции, с  удовлетворением называли наш проект рейтингом самых престижных российских вузов. Другие вузы, не попавшие в наш  предыдущий рейтинг или занявшие не столь высокие места, выступали  в наш адрес с мягкими критическими замечаниями. В частности, ректор Иркутского государственного технического университета (ИрГТУ) профессор Иван Михайлович Головных прислал нам письмо, в котором  привел некоторые заслуживающие  внимания пояснения. Так, по информации, изложенной в письме, в ИрГТУ обучается  более 30 тыс. студентов, которые после  окончания вуза работают в нескольких десятках ведущих компаний Сибирского региона, из них в опросе приняли  участие не больше трех. По мнению Ивана  Михайловича, это нашим рейтингом  не учитывается, следовательно, он не может  отражать действительное положение  вещей. С целью повышения объективности  рейтинга востребованности выпускников  и, соответственно, самих вузов число  участников опроса можно было бы расширить  за счет региональных компаний, а также  за счет предприятий среднего и малого бизнеса. В противном случае региональные вузы всегда будут попадать в неравные условия при распределении мест в рейтинге. Но по результатам нынешнего  опроса ИрГТУ занял 11-ю строчку  рейтинга, поднявшись на нее с 57-го места, так что нашу практику составления  рейтинга упрекнуть в необъективности  сложно.

 

Тем не менее  востребованность выпускников, очевидно, напрямую связана с качеством  образования, которое предлагает тот  или иной вуз. А ведущие компании, судя по нашему рейтингу, доверяют проверенным  учебным заведениям.

 

 


Поддерживать  связи с ведущими российскими  компаниями стремятся многие вузы. Но целевые программы подготовки молодых специалистов конкретных направлений  могут себе позволить только крупные  промышленные предприятия и холдинги. "Если бы вузы прислушивались к мнению бизнеса, это всем пошло бы на пользу. Выпускники в таком случае будут  более востребованными, а компании смогут сократить расходы на доводку молодых специалистов",— считает Вадим Бахтов, директор по общественным и корпоративным коммуникациям компании "Шатура".

 

Впрочем, на наш взгляд, рейтинг будет полезен  не только вузам. Он пригодится и будущим  абитуриентам, и студентам при  принятии решения, каким образом  строить карьеру, поскольку по рейтингу, составленному на основе мнений компаний, видно, насколько перспективна та или  иная профессия. А оценить уровень  зарплат молодых специалистов по отраслям экономики можно, взглянув на одну из диаграмм.

 

Самые востребованные российские вузы

 

 
Место

 
Наименование вуза

Число 
компаний, 
готовых 
принять 
выпускни-ков 
данного 
вуза

Число 
компаний, 
трудоустрои 
вших 
выпускников 
данного 
вуза в 2006 
году

 
Число 
принятых 
выпускни-ков

 
Доля от 
общего 
числа (%)

1

Московский государственный 
технический университет им. 
Н. Э. Баумана

24

8

206

4,91

2

Московский государственный 
университет

21

7

115

2,74

3

Уральский государственный 
технический университет

20

10

146

3,48

4

Российская экономическая 
академия

16

6

109

2,60

5

Санкт-Петербургский 
государственный университет

13

2

2

0,05

6

Московский энергетический 
институт

10

4

115

2,74

7

Московский авиационный 
институт

10

3

259

6,17

8

Высшая школа экономики

10

3

24

0,57

9

Государственный университет 
управления

8

3

38

0,91

10

Московский государственный 
инженерно-физический институт

8

3

29

0,69

11

Иркутский государственный 
технический университет

7

4

91

2,17

12

Финансовая академия при 
правительстве РФ

7

1

51

1,22

13

Московский физико-технический 
институт

7

1

5

0,12

14

Московский государственный 
институт международных 
отношений

7

1

1

0,02

15

Казанский государственный 
университет

6

3

20

0,48

16

Московский государственный 
институт стали и сплавов

6

1

2

0,05

17

Самарский государственный 
университет

5

2

13

0,31

18

Новосибирский государственный 
университет

5

1

1

0,02

19

Пермский государственный 
технический университет

4

5

35

0,83

20

Ивановский государственный 
химико-технологический 
университет

4

4

30

0,72

21

Магнитогорский 
государственный технический 
университет им. Г. И. Носова

4

4

16

0,38

22

Воронежский государственный 
технический университет

4

3

18

0,43

23

Ярославский государственный 
технический университет

4

1

1

0,02

24

Санкт-Петербургский 
государственный 
технологический институт

3

5

20

0,48

25

Ивановский государственный 
энергетический университет

3

4

193

4,60

26

Российский государственный 
университет нефти и газа

3

4

171

4,08

27

Московский технический 
университет связи и 
информатики

3

4

19

0,45

28

Иркутский государственный 
университет

3

2

30

0,72

29

Воронежская государственная 
технологическая академия

3

2

17

0,41

30

Российский 
химико-технологический 
университет

3

2

3

 

0,07 



 

Как и вузы, средние учебные заведения предоставляют  возможность получить множество  профессий из различных областей человеческой деятельности. Грамотный  выбор специальности служит залогом  будущего успеха абитуриентов.

При помощи экспертов мы попытались выяснить, какие направления сегодня перспективнее  с точки зрения их востребованности на российском рынке труда.

По мнению большинства респондентов, в настоящий  момент наиболее ценятся специалисты, связанные с современными информационными  технологиями, Интернетом, прикладной информатикой. Данное направление отметили как самое перспективное 43 % экспертов. В век интенсивного развития Сети и иных информационных технологий подобный результат неудивителен и вполне ожидаем.

Достаточно  высок уровень востребованности специальностей, связанных с машиностроением (38 %), работой с инженерным и технологическим  оборудованием (34 %). После провала 1990?х, когда спрос на инженеров и  технологов упал до минимума, нынче, в  условиях развития российской экономики, сложилась ситуация острого дефицита профессионалов в данных областях.

К группе со средней востребованностью отнесены специальности, связанные со сферой автомобильного сервиса (25 %), экономикой и банковским делом (24 %), менеджментом (22 %) и маркетингом (20 %). В этих секторах знающие люди будут необходимы всегда, и спрос останется неизменно  устойчивым.

Наконец, респонденты  выделили еще два направления  обучения, надежные с точки зрения последующего трудоустройства. Это  сфера потребительских услуг (15 %), а также право и юриспруденция (13 %). Говоря о данных областях, можно  констатировать: рынок в достаточной  степени насыщен представителями  данных профессий, и преимущественно с этим, по-видимому, связаны невысокие рейтинговые оценки.

Из остальных  специальностей ни одна не набрала  больше 10 % голосов экспертов, поэтому  в нашем исследовании они не упоминаются.

 

 

Структура востребованности основных специальностей (%)

 

Информационные технологии

43

Машиностроение

38

Техническое и инженерное оборудование

34

Технологическое обслуживание

31

Сфера автомобильного сервиса

25

Сфера потребительских услуг

15

Экономика и банковское дело

24

Право и юриспруденция

13

Маркетинг

20

Менеджмент

22


 

Одними из наиболее проблематичных участников российского  рынка труда являются молодые  специалисты – выпускники высших профессиональных учреждений. В России насчитывается 1156 вузов, а если считать  филиалы, то и все 3 тысячи, из которых  ежегодно выпускается 1,1 млн. дипломированных  специалистов. Несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда в ряде случаев усугубляет проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений (особенно коммерческого сектора профессионального образования).

Из 1,7 млн. студентов, поступивших в вузы в 2010 г., лишь 569 тыс. человек (33,5 %) проходят обучение за счет бюджетных средств с преимуществом  трудоустройства после окончания  обучения. В настоящее время около 834 тыс. человек (37,9 %), окончивших образовательные учреждения, из числа молодежи в возрасте до 29 лет являются безработными.

Вышеперечисленные проблемы являются «стандартными» в  условиях роста экономики, так как все исследования прошлых лет (начиная с 2007 г. и заканчивая 2010 г.) показывают одни и те же тенденции в вопросе трудоустройства выпускников вузов. Но с началом финансового кризиса (с осени 2008 г.) ситуация изменилась: некоторые вышеперечисленные проблемы усугубились, появились новые, связанные с трудоустройством молодых специалистов.

Изменившиеся  условия социально-экономического, социокультурного и технологического развития г. Москвы и Московской области требуют нового подхода к установлению взаимодействия сфер образования, организаций-работодателей и органов исполнительной власти. Главное содержание такого взаимодействия – подготовка специалистов, способных на высоком профессиональном уровне решать сложные современные задачи в условиях научно-технического прогресса, дифференциации и интеграции производства.

В связи с  тем что выпускников вузов  в нашей стране с каждым годом все больше, весьма актуальной становится проблема установления взаимодействия между высшими профессиональными учебными заведениями и организациями-работодателями.

В «Концепции модернизации российского образования  на период до 2011 г.» одним из условий  повышения качества профессионального образования выдвинуто «создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у всех выпускников вузов... готовности к самоопределению в вопросах подбора работы...».

Для содействия занятости выпускников учебных заведений высшего профессионального образования Министерство образования и науки РФ совместно с Федеральным агентством по образованию проводит работу по созданию центров содействия занятости для указанной категории граждан. В настоящее время в 342 вузах, подведомственных Рособразованию, создано 336 центров, из них 77 региональных.

Основными задачи служб трудоустройства являются:

  • помощь выпускникам в трудоустройстве;
  • трудоустройство студентов как на постоянную работу, так и на временную во время каникул;
  • организация взаимодействия вуза с предприятиями-работода-телями;
  • оказание консультационной (правовой и психологической) помощи выпускникам и студентам во время поиска ими работы;
  • постоянное информирование студентов вуза о вакансиях.

Анализ московского  опыта показывает, что организация  трудоустройства выпускников определяется только самим учебным заведением и, как показывает практика, формы  и методы ее организации различны. Однако, как нам кажется, в период, когда фундаментально изменились почти все направления человеческой деятельности, экономические и производственные отношения, не следует ограничиваться построением очередной формализованной организационной структуры. Служба (центр, отдел) трудоустройства выпускников должна быть той соломинкой, за которую можно ухватиться выпускнику и начать свое карьерное продвижение.

Таблица

Характеристики  трудоустройства и факторы, оказывающие  
на них влияние

Характеристика  
(информационно-аналитический показатель)

Факторы

Уровень востребованности (УВ), %

Опыт работы

Успеваемость

Уровень профессиональной востребованности (УПВ), %

Опыт работы

Успеваемость

Уровень заработной платы (УЗП), руб.

Опыт работы

Успеваемость

Способ трудоустройства

Уровень профессиональной самоидентификации (УПС), %

Опыт работы

Успеваемость

Способ трудоустройства

Уровень ожидаемого дохода работающего (УДР), руб.

Опыт работы

Успеваемость

Способ трудоустройства

Уровень ожидаемого дохода соискателя (УДС), руб.

Успеваемость

Способ трудоустройства

Уровень карьерного сопровождения (УКС), %

Способ трудоустройства

Эффективность карьерного сопровождения (ЭКС), руб.

Способ трудоустройства


 

Организация взаимодействия с работодателями оценивается  при помощи информационно-аналитических  показателей УКС, ЭКС, УЗП а также  результатов графической интерпретации.

Информация о работе Место и роль машиностроения в народном хозяйстве РФ