Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 11:32, курсовая работа
Цель данной работы - разработка предложений по совершенствованию управления персоналом в организации ООО «Кубань-автоматизация».
Задачи исследования: изучить методы управления персоналом в организации в современных условиях, выявить существующие проблемы и предложить пути их решения; проанализировать хозяйственную деятельность организации, выявить недостатки в работе службы управления персоналом, дать практические рекомендации по ее совершенствованию.
Объект исследования – ООО “Кубань-автоматизация”.
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИЯХ……………………………………………………………………………...4
1.1 Задачи и функции службы управления персоналом………………......4
1.2 Профессиональный состав службы управления персоналом…………8
1.3 Кадровая служба в системе управления персоналом………………….11
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО “КУБАНЬ-АВТОМАТИЗАЦИЯ” ………………………………………………………..17
2.1 Деятельность службы управления персоналом………………………...17
2.2 Анализ трудовых ресурсов………………………………………………19
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ ООО “КУБАНЬ-АВТОМАТИЗАЦИЯ” ………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……...32
В настоящее время работа службы управления персоналом начинает качественно изменяться. Увеличившаяся текучесть кадров заставляет руководство уделять больше внимания к подбору персонала, и сохранению имеющихся квалифицированных специалистов.
Так, прием на работу осуществляется на конкурсной основе. Организация поиска кандидатов и первичный отбор осуществляется службой управления персоналом, личное собеседование проводится с участием заинтересованного руководителя подразделения, либо с использованием заранее подготовленного контрольного задания для соискателя. Прием высококвалифицированных сотрудников на безальтернативной основе проводится только по согласованию с директором организации. Таким образом, уменьшается вероятность протекционизма, когда предпочтение отдавалось родственнику или знакомому, а не профессионалу.
Больше внимания уделяется мотивации сотрудников. В частности, введения системы премирования за рационализаторские предложения, удачные решения сложных задач. Применение нематериальных видов стимулирования: торжественное объявление благодарностей от заказчиков и руководства, вручение памятных знаков на корпоративных мероприятиях.
В организации досуга
преимущество отдается
В целях повышения
профессионального мастерства, организация
направляет на
Однако работа ведется не систематически из-за отсутствия специалиста по управлению персоналом с профессиональным образованием. Отсутствует система адаптации новых сотрудников, обычно, этим занимаются коллеги по работе вновь принятого сотрудника и как следствие – отсутствие у новичка полной информации о внутренних правилах, сложившихся обычаев.
Кадровая работа с персоналом ведется слабо. Характеристики на работников составляются по шаблону, либо пишутся самим сотрудником. В результате получаются характеристики с общими формулировками, отсутствием информации каких-либо личных, присущих только данному сотруднику качествах, что сказывается на качестве предоставляемой информации. Кадровый резерв не ведется из-за отсутствия необходимой информации. Имеющаяся в распоряжении службы управления персоналом информация о трудовой деятельности, полученных навыках работы не позволяет составить полную картину и провести анализ с целью определения более достойного кандидата на вышестоящую должность. И как следствие вышеназванных факторов – отсутствие информации о кадровом резерве предприятия, что не позволяет вести работу по управлению карьерой сотрудников. Это приводит к тому, что механизм выдвижения на вышестоящую должность не прозрачен, зачастую решение выносится на основании личных предпочтений.
Кадровый учет ведется с использованием устаревшего программного обеспечения. Реквизитный состав хранимой информации не позволяет в полной мере удовлетворять потребности специалиста по управлению персоналом. Часть информации хранится в бумажном виде, что сводит на нет все попытки ее обработки анализа.
Учет рабочего времени на предприятии ведется в бумажном виде. Составление табелей, подсчет и контроль отработанного времени ведется вручную, что занимает большую часть рабочего времени табельщиков и зачастую приводит к механическим ошибкам. Такая система также, не позволяет проводить какие-либо исследования по использованию рабочего времени (например, проследить динамику потерь рабочего времени от болезней сотрудников или командировок).
2.2 Анализ трудовых ресурсов
Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами (таб. 2).
Таблица 2. - Динамика численности работающих ООО «Кубань-автоматизация» | |||||||
Наименование показателя |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Изменение 2009 к 2008 году |
Изменение 2010 к 2009 году | ||
абс. |
% |
абс. |
% | ||||
Количество работающих из них: |
310 |
320 |
328 |
10 |
3,23 |
8 |
2,25 |
Руководители |
35 |
37 |
38 |
2 |
5,71 |
1 |
2,70 |
Специалисты |
265 |
272 |
279 |
7 |
2,64 |
7 |
2,57 |
Рабочие |
10 |
11 |
11 |
1 |
10,00 |
0 |
0,00 |
Из таблицы видно, что за исследуемый период численность работающих в организации увеличивалась в среднем на 2,5 процента в год. Это может свидетельствовать либо о том, что организация испытывает трудности в своем развитии, либо о том, что организация заняла определенную нишу на рынке и не стремится выйти на новые рынки. На рисунке 1 в наглядном виде представлена структура работающих.
Рисунок 1 - Структура категорий работающих по состоянию на конец 2010 года
Как видно из диаграммы, основную часть работающих составляют специалисты, что для организации, работающей в сфере информационных технологий, является нормой. Подробнее состав специалистов в разрезе квалификаций отражен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Динамика уровня квалификации специалистов ООО «Кубань-автоматизация» | |||||||
Наименование показателя |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Изменение 2009 к 2008 году |
Изменение 2010 к 2009 году | ||
абс. |
% |
абс. |
% | ||||
Инженер-программист |
105 |
103 |
104 |
-2 |
-1,90 |
1 |
0,97 |
Инженер-программист II категории |
63 |
65 |
64 |
2 |
3,17 |
-1 |
-1,54 |
Инженер-программист I категории |
42 |
45 |
48 |
3 |
7,14 |
3 |
6,67 |
Наименование показателя |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Изменение 2009 к 2008 году |
Изменение 2010 к 2009 году | ||
абс. |
% |
абс. |
% | ||||
Ведущий инженер-программист |
35 |
37 |
40 |
2 |
5,71 |
3 |
8,11 |
Другие специалисты |
20 |
22 |
23 |
2 |
10,00 |
1 |
4,55 |
Всего |
265 |
272 |
279 |
7 |
2,64 |
7 |
2,57 |
Динамика уровня квалификации специалистов показывает незначительное повышение квалификации, что говорит о трудностях в профессиональном росте молодых специалистов. На рисунках 1.1, 1.2 и 1.3 в наглядном виде представлена структура уровня квалификации работающих на 2008, 2009 и 2010 года соответственно.
Рисунок 1.1 - Структура уровня квалификации специалистов на 2008 год
Как видно из рисунка, на начало исследуемого периода, основную часть специалистов составляли инженеры-программисты низших квалификаций. Это свидетельствует о том, что в периоде, предшествующем анализируемому было принято большое количество молодых специалистов с низкой квалификацией.
Рисунок 1.2 - Структура уровня квалификации специалистов на 2009 год
Как видно из рисунка, на второй год исследуемого периода существенного изменения в структуре уровня квалификации не произошло. Это может свидетельствовать о том, что работники не заинтересованы в повышении квалификации.
Рисунок 1.3 - Структура уровня квалификации специалистов на 2010 год
Как видно из рисунка, на третий год исследуемого периода также не произошло существенного изменения в структуре уровня квалификации. На этом основании, можно сделать вывод, что на предприятии наблюдается текучесть кадров в среде специалистов с низшим уровнем квалификации, то есть, молодых специалистов. Это может свидетельствовать о том, что работники не видят перспектив профессионального роста, либо их не удовлетворяет уровень заработной платы.
Проанализировав структуру и качество обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами в динамике за три года, можно сделать общий вывод в слабой работе службы управления персоналом с молодыми специалистами.
Полученный результат был вполне предсказуем, так как в штате службы нет квалифицированного специалиста по управлению персоналом, а штатные работники полностью загружены выполнением своих служебных полномочий.
3 Совершенствование работы службы управления персоналом ООО “Кубань-автоматизация”
Проведя анализ хозяйственной деятельности организации, проанализировав работу, проводимую с персоналом, выработан ряд предложений по совершенствованию работы службы управления персоналом.
Совершенствование учетной политики в управлении персоналом.
В организации учет персонала производится с использованием устаревшего программного обеспечения, которое не может обеспечить ввод, хранение и обработку информации, необходимой для управления персоналом на современном уровне. Часть информации, вообще, хранится в бумажном виде. Учет использования рабочего времени производится вручную с заполнением бумажных бланков. Это негативно сказывается на работе специалистов службы, т.к. они вынуждены долгое время тратить на заполнение или поиск необходимой информации.
В тоже время, на предприятии разработана система управления персоналом, отвечающая всем современным требованиям, предъявляемым к учету персонала, соответствует всем требования законодательства, а также учитывает множество нюансов учета персонала на производстве. Подсистема документооборота многоуровневая, рассчитана на совместное использование в отделах кадров, труда и заработной платы, юридическом, охраны труда.
Использование данной системы для нужд малых предприятий, особенно с непроизводственным персоналом, является нецелесообразным из-за жесткого разграничения полномочий по вводу и обработке информации.
В связи с этим, предлагается разработать собственными силами и внедрить облегченный вариант системы управления персоналом.
Краткая характеристика предлагаемой системы. Система предназначена для оперативного управления количественными и качественными характеристиками трудовых ресурсов с целью предоставления информации для принятия управленческих решений в области управления персоналом.
Предлагаемая структура системы:
Подсистема «Ведение штатного расписания» должна позволять:
Подсистема «Ввод документов (приказов) о персонале» должна позволять:
Подсистема « Учет кадров» должна обеспечивать:
Подсистема «Учет рабочего времени» должна позволять:
Подсистемы «Формирование отчетности» и «Запросная подсистема» предназначены для автоматизации анализа наличия и использования трудовых ресурсов, предоставления руководству актуальной и достоверной информации для принятия управленческих решений. Должна выполнять следующие функции:
Техническая реализация. Система должна быть разработана по технологии клиент-сервер. Серверная часть должна функционировать с использованием сервера средней производительности с характеристиками не ниже: Pentium 3 –700, RAM 256, HDD – 20Gb. Система управления базой данных : MSSQL Express.
Экономический эффект от внедрения системы. Отличительные особенности предлагаемой системы от уже существующей:
Основная цель разработки и внедрения предложенной системы – увеличение производительности труда специалистов службы управления персоналом за счет уменьшения времени на ввод необходимой информации и ее поиск. Как результат – сокращение одного табельщика, что позволит ввести должность специалиста по управлению персоналом.