Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 18:19, курсовая работа
целью настоящей работы является комплексное исследование конкурсного отбора персонала при замещении вакантной должности.
Объектом изучения является персонал малого предприятия ООО "Полярная звезда". Предмет исследований в работе – процесс обеспечения организации кадрами.
Основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ конкурсного отбора персонала при замещении вакантной должности;
2) разработка методологии конкурсного отбора кадров для ООО "Полярная звезда".
Введение
ГЛАВА 1. Методика конкурсного набора персонала на замещение вакантной должности
1.1 Цели и элементы конкурса
1.2 Подходы к организации и проведению конкурса
1.3 Этапы конкурсных процедур
1.4 Методы определения требований к кандидату на замещение вакантной должности
ГЛАВА 2. Организация конкурса на замещение вакантной должности в ООО «Полярная звезда»
2.1 Характеристика организации и анализ проблемной ситуации
2.2 Разработка методики конкурсного отбора персонала на занятие вакантной должности
2.3 Оценка эффективности конкурсного отбора персонала
Заключение
Список использованной литературы
АНО МОК
ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по управлению персоналом
Методика конкурсного отбора персонала на замещение вакантной должности
Студентки 4см курса
заочной формы обучения
специальность
«Менеджмент организации»
Научный руководитель:
Воронеж 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. Методика конкурсного набора персонала на замещение вакантной должности
1.1 Цели и элементы конкурса
1.2 Подходы к организации и проведению конкурса
1.3 Этапы конкурсных процедур
1.4 Методы определения требований к кандидату на замещение вакантной должности
ГЛАВА 2. Организация конкурса на замещение вакантной должности в ООО «Полярная звезда»
2.1 Характеристика организации и анализ проблемной ситуации
2.2 Разработка методики конкурсного отбора персонала на занятие вакантной должности
2.3 Оценка эффективности конкурсного отбора персонала
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Работа любой организации
неизбежно связана с
Комплектование штатов является одним из ключевых элементов работы любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность работы организации и использование всех остальных ресурсов. Поэтому ошибки в подборе кадров могут дорого обойтись организации, а подбор хороших кадров является удачным вложением денег. Для любой организации отбор и обучение работников, не подходящих для выполнения порученной им работы, будет роскошью. Для мелких и средних организаций, особенно в условиях быстро меняющейся и нестабильной среды, эта роскошь просто непозволительна.
К главным факторам, определяющим успешную деятельность предприятия обслуживания, относятся:
1) высокая квалификация, подготовка сотрудников и их мотивация;
2) обеспечение постоянного качества работы;
3) имидж предприятия
Решение о принятии на работу, согласно оценкам специалистов, акция не только существенная, но и имеющая далеко идущие последствия. Актуальность выбранной темы работы заключается в том, что в эффективности процесса отбора кадров и приема на работу заинтересованы как общество в целом, отдельные предприятия, так и конкретные индивиды.
Предварительный обзор литературы
показал, что тема отбора персонала,
как научное направление, исследована
очень хорошо. В большинстве источников
литературы (например, в работах
Кибанова А.Я., Шекшни С.В., Галенко В.П.)
отбор персонала
В соответствии с этим целью
настоящей работы является комплексное
исследование конкурсного отбора персонала
при замещении вакантной
Объектом изучения является персонал малого предприятия ООО "Полярная звезда". Предмет исследований в работе – процесс обеспечения организации кадрами.
Основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ конкурсного отбора персонала при замещении вакантной должности;
2) разработка методологии конкурсного отбора кадров для ООО "Полярная звезда".
ГЛАВА 1. Методика конкурсного набора персонала на замещение вакантной должности
1.1 Цели и элементы конкурса
Конкурс – соревнование между двумя или более кандидатами на замещение вакантной должности.
Конкурсные процедуры способствуют:
- поднятию престижа должности с целью привлечения наиболее квалифицированных работников;
- привлечению большего количества кандидатов;
- созданию специализированного
сегмента рынка труда, людей
ориентированных на работу
- повышению объективности
оценки кандидатов и принятия
решений путем формализации
- демократизации кадровых
вопросов, привлечение к кадровым
решениям о принятии
- внедрению новых технологий
кадровой работы, обучению сотрудников
кадровых служб
- интенсификации сбора
персональной информации для
планирования работы с
- интенсификации процессов
адаптации персонала и
Необходимыми элементы конкурсной процедуры являются:
1) наличие претендентов, выставляющих свою кандидатуру на конкурс;
2) конкурсная комиссия, которой
предоставляется право на
3) механизмы оценки достоинств
конкурсантов и принятие
4) механизмы информирования
участников и других
Таким образом, организация
конкурса на занятие вакантной должности
представляет собой важную процедуру
по управлению персоналом, способствующую
росту эффективности
1.2 Подходы к организации и проведению конкурса
Существует несколько подходов к организации и проведению конкурса при приеме на работу и на замещение вакантной должности.
Выборы — наиболее простой и традиционный способ, используемый чаще всего при проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя. В рамках этой процедуры учитывается мнение большинства и не проводятся специальные предварительные испытания кандидатов. Их соответствие или несоответствие вакантной должности определяется конкурсной комиссией на основе изучения официальных и неофициальных документов (характеристик от руководства, общественных и профсоюзных организаций), собеседования. Информация о кандидатах доводится до коллектива, перед которым выступают претенденты со своими сообщениями. Предпочтение тому или иному кандидату отдается путем голосования, процедура которого предварительно согласовывается (простое большинство, 2/3 от состава голосующих и т.п.).
Преимущества выборного метода — его быстрота и возможность учета мнения членов коллектива. К недостаткам следует отнести субъективизм и невозможность застраховаться от ошибки, поскольку голосующему большинству приходится доверять информации, полученной из характеристик кандидата или в лучшем случае своему субъективному мнению, основанному на наблюдении за поведением кандидата, его выступлением и ответами на вопросы, если выступление организовывается. Подбор — решение о соответствии кандидата принимается кадровой комиссией, возглавляемой непосредственно вышестоящим руководителем или назначенным им лицом. Метод подбора используется также и для руководящих должностей высокого уровня, где наравне с профессиональной компетентностью большое значение придается умению кандидата налаживать отношения с партнерами разного уровня, быть совместимым с вышестоящим руководством и подчиненными. При оценке подбираемых кандидатов конкурсная комиссия помимо анализа документов и характеристик проводит собеседования, иногда структурированные интервью и психологическое тестирование кандидатов. Преимущества метода подбора — индивидуальный подход и возможность получить более достоверную информацию о профессиональных и личностных качествах кандидатов, недостатки — относительная медлительность и высокая степень субъективности, которая имеет эмоционально-психологический характер (например, тенденция принимать решение о кандидате на основе первого впечатления, без учета информации, получаемой в дальнейшем собеседовании). Ошибка часто происходит из-за субъективного стремления оценивать кандидата в сравнении с впечатлением, оставленным предыдущим кандидатом. Влияет на оценку и внешний вид человека, его социальное положение, манеры и т. д. Структурированное интервью (заранее составленный опросник, охватывающий основные интересующие конкурсную комиссию проблемы) повышает надежность результатов собеседования. Кроме того, использование метода подбора продуктивно в ситуации отсутствия конфликта, когда назначение подобранного кандидата не затрагивает интересы других членов коллектива[1].
Отбор — это способ, позволяющий в любых условиях провести наиболее демократичную и в значительной степени свободную от субъективизма конкурсную процедуру.
Преимущества метода отбора
— всестороннее тщательное и объективное
изучение индивидуальных особенностей
каждого кандидата и возможное
прогнозирование его
Выводы: существуют три основных метода конкурсного отбора – выборы, отбор, подбор. При использовании этих методов технология построения конкурсных процедур является различной и в существенной степени определяется профилем организации, сложившимися социально-экономическими, политическими и психологическими условиями, профессионализмом привлеченных специалистов в области оценки профессиональных, деловых и личностных качеств кандидатов.
1.3 Этапы конкурсных процедур
Конкурс может проходить в несколько этапов. Организация конкурсных процедур предполагает их подготовку, проведение и подведение итогов.
В центре подготовительного этапа — процесс создания конкурса (формирование организационных структур, правил, процедур проведения, профессиональной и материально-технической базы), продолжающийся с момента принятия решения о проведении конкурса до утверждения окончательного списка конкурсантов.
На основном этапе главное внимание уделяется процессу сбора информации о кандидатах (значимой в рамках используемого подхода), он продолжается с момента начала первой процедуры конкурса, включает подэтапы, разделяемые подведением промежуточных итогов и принятием решений о допуске конкурсантов к участию в следующем подэтапе, и заканчивается подведением итогов последнего подэтапа.
На заключительном этапе конкурса центральным является процесс легитимизации его результатов, он начинается с момента подведения итогов и заканчивается утверждением результатов. В зависимости от парадигмы проведения конкурса утверждение результатов производится тем органом, который создал конкурсную комиссию.
Подготовительный этап. Важнейшим условием проведения конкурса является создание конкурсной (избирательной) комиссии — органа, ответственного за подготовку и проведение конкурса. В зависимости от парадигмы конкурса можно выделить различные функции конкурсной комиссии.
В случае парадигмы "подбор" конкурсная комиссия создается с целью легитимизации решений, принимаемых руководителем. Возможные ее задачи: нормативное закрепление процедур конкурса, разработанных экспертами, обсуждение и подготовка материалов для принятия решения руководителем, утверждение принятого решения.
В ситуации парадигмы "выборы" конкурсная комиссия (избирательная комиссия) создается с целью подготовки и проведения голосования (или другого варианта волеизъявления) работников трудового коллектива или собрания акционеров по вопросу о будущем руководителе. Ее задачи: организационная подготовка мероприятия, обеспечение соблюдения норм его проведения, подведение итогов и объявление результатов.
В ситуации конкурсного отбора конкурсная комиссия создается с целью обеспечения мероприятий по объективной оценке кандидатов в соответствии с выделенными профессиональными, управленческими и другими параметрами оценки.
Задачи конкурсной комиссии:
1) разработка правил проведения конкурса;
2) подготовка проведения конкурса;
3) обеспечение объективности экспертной оценки кандидатов и соблюдение правил проведения конкурса.
Конкурсная комиссия правомочна принимать решения об утверждении результатов экспертных оценок.
В подготовке данного мероприятия важно уделить внимание кадровому обеспечению:
• парадигма "подбор" — персональный состав конкурсной комиссии должен включать людей, которым доверяет субъект, объявивший конкурс;
• парадигма "выборы" — конкурсная (избирательная) комиссия должна включать людей, которым доверяет трудовой коллектив;
• парадигма "отбор" — конкурсная, комиссия должна включать представителей всех заинтересованных групп, профессионально компетентных в вопросах кадровой работы.
Целесообразность включения мероприятий подготовительного этапа конкурса в рамки различных парадигм его проведения представлена в табл. 1.1, где оптимальные в рамках парадигмы мероприятия обозначены символом "+", несовместимые с парадигмой мероприятия - символом "—", мероприятия в рамках парадигмы - символом "0".
Таблица 1.1
Целесообразность
включения мероприятий
Мероприятие по подготовке конкурса |
Парадигмы конкурса | |||||
Подбор |
Отбор |
Выборы | ||||
Принятие решения о необходимости проведения конкурса |
+ |
+ |
+ | |||
Создание конкурсной (избирательной) комиссии |
- |
+ |
+ | |||
Разработка и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность конкурсной избирательной комиссии |
- |
+ |
0 | |||
Публикации объявления о проведении конкурса |
0 |
+ |
0 | |||
Разработка программы основного этапа конкурса |
0 |
+ |
- | |||
Утверждение программы основного
(в некоторых случаях и |
0 |
+ |
- | |||
Подбор специалистов и формирование групп научного сопровождения |
0 |
+ |
- | |||
Разработка необходимого инструментария для проведения конкурса |
0 |
0 |
+ | |||
Создание организационно- |
0 |
+ |
+ | |||
Подготовка и оценка рефератов |
0 |
+ |
- | |||
Подготовка материалов к рассмотрению на заседании конкурсной комиссии |
0 |
+ |
+ | |||
Рассмотрение документов, представленных кандидатам на участие в конкурсе (заседание конкурсной комиссии) |
+ |
+ |
0 | |||
Определение списка кандидатов на участие в конкурсе |
+ |
+ |
+ | |||
Инструктаж (ознакомление конкурсантов с правилами проведения конкурса и получение от них письменного согласия на участие в нем) |
0 |
+ |
0 | |||
Утверждение окончательного списка конкурсантов (заседание конкурсной комиссии) |
+ |
+ |
+ | |||
Информация о работе Методика конкурсного отбора персонала на замещение вакантной должности