Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 18:19, курсовая работа
целью настоящей работы является комплексное исследование конкурсного отбора персонала при замещении вакантной должности.
Объектом изучения является персонал малого предприятия ООО "Полярная звезда". Предмет исследований в работе – процесс обеспечения организации кадрами.
Основными задачами работы являются:
1) изучение теоретических основ конкурсного отбора персонала при замещении вакантной должности;
2) разработка методологии конкурсного отбора кадров для ООО "Полярная звезда".
Введение
ГЛАВА 1. Методика конкурсного набора персонала на замещение вакантной должности
1.1 Цели и элементы конкурса
1.2 Подходы к организации и проведению конкурса
1.3 Этапы конкурсных процедур
1.4 Методы определения требований к кандидату на замещение вакантной должности
ГЛАВА 2. Организация конкурса на замещение вакантной должности в ООО «Полярная звезда»
2.1 Характеристика организации и анализ проблемной ситуации
2.2 Разработка методики конкурсного отбора персонала на занятие вакантной должности
2.3 Оценка эффективности конкурсного отбора персонала
Заключение
Список использованной литературы
Основной этап
Предполагается гибкий подход к проведению конкурса, когда парадигмы, используемые методы выбираются в зависимости от ситуации, сложившейся в организации (табл.1.2).
Таблица 1.2
Управленческая форма организации и наиболее подходящая для нее парадигма конкурса
Управленческая форма |
Парадигма конкурса | ||
Подбор |
Выборы |
Отбор | |
Бюрократическая |
Оптимальная |
Невозможная |
Нежелательная |
Диалоговая |
Желательная |
Нежелательная |
Оптимальная |
Коллективистская |
Возможная |
Желательная |
Невозможная |
Рыночная |
Нежелательная |
Возможная |
Желательная |
Демократическая |
Невозможная |
Оптимальная |
Возможная |
В следующей таблице представлены мероприятия основного этапа конкурса с учетом способа (подхода) организации конкурса.
Таблица 1.3
Мероприятия основного этапа конкурса
Мероприятие основного этапа конкурса |
Парадигма конкурса | ||
Подбор |
Отбор |
Выборы | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Процедуры, используемые для сбора информации о кандидатах: |
|||
психологическое тестирование |
0 |
+ |
- |
ролевые игры |
0 |
0 |
- |
ситуационное моделирование |
0 |
0 |
- |
групповая дискуссия |
0 |
0 |
- |
собеседование |
+ |
0 |
- |
публичное выступление |
- |
+ |
+ |
опрос общественного мнения |
- |
0 |
+ |
экспертный опрос |
+ |
+ |
- |
Подведение промежуточных итогов |
0 |
+ |
- |
Представление итогов в конкурсную комиссию |
0 |
+ |
+ |
Принятие конкурсной комиссией
решения о допуске/недопуске |
0 |
+ |
- |
Заключительный этап. Конкурсная комиссия принимает решение о дальнейших мероприятиях конкурса (либо о допуске кандидатов к следующим испытаниям, либо о принятии кандидатов на должность).
Целесообразно включение
мероприятий заключительного
Таблица 1.4
Мероприятие заключительного этапа конкурса |
Парадигма конкурса | ||
Подбор |
Отбор |
Выборы | |
Подведение итогов |
+ |
+ |
+ |
Оглашение результатов |
0 |
+ |
+ |
Оповещение общественности |
0 |
+ |
+ |
Прием и рассмотрение апелляций |
- |
+ |
- |
Утверждение результатов |
+ |
+ |
0 |
1.4 Методы определения требований к кандидату на замещение вакантной должности
Рассмотрим несколько подходов к конструированию программы и выбору методов отбора кандидатов на вакантную должность руководителя[2].
Аттестационный способ. Основан на принципе построения делового портрета кандидата с помощью специально разработанного метода персонал-технологии. Суть метода заключается в разработке перечня из 80 профессиональных, деловых и личностных качеств применительно к данной конкретной управленческой деятельности. Эти качества описываются в виде словаря деловых характеристик.
Для каждого аттестуемого
назначается группа экспертов из
числа вышестоящих
Аттестационный способ не применяют для отбора в чистом виде. Он, как правило, дополняется собеседованием и другими типами испытаний.
В качестве примера можно рассмотреть менеджерскую концепцию В.К.Тарасова, ориентированную на пять необходимых управленческих блоков:
• составление деловых писем, приказов и распоряжений;
разработка положений, уставов, инструкций;
• техника общения — умение публично выступать, вести деловое совещание, умение слушать, вести переговоры и деловую беседу;
• техника перехвата и удержания управления — стратегия и тактика конкурентной борьбы, обеспечение лояльности и мотивации кадров;
• организация производства — оценка претендентов на рабочие места и наем на работу, анализ технологий, хронометраж и нормирование, выбор системы стимулирования и оплаты труда, организация производственной деятельности;
• коммерческая деятельность — кредитование и банковское дело, прогнозирование платежеспособности, эмиссия денег и товарное обеспечение, ценообразование и налоговая политика, ценности фирмы и фирменный стиль, маркетинг и формирование товарных ниш, учет и охрана собственности, техника предотвращения хозяйственных и коммерческих злоупотреблений, смешанные формы собственности, организация акционерных обществ, организация выборных кампаний, организация связи с общественностью, техника рекламы, использование консультантов.
Достоинством конкурса на базе персонал-технологии является высокая технологичность и структурированность. Особенно эффективен этот подход при конкурсном отборе молодых специалистов в резерв на руководящие должности[3]. После специального обучения из таких резервистов получаются хорошо подготовленные для работы в новых условиях руководители.
Недостаток — жесткая структурированность и потому затруднительность применения этого подхода в нестандартных условиях.
Игротехнический способ — это достаточно сложная и разнообразная процедура. Известны два принципиальных игротехнических подхода. Первый - на основе менеджерской концепции В.К.Тарасова со строго структурированными игровыми имитационными процедурами (персонал-технология), второй - на базе организационно-деятельностных игр.
Конкурс руководителей на
базе ОДИ проводится в форме "марафона"
(девять и более дней). Работа с
будущим, проектирование и программирование
будущей деятельности воплощаются
в форме организационно-
На первой фазе игровой
коллектив осуществляет системный
анализ ситуации, стараясь выйти на
схему предприятия в его
Организационно участники игры разбиваются на три группы: группа претендентов (которые в свою очередь разбиваются на подгруппы), группа экспертов и рабочая группа с функцией экспертной оценки.
На каждой фазе по 2-3 часа отводится на работу в подгруппах, затем проводится общее заседание, на котором каждая подгруппа делает 5-10-минутный доклад. По каждому докладу развертывается дискуссия.
Обязательная процедура (1 час) - рефлексивный анализ ситуации, т. е. разбор того, что происходит в игре, анализ выступления группы и действий каждого игрока, программирование работ на следующую фазу.
После завершения организационно-деятельностной игры начинается "предвыборная кампания", в процессе которой претенденты-финалисты выступают со своими программами в различных службах и подразделениях предприятия. Этот этап завершается окончательным выбором кандидата на вакантную должность.
Достоинство организационно-деятельностной игры - решение задач с учетом реальных проблем предприятия:
• формирование стратегии развития предприятия (без новой собственной стратегии становится бессмысленной смена руководства);
• выявление основных производственных проблем предприятия;
•формирование консолидированных групп и коллективов внутри организационно-управленческой структуры, которые будут реализовывать новые стратегии развития предприятия.
Недостатки организационно-
Способ ситуационного моделирования — это технология, ориентированная на решение конкурсных задач в условиях социально-экономической, политической и социально-психологической нестабильности. Преимущество способа ситуационного моделирования заключается в возможности решать задачи конкурсного отбора в экстремальных социально-политических и социально-психологических условиях. Недостаток - в длительности и высокой стоимости.
Один из возможных методов определения удельного веса управленческих форм — экспертная оценка организационной культуры предприятия. Результат этой оценки может выражаться в процентах наличия той или иной управленческой формы и представляться в виде диаграммы - круга с долями. В зависимости от их сочетания возможно включение процедур, используемых в других парадигмах конкурса, проводимых при доминировании этих управленческих форм (табл.1.5).
Таблица 1.5
Процедуры и методы | ||||||||||
Парадигма |
Тестирование |
Ролевые игры |
Ситуационное моделирование |
Групповая дискуссия |
Собеседование |
Публичное выступление |
Опрос общественного мнения |
Анализ документов |
Оценка рефератов |
Экспертный опрос |
Подбор |
0 |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
0 |
+ |
Выборы |
- |
- |
- |
+ |
0 |
+ |
+ |
0 |
- |
- |
Отбор |
+ |
+ |
+ |
+ |
0 |
+ |
0 |
+ |
+ |
+ |
Приняты обозначения:
"+" оптимальность использования данной процедуры в рамках парадигмы;
"-" несовместимость с парадигмой использования данной процедуры;
"0" незначительность результатов данной процедуры в рамках парадигмы.
ГЛАВА 2. Организация конкурса на замещение вакантной должности в ООО «Полярная звезда»
2.1. Характеристика организации и анализ проблемной ситуации
ООО «Полярная звезда» является опытным туроператором на рынке туристических услуг. Компания была образована в 1992 году. Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Полярная звезда». Сертификат соответствия действителен до 17.09.2007г. Выдан органом по сертификации продукции и услуг Новосибирского центра стандартизации, метрологии и сертификации на основании акта оценки соответствия услуг, оказываемых ООО «Полярная звезда» № 1898 от 17.09.2003г. и протокола сертификационной проверки результата услуги №1898 от 17.09.2003г.
На данный момент организация занимается тур операторской деятельностью. Основное направление работы ООО «Полярная звезда» - туризм, въездной и выездной. Одним из ведущих направлений работы является приём иностранных граждан на территории РФ, как на безвизовой основе, в соответствии с межправительственным соглашением между Россией и Китаем, так и по визам. Компания имеет аккредитацию в МИДе РФ и имеет свой референс, который дает право приглашать иностранных граждан по туристическим приглашениям.
Предлагается также и учёба за рубежом. Сотрудники фирмы оказывают помощь в оформлении загранпаспортов, оформлении виз, билетов на все виды транспорта по всем направлениям. На рис.2.1 – его организационная структура.
Рис.2.1 Организационная структура ООО «Полярная звезда»
Таблица 2.1
Система общеэкономических кадровых показателей в ООО «Полярная звезда»
№ |
Наименование показателя |
д. изм. |
Динамика по годам | ||||||
2004 |
2005 |
2006 | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||||
Общеэкономические показатели |
|||||||||
1. |
Объем продаж |
млн. руб. |
12,3 |
18,6 |
19,2 | ||||
2. |
Величина основных фондов |
млн. руб. |
7,45 |
8,15 |
8,23 | ||||
3. |
Удельный вес основных фондов непроизводственного назначения |
% |
70,3 |
72,5 |
71,4 | ||||
4. |
Производительность труда |
млн. руб. |
0,77 |
0,98 |
0,96 | ||||
5. |
Прибыль |
млн. руб. |
1,84 |
2,8 |
3,1 | ||||
6. |
Удельный вес фонда потребления в прибыли |
% |
7 |
3 |
0 | ||||
Кадровые показатели |
|||||||||
7. |
Численность персонала, всего в том числе по категориям: |
чел. |
6 |
9 |
0 | ||||
- Руководители |
чел. |
4 |
5 |
5 | |||||
- Специалисты |
чел. |
2 |
4 |
5 | |||||
8. |
Текучесть кадров |
чел. |
1 |
1 |
1 | ||||
9. |
Образовательный состав персонала: |
чел. |
|||||||
- средне специальное |
2 |
2 |
2 | ||||||
- незаконченное высшее |
3 |
4 |
4 | ||||||
- высшее |
11 |
13 |
14 | ||||||
10. |
Возрастной состав персонала |
чел. |
|||||||
- до 18 лет |
1 |
1 |
1 | ||||||
- 18-25 лет |
6 |
6 |
6 | ||||||
- 26-36 лет |
4 |
7 |
8 | ||||||
- 37-50 лет |
3 |
4 |
4 | ||||||
- свыше 50 лет |
2 |
1 |
1 | ||||||
11. |
Средний возраст работающих |
лет |
31,75 |
31 |
|||||
12. |
Структура персонала по полу: |
% |
|||||||
- женщин |
56 |
53 |
50 | ||||||
- мужчин |
44 |
47 |
50 | ||||||
13. |
Распределение персонала по стажу: |
чел. |
|||||||
- до 1 года |
2 |
2 |
2 | ||||||
- 1-3 года |
5 |
6 |
5 | ||||||
- 3-5 лет |
6 |
7 |
8 | ||||||
- 5-10 лет |
2 |
2 |
3 | ||||||
- более 10 лет |
1 |
2 |
2 | ||||||
14. |
Уровень профессиональной подготовки
(для руководителей и |
% |
|||||||
- высшее образование |
87,5 |
89,5 |
90 | ||||||
- среднее специальное |
12,5 |
10,5 |
10 | ||||||
- практики |
0 |
0 |
0 | ||||||
Показатели,
характеризующие мотивацию |
|||||||||
15. |
Фонд заработной платы |
тыс. руб. |
104,7 |
124 |
138,6 | ||||
16. |
Средняя заработная плата на одного работника |
тыс. руб. |
6,54 |
6,53 |
6,93 | ||||
17. |
Затраты на обучение персонала, повышение квалификации (в месяц) |
тыс. руб. |
16,66 |
24,69 |
25,5 | ||||
18. |
Затраты на осуществление льгот для персонала (в месяц) |
тыс. руб. |
52,7 |
62,8 |
64,5 | ||||
19. |
Количество прогулов на одного работника |
час. |
1,5 |
1,6 |
1,2 | ||||
Информация о работе Методика конкурсного отбора персонала на замещение вакантной должности