Методологические основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 09:30, реферат

Описание работы

Менеджмент как наука во всем мире пользуется заслуженным признанием. Успех в деле менеджерам приносят обширные профессиональные знания, позволяющие глубоко и всесторонне оценивать текущее положение вещей и делать точные прогнозы на будущее, умение работать с людьми, вести их за собой, руководить, и в то же время подчиняться обстоятельствам и тем, кто по своему служебному положению, знаниям или компетенции выше их.
Современная экономика характеризуется непрерывными изменениями организационных структур, децентрализацией управления, обновлением технологий, стиля и методов руководства. Труд эффективного менеджера — это свободная творческая деятельность, органический сплав науки и искусства, тесное единство приемов мастерства, которым можно научиться, и природного таланта организатора, который нужно совершенствовать.

Файлы: 1 файл

Контрольная менеджмент.docx

— 75.76 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Менеджмент как наука во всем мире пользуется заслуженным признанием. Успех в деле менеджерам приносят обширные профессиональные знания, позволяющие глубоко и всесторонне оценивать текущее положение вещей и делать точные прогнозы на будущее, умение работать с людьми, вести их за собой, руководить, и в то же время подчиняться обстоятельствам и тем, кто по своему служебному положению, знаниям или компетенции выше их.

     Современная экономика характеризуется непрерывными изменениями организационных структур, децентрализацией управления, обновлением технологий, стиля и методов руководства. Труд эффективного менеджера — это свободная творческая деятельность, органический сплав науки и искусства, тесное единство приемов мастерства, которым можно научиться, и природного таланта организатора, который нужно совершенствовать.

     Главная цель данной работы  — рассмотреть методологические  основы менеджмента, узнать об управленческих, организационных и межличностных отношениях, принципах, методах и механизмах управления экономическими и социальными процессами, т. е. об управлении совместной трудовой деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие, цели и задачи менеджмента

 

     Современный этап общественного развития характеризуется качественными сдвигами в экономике, что предъявляет более высокие требования к системе управления. В условиях развития рыночных отношений эффективно управлять организацией или её подразделениями значительно сложнее, чем в централизованной административно-командной системе. Это связано не только с расширением самостоятельности, но и с необходимостью гибкой адаптации к изменениям, когда возникают новые цели и задачи, создаются новые предприятия, изменяются формы собственности, возникают новые хозяйственные связи.

     Рыночная система - это сложный механизм, который через систему цен и рынков объединяет действия огромного количества индивидуумов, фирм и государства. Как и любая другая система, она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям.

   Переход от одной экономической системы к другой всегда сопряжен с большими потерями и сложностями. В это время идет беспрецедентная ломка существующих стереотипов управленческого мышления. Все усложняющиеся социально-экономические проблемы невозможно эффективно решать без постижения теории и практики современного управления - менеджмента. Более того, по мере укрепления новых социально-экономических отношений роль менеджмента будет постоянно возрастать, так как он является мощным двигателем и ускорителем общественного развития.

 Для того  чтобы управлять сложным системами, подобными современным предприятиям, следует знать основы менеджмента: теорию и практику управления.

     В период реформирования экономики главным направлением развития являются научные основы управления.

      Менеджмент - это область знаний и профессиональной деятельности, которые направлены на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

    Следует различать понятия управление, менеджмент и руководство.

Менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций, что отражено в таблице, где представлены наиболее часто используемые подходы к определению их сущности и роли в обществе.

     Такое совпадение не случайно, так как его основу составляют объективные процессы общественного развития, оказывающие влияние на трактовку понятий и подходы к раскрытию их содержания. С учетом этого, термины «менеджмент» и «управление» используются как тождественные.

     Подходы к определению сущности и роли управления и менеджмента

Управление - это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и на участвующих в них людей, осуществляемое с целью придания определенной направленности их деятельности для получения желаемых результатов.

    Управление ставит своей непосредственной задачей внесение необходимой упорядоченности в процесс организации совместной деятельности людей для достижения согласованных и координированных действий.

    Термин "менеджмент" применяется, к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, действующего в рыночных условиях, к управлению деятельностью, направленной на получение прибыли. В последнее время его стали применять в отношении государственных и других непредпринимательских организаций.

     Основная цель менеджмента состоит в обеспечении согласованного и эффективного функционирования всех внутренних и внешних элементов организации.

    Виднейший менеджер XX столетия Ли Яккока, пройдя сложный и тернистый путь познания науки и практики, смог сформировать направления по овладению искусством управления. Во главу угла он поставил умение контактировать с людьми, умение сосредоточиться и рационально пользоваться своим временем, умение определять приоритеты, четко формулировать цели, умение открыто признавать свои ошибки и упорно добиваться своих целей даже перед лицом возникающих препятствий.

     Менеджмент - это управление в условиях рыночной экономики, которое означает:

  • ориентацию на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести намечаемую прибыль;
  • постоянное стремление к повышению эффективности производства;
  • хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности;
  • постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
  • необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных оптимальных решений.

    В мировой литературе установилась традиция, дающая термину "менеджмент" чрезвычайно широкую трактовку.  Менеджмент определяется как:

  • способ, манера обращения с людьми;
  • власть и искусство управления;
  • особого рода умелость и административные навыки;
  • орган управления, административная единица.
  • совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности.

     «Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

    «Менеджмент - это функция, вид деятельности по руководству людей в самых разнообразных организациях».

     «Менеджмент - совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли».

     Канадский теоретик в области трудовых отношений Н. Кинг трактует менеджмент как «соединительное звено между трудом и капиталом, которое может аннулировать классовые концепции».

    «Менеджмент представляет собой функцию управленческого аппарата развитого современного производства по использованию законов и закономерностей общественного развития, позволяющую организовать эффективное, конкурентоспособное производство в условиях постоянно меняющейся внутренней и внешней среды жизнедеятельности. Осуществление данной функции неизбежно предполагает и приводит к возникновению и воспроизводству определённых социально-экономических отношений, выступающих общественной формой организации эффективного, конкурентоспособного индивидуального производства».

     В этой связи выделяются следующие основные значения термина "менеджмент":

  • умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей;
  • функция, специфический вид деятельности - процесс руководства людьми в организациях;
  • область человеческого знания, помогающая осуществлять эту функцию;
  • орган управления, выполняющий эту функцию.

    Выделяются следующие четыре основных аспекта менеджмента:

  • экономический,
  • социально-психологический,
  • правовой
  • организационно-технический.

    Содержание экономического аспекта составляет управление процессом производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

      Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность определенной группы лиц по организации и руководству усилиями персонала фирмы для достижения поставленных целей. Сюда относится система власти, посредством которой регулируются отношения между руководителем и подчиненными, а также социальная функция, в которой отражаются культура общества, его традиции, ценности и обычаи.

     Правовой аспект менеджмента отражает структуру государственных, политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство.

      Организационно-технический аспект менеджмента включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль за действиями, необходимыми для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту работу.

     Кроме того, менеджменту присущи профессиональные различные модификации.

     С точки зрения экономистов, менеджмент - это важнейший фактор управления производством наряду с трудом и капиталом. Администраторы считают его системой власти в организации, с помощью которой осуществляется регулирование отношений между руководителями и подчиненными. Социологи рассматривают менеджмент как социальный институт, как важный элемент структуры современного общества и системы социальных статусов.

     Менеджмент, как система управления, имеет несколько составных частей.

Основные из них: маркетинг, анализ, управление персоналом.

Маркетинг -одна из самых важных составляющих коммерческого успеха. Это не только организация производственно-сбытовой деятельности фирмы, это еще и формирование потребителей, и управление ими. Каждая фирма должна иметь свою структуру маркетинга, которая используется для достижения поставленной цели, удовлетворения требований целевого рынка. Маркетинг рассматривается как интегрирующая функция менеджмента. Менеджмент и маркетинг представляют собой две стороны управления предприятием.

     Поворот бизнеса к управлению организационной культурой - одна из главных тенденций развития управления предприятием. Организационная культура предприятия предусматривает установление высоких стандартов деятельности руководителей, создание атмосферы всеобщей вовлеченности в дела фирмы. Высоко ценятся способность и готовность руководителя делегировать полномочия подчиненным, продуктивное взаимодействие руководителей и подчиненных, заинтересованный подход к стратегии управления, использование современных информационных систем.

    Концептуально менеджмент и маркетинг - это интегрированная, ориентированная на потребителя философия бизнеса в условиях конкуренции.

    Родоначальник немецкой классической философии Кант утверждал: - «...философия есть только идея возможной науки, которая не дана in concreto, но к которой мы пытаемся приблизиться различными путями... Философию вообще нельзя выучить, можно лишь научиться философствовать...».

Талантливый руководитель тот, который сумеет претворить философию маркетинга в алгоритм маркетингового менеджмента, т.е. сумеет трансформировать эту философию в конкретные дела. От таланта и квалификации менеджеров всех уровней управления зависит развитие экономики государства.

     Повышение роли менеджмента в условиях переходного периода, который характеризуется изменением социально-экономической системы государства, предъявляет повышенные требования к управлению. Это обусловлено ростом капиталов, размерами предприятий, сложностью технологических, производственных и социально-экономических процессов.

    Объектом менеджмента как науки является любая сложная социально-техническая система, независимо от сферы деятельности и формы собственности.

    Менеджмент - это процесс управления, наука и искусство управления, специфический аппарат управления, интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты-менеджеры формируют организации и управляют ими путём постановки целей и разработки способов их достижения.

Информация о работе Методологические основы менеджмента