Методологические основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 09:30, реферат

Описание работы

Менеджмент как наука во всем мире пользуется заслуженным признанием. Успех в деле менеджерам приносят обширные профессиональные знания, позволяющие глубоко и всесторонне оценивать текущее положение вещей и делать точные прогнозы на будущее, умение работать с людьми, вести их за собой, руководить, и в то же время подчиняться обстоятельствам и тем, кто по своему служебному положению, знаниям или компетенции выше их.
Современная экономика характеризуется непрерывными изменениями организационных структур, децентрализацией управления, обновлением технологий, стиля и методов руководства. Труд эффективного менеджера — это свободная творческая деятельность, органический сплав науки и искусства, тесное единство приемов мастерства, которым можно научиться, и природного таланта организатора, который нужно совершенствовать.

Файлы: 1 файл

Контрольная менеджмент.docx

— 75.76 Кб (Скачать файл)

    Целесообразность регулирования рынка путем проведения определенной государственной политики в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научно-техническая состоит в том, что государство должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства как законодательство, государственные заказы, лицензирование экспорта и им-порта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т. д. На государство возлагается и задача заполнения внерыночных зон хозяйствования, к которым относятся: экологическая безопасность, социально-экономические права человека (в том числе и защита потребителей), перераспределение доходов, научно-технический прогресс, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных международных экономических отношений.

     Выполняя эти функции, государство регулирует спрос и предложение на макроуровне, не вмешиваясь и не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне организаций, между которыми осуществляется товарно-денежный обмен. Долевое участие государственных органов будет изменяться на протяжении всего переходного периода от значительного в начале до минимального уровня в конце. Различными должны быть и формы государственного воздействия, которые по мере продвижения по пути к рынку будут все в большей мере превращаться в «мягкие» инструменты регулирования (налоговая, кредитная, амортизационная, тарифная политика и т. д.).

    Переход к полицентрической системе хозяйствования должен обеспечить значительное повышение роли самоуправления на всех уровнях. В условиях Украины центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых в переходный период должна расти. С одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, с другой - существенно упрощает систему управления народным хозяйством в целом, снижает энтропию (элемент случайности) и способствует росту управляемости экономики государства.

    Важным положением новой парадигмы является установка на сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора. В переходный период государственный сектор экономики будет сокращаться за счет расширения сферы рыночного предпринимательства и приватизации. Однако даже в конце периода на его долю будет приходиться существенная часть внутреннего валового продукта страны, а значение крупных и сверхкрупных предприятий для экономики вряд ли уменьшится. Но управление этими предприятиями должно базироваться на комбинации методов, носящих рыночный и административный характер. Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса предприятий в экономической системе страны.

    Концепция управления организациями негосударственного сектора как открытыми, социально ориентированными системами означает поворот к рынку и потребителю. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций - далеко не полный перечень тех задач, которые раньше были за пределами компетенции организаций, а теперь стоят в ряду важнейших.

    Социальная ориентация организации означает, что наряду с экономической функцией она выполняет и социальную роль. Последняя может рассматриваться в двух аспектах: с точки зрения ориентации на потребителя и его запросы и с точки зрения решения важнейших социальных проблем трудовых коллективов и среды обитания организации.

 

Концепции менеджмента

     При анализе социально-экономической природы труда в сфере управления, необходимо иметь в виду специфические особенности этого вида трудовой деятельности:

  • результаты труда работников аппарата управления не поддаются прямому измерению ни в часах, ни в количестве выпускаемой продукции. Они выражаются в экономических показателях руководимого подразделения;
  • в сфере управленческой деятельности предметом труда выступают не материально-предметные элементы производства, а люди и производимая ими информация;
  • работа в сфере управления предъявляет к работникам повышенные квалификационные требования.

    Концепции имеют три подхода: процессный, системный и ситуационный.

В менеджменте особое место занимают основные подходы к изучению отдельных проблем и менеджмента в целом, а также к исследованию возможности использования достижений теоретического менеджмента на практике. В этой связи выделяются системный, процессный, ситуационный подходы.

     Процессный подход. Управление рассматривается, как процесс, который состоит из серии взаимосвязанных действий, которые называются функциями управления. Таким образом, с точки зрения управления процессный подход - это общая сумма всех тесно взаимосвязанных и зависимых друг от друга функций управления.

     Разработку этой концепции приписывают Анри Файолю (Франция). По его мнению, базовых функций пять: постановка целей, планирование, организация, распоряжение, координация и контроль.

     Системный подход. Основывается на теории систем в управлении (системы приняты в точных науках и технике). Суть системного подхода состоит в разложении сложных объектов управления на простые, которые, в свою очередь, также рассматриваются как системы. Эти части сложных систем называются подсистемами, внутри которых создаются структурные подразделения для нужд управления (отделы, секторы, участки и т.д.).

    Ситуационный подход. Под ситуацией понимают конкретный набор обстоятельств, которые влияют на организацию в данное время. Любая организация должна иметь структуру, однако строение этой структуры зависит от ситуации и может включать в себя различные части различных систем управления. Практическое применение ситуационного подхода основывается на том, что менеджер должен владеть эффективными методами профессионального управления, правильно понимать и интерпретировать обстановку (ситуацию), обеспечивать достижение цели наиболее эффективными методами.

     Рассмотренные концепции современного менеджера свидетельствуют о том, что на современном этапе в теории менеджмента отобрано то рациональное, что было достигнуто во всех предыдущих фазах ее развития.

 

 Принципы менеджмента

    При решении управленческих задач менеджмент руководствуется рядом принципов, под которыми обычно понимают руководящие направления и правила, положенные в основу решения задач, связанных с управлением. В принципах проявляются наиболее устойчивые черты объективных закономерностей управления.

    Важнейшими принципами организации управления являются:

  • принцип целевой совместимости и сосредоточения. Он заключается в создании целенаправленной системы управления, ориентированной на решение общей задачи;
  • организации производства и реализации той продукции, которая в данное время необходима потребителю;
  • принцип непрерывности и надежности - означает создание таких условий производства, при которых достигается стабильность и непрерывность заданного режима производственно-сбытового процесса;
  • принцип планомерности, пропорциональности и динамизма - нацеливает систему управления на решение не только текущих, но и долговременных, стратегических задач развития предприятия с помощью долгосрочного, текущего и оперативного планирования;
  • принцип распределения функций управления - основан на методах и правилах общественного разделения труда, по которым за каждым функциональным подразделением предприятия закрепляется часть управленческой работы. При этом обязательно соблюдение следующего требования: подготовка управленческого решения и ответственность за его реализацию возлагается на ту службу, которая лучше всего осведомлена о состоянии дел на соответствующем объекте и больше всего заинтересована в реализации и высокой эффективности принятого решения;
  • принцип научной обоснованности управления - исходит из того, что средства и методы управления должны быть научно обоснованы и проверены на практике. Его соблюдение возможно только на основе непрерывного сбора, переработки и анализа различной информации: научно-технической, экономической, правовой и др. с использованием новейшей техники и математических методов;
  • принцип эффективности управления - предполагает рациональное и эффективное использование ресурсов, выпуск конкурентоспособной продукции;
  • принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов - определяется общественным характером производства;
  • принцип контроля и проверки исполнения принятых решений - предполагает разработку конкретных мероприятий по вскрытию недостатков, мешающих выполнению производственных заданий.

    Разработка научно обоснованных принципов управления принадлежит Анри Файолю. Несмотря на прошедшие с того времени около ста лет, разработанные Файолем принципы сохраняют свою актуальность и поныне.

Принципы Анри Файоля:

  • разделение труда или специализация - является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях;
  • полномочия и ответственность - право отдавать приказы и обязанность нести ответственность за их реализацию должны находиться в соответствии друг с другом - где предоставляются полномочия, там непременно возникает ответственность;
  • дисциплина - предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашения между фирмой и ее сотрудниками;
  • единоначалие - работник должен выполнять приказ только одного человека;
  • единство направления - каждая группа работников, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь единого руководителя;
  • подчиненность личных интересов общим - интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба;
  • вознаграждение персонала - чтобы обеспечить верность и поддержку персонала, они должны получать достойное вознаграждение за свою работу;
  • централизация - как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей, однако степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий труда. Появляется необходимость определения меры, обеспечивающей лучшие возможные результаты;
  • скалярная цепь - ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение до руководителя низового звена;
  • порядок - должно быть место для всего и все на своем месте;
  • справедливость - сочетание доброты и правосудия;
  • стабильность рабочего места для персонала - служащий должен знать, что назавтра у него есть рабочее место, а соответственно и заработок;
  • инициатива - означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации, что придает предприятию силу и энергию;
  • корпоративный дух - любая команда должна работать вместе. Каждый должен вносить столько, сколько он может.

     Принципы Файоля направлены на улучшение взаимоотношений управляющего персонала и работников. Практика показывает, что наличие взаимопонимания и стабильность коллектива всегда положительно сказывается на производительности труда, а наличие корпоративного духа и выплата достойного вознаграждения персоналу предотвращают промышленный шпионаж, приносящий гораздо большие убытки, чем затраты на обеспечение лояльности персонала. Все это способствует гармоничному развитию предприятия и максимальной эффективности его работы.

    Существуют другие подходы к определению принципов управления. К ним относятся шесть основных заповедей Харви Маккия, определяющих требования к самому управленцу, при выполнении которых он может продуктивно управлять:

  • бизнесмен должен всегда быть в форме;
  • деловая жизнь не терпит остановки;
  • знание не становится силой, если его не применять;
  • верь в себя, и успех придет к тебе;
  • не верьте тому, кто скажет, что мелочи для менеджера ничего не значат; мелочи - это все, но не зацикливайтесь на мелочах;
  • вы будете безразличны людям до тех пор, пока не проявите заботу о них.

    Различают общие и специфические законы управления.

К общим законам управления относится закон специализации, закон интеграции управления и закон экономии времени.

     Закон специализации управления. Современное производство основано на использовании новейших технологических процессов, технических средств, высокой степени организации производства и труда, информационных систем. Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из этих направлений. Свойственные рыночной экономике риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений.

    Закон интеграции управления. Интеграция, в менеджменте вытекает из потребности самого производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый процесс, а с другой стороны объединение подразделений, производств в единый производственный организм - предприятие. Предприятия в свою очередь могут объединяться в различные организационные формы рыночной экономики. Пределы этого объединения регулируются точными отношениями производства и управления. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы.

Информация о работе Методологические основы менеджмента