Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 09:30, реферат
Менеджмент как наука во всем мире пользуется заслуженным признанием. Успех в деле менеджерам приносят обширные профессиональные знания, позволяющие глубоко и всесторонне оценивать текущее положение вещей и делать точные прогнозы на будущее, умение работать с людьми, вести их за собой, руководить, и в то же время подчиняться обстоятельствам и тем, кто по своему служебному положению, знаниям или компетенции выше их.
Современная экономика характеризуется непрерывными изменениями организационных структур, децентрализацией управления, обновлением технологий, стиля и методов руководства. Труд эффективного менеджера — это свободная творческая деятельность, органический сплав науки и искусства, тесное единство приемов мастерства, которым можно научиться, и природного таланта организатора, который нужно совершенствовать.
Менеджмент - это современная система управления, которая наиболее полно отвечает функционированию социально-экономических систем в условиях рыночных отношений.
Менеджмент - это деятельность по руководству людьми в разнообразнейших организациях. В упрощенном понимании, менеджмент - это умение достигать поставленные цели, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджмент - это наука, отрасль человеческий знаний помогающая осуществлять деятельность по руководству людьми в организациях.
Менеджеры - определённая категория людей, социальный слой тех, кто профессионально осуществляет работу по управлению
По видам управления менеджмент подразделяется на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль:
Менеджмент охватывает несколько основных сфер деятельности фирмы. Это управление:
Менеджмент предполагает выполнение следующих управленческих функций:
Главной целью менеджмента является обеспечение прибыльности деятельности предприятия, которая обеспечивается рациональной организацией производственного процесса, управлением производства, развитием технико-технологической базы, эффективным использованием кадров, повышением квалификации, творческой активности и лояльности.
Прибыльность свидетельствует об эффективности производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат и максимизации доходов от выпуска и реализации продукции и услуг или их оптимальному сочетанию.
Менеджмент призван создавать условия, для успешного функционирования предприятия исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшего существования фирмы, поскольку только накопление прибыли в виде резервов позволяет ограничивать и преодолевать риски, связанные с рынком.
Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных резервов и предоставление менеджерам свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности для быстрого реагирования и адаптации к изменениям.
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. В связи с этим, в задачи менеджмента входит:
Современные парадигмы. Концепции и принципы менеджмента
Современные парадигмы менеджмента
Современная система взглядов на управление (ее называют новой управленческой парадигмой) сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Первая половина XX в. для многих стран мира была периодом индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция предыдущего столетия. Во второй половине прошлого века страны-лидеры (страны, занимающие первые места по уровню производительности труда) констатировали начало перехода к эре постиндустриального развития, для которой характерны принципиально новые черты и закономерности.
Главными факторами этих изменений явились научно-технический прогресс и колоссальная концентрация научного и производственного потенциала, особенно в годы второй мировой войны. В послевоенный период произошла реструктуризация мировой экономики, в которой заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях.
Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде была сформулирована в 70-80-е годы. В таблице приведены главные положения, характеризующие различия во взглядах на управление в период индустриального развития (старая парадигма), и сформировавшихся в связи с переходом к экономике рыночно-предпринимательской ориентации (новая парадигма).
Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления, так как старые перестают «работать» в условиях предпринимательских структур. В 90-е годы главное внимание в принципах обращается на человеческий или социальный аспект управления:
Новая система взглядов на управление известна в литературе как «тихая управленческая революция», и это не случайно. Ведь ее основные положения могут применяться, не приводя к немедленной ломке и разрушению сложившихся структур, систем и методов менеджмента, а как бы дополняя их, постепенно приспосабливая к новым условиям. Так, все большее использование получают системы управления на основе предвидения изменений и на основе гибких, экстренных решений. Они характеризуются как предпринимательские, так как учитывают непривычность и неожиданность будущего развития.
Основные положения старой и новой парадигм управления
Старая (Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо, А. Маслоу и др.) :
1. Предприятие - это закрытая система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны.
2. Рост масштабов
производства продукции и
3. Рациональная
организация производства, эффективное
использование всех видов
4. Главный источник прибавочной стоимости - производственный рабочий и производительность его труда.
5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении труда, нормах, стандартах и правилах выполнения работы.
Новая (Р. Уотерман, Т. Питере, И. Ансофф, П. Друкер и др.) :
1 . Предприятие - это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды.
2. Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей.
3. Ситуационный
подход к управлению, признание
важности быстроты и
4. Главный источник прибавочной стоимости - люди, обладающие знаниями (когнитариат), и условия для реализации их потенциала.
5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства
Принципы управления (90-е годы XX в.) :
Система взглядов на управление в переходный период
Организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современной экономической жизни, требующей новых приемов менеджмента. Соответственно меняются и структуры управления, в которых предпочтение отдается децентрализации; организационные механизмы больше приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, чем к контролю уже принятых.
Положения
новой управленческой
Новая парадигма управления, т.е. система взглядов на управление экономикой в переходный период в сопоставлении с парадигмой командно-административной системы дореформенного периода представлена в таблице.
Старая и новая система взглядов на управление предприятиями и организациями (в переходный период)
Старая (сформировавшаяся в дореформенный период) :
1. Централизация
управления единым
2. Моноцентрическая система хозяйствования
3. Прямое
государственное управление
4. Ограниченная
хозяйственная
Новая (на период перехода на рыночные рельсы хозяйствования) :
1. Децентрализация
на базе сочетания рыночного
и государственного
2. Переход к полицентрической системе хозяйствования
3. Управление
предприятиями
4. Самоуправление
организаций
Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформирования, не предполагает полного отказа от государственного регулирования социально - экономических процессов, протекающих на уровне организаций и предприятий. Необходимость такого подхода вызывается тем, что движение к рынку -это сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство.