Методологические основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 09:30, реферат

Описание работы

Менеджмент как наука во всем мире пользуется заслуженным признанием. Успех в деле менеджерам приносят обширные профессиональные знания, позволяющие глубоко и всесторонне оценивать текущее положение вещей и делать точные прогнозы на будущее, умение работать с людьми, вести их за собой, руководить, и в то же время подчиняться обстоятельствам и тем, кто по своему служебному положению, знаниям или компетенции выше их.
Современная экономика характеризуется непрерывными изменениями организационных структур, децентрализацией управления, обновлением технологий, стиля и методов руководства. Труд эффективного менеджера — это свободная творческая деятельность, органический сплав науки и искусства, тесное единство приемов мастерства, которым можно научиться, и природного таланта организатора, который нужно совершенствовать.

Файлы: 1 файл

Контрольная менеджмент.docx

— 75.76 Кб (Скачать файл)

    Менеджмент - это современная система управления, которая наиболее полно отвечает функционированию социально-экономических систем в условиях рыночных отношений.

     Менеджмент - это деятельность по руководству людьми в разнообразнейших организациях. В упрощенном понимании, менеджмент - это умение достигать поставленные цели, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

     Менеджмент - это наука, отрасль человеческий знаний помогающая осуществлять деятельность по руководству людьми в организациях.

     Менеджеры - определённая категория людей, социальный слой тех, кто профессионально осуществляет работу по управлению

     По видам управления менеджмент подразделяется на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль:

  • стратегическое управление включает в себя выработку основных общефирменных целей; прогнозирование результатов развития отрасли или рынка, на которых действует фирма; анализ сильных и слабых сторон фирмы; оценку и выбор стратегии деятельности; создание системы управления реализацией стратегии (в которую входят высшее руководство и отдел стратегического планирования).
  • оперативное управление -- деятельность по реализации определенных указанных целей, включающая в себя организацию в виде создания необходимой структуры и привлечения необходимых ресурсов и выполнение управленческих функций в условиях созданной структуры.
  • контроль - это анализ достигнутых результатов (обратная связь); является исходным пунктом нового цикла управления.

     Менеджмент охватывает несколько основных сфер деятельности фирмы. Это управление:

  • стратегией (стратегический менеджмент);
  • маркетингом (маркетинговый менеджмент);
  • финансами (финансовый менеджмент);
  • персоналом (кадровый менеджмент);
  • исследованиями и разработками (инновационный менеджмент).

     Менеджмент предполагает выполнение следующих  управленческих функций:

  • планирование;
  • организация;
  • координация;
  • мотивация;
  • принятие решений;
  • руководство;
  • учет и анализ;
  • контроль;
  • регулирование и др.

     Главной целью менеджмента является обеспечение прибыльности деятельности предприятия, которая обеспечивается рациональной организацией производственного процесса, управлением производства, развитием технико-технологической базы, эффективным использованием кадров, повышением квалификации, творческой активности и лояльности.

     Прибыльность свидетельствует об эффективности производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат и максимизации доходов от выпуска и реализации продукции и услуг или их оптимальному сочетанию.

     Менеджмент призван создавать условия, для успешного функционирования предприятия исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшего существования фирмы, поскольку только накопление прибыли в виде резервов позволяет ограничивать и преодолевать риски, связанные с рынком.

    Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных резервов и предоставление менеджерам свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности для быстрого реагирования и адаптации к изменениям.

    Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке. В связи с этим, в задачи менеджмента входит:

  • обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
  • стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
  • постоянный контроль эффективности деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
  • постоянный поиск и освоение новых рынков;
  • определение конкретных целей развития фирмы;
  • выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;
  • разработка стратегии развития фирмы - хозяйственных задач и путей их решения;
  • выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;
  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
  • установление контроля за выполнением поставленных задач.

 

 

Современные парадигмы. Концепции и принципы менеджмента

 

Современные парадигмы менеджмента

     Современная система взглядов на управление (ее называют новой управленческой парадигмой) сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии. Первая половина XX в. для многих стран мира была периодом индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция предыдущего столетия. Во второй половине прошлого века страны-лидеры (страны, занимающие первые места по уровню производительности труда) констатировали начало перехода к эре постиндустриального развития, для которой характерны принципиально новые черты и закономерности.

     Главными факторами этих изменений явились научно-технический прогресс и колоссальная концентрация научного и производственного потенциала, особенно в годы второй мировой войны. В послевоенный период произошла реструктуризация мировой экономики, в которой заметную роль стали играть отрасли, непосредственно удовлетворяющие потребности людей, а также отрасли, основанные на прогрессивных технологиях.

    Новая система взглядов на менеджмент в радикально меняющейся экономической среде была сформулирована в 70-80-е годы. В таблице приведены главные положения, характеризующие различия во взглядах на управление в период индустриального развития (старая парадигма), и сформировавшихся в связи с переходом к экономике рыночно-предпринимательской ориентации (новая парадигма).

     Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления, так как старые перестают «работать» в условиях предпринимательских структур. В 90-е годы главное внимание в принципах обращается на человеческий или социальный аспект управления:

  • менеджмент направлен на человека, на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, делать их усилия более эффективными;
  • менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям;
  • менеджмент формирует коммуникации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат; этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмента.

    Новая система взглядов на управление известна в литературе как «тихая управленческая революция», и это не случайно. Ведь ее основные положения могут применяться, не приводя к немедленной ломке и разрушению сложившихся структур, систем и методов менеджмента, а как бы дополняя их, постепенно приспосабливая к новым условиям. Так, все большее использование получают системы управления на основе предвидения изменений и на основе гибких, экстренных решений. Они характеризуются как предпринимательские, так как учитывают непривычность и неожиданность будущего развития.

 

 Основные положения старой и новой парадигм управления

     Старая (Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо, А. Маслоу и др.)  :

1. Предприятие - это закрытая система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны.  

2. Рост масштабов  производства продукции и услуг  как главный фактор успеха и конкурентоспособности.

3. Рациональная  организация производства, эффективное  использование всех видов ресурсов  и повышение производительности  труда как главная задача менеджмента.

4. Главный  источник прибавочной стоимости - производственный рабочий и производительность его труда.  

5. Система  управления, построенная на контроле  всех видов деятельности, функциональном  разделении труда, нормах, стандартах  и правилах выполнения работы.

 

    Новая (Р. Уотерман, Т. Питере, И. Ансофф, П. Друкер и др.) : 

1 . Предприятие - это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды.   

2. Ориентация  не на объемы выпуска, а на  качество продукции и услуг, на  удовлетворение потребителей.   

3. Ситуационный  подход к управлению, признание  важности быстроты и адекватности  реакции, обеспечивающих адаптацию  к условиям существования фирмы, при которых рационализация производства становится задачей второго плана. 

4. Главный  источник прибавочной стоимости - люди, обладающие знаниями (когнитариат), и условия для реализации их потенциала.   

5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства  

    Принципы управления (90-е годы XX в.) :

  • Лояльность к работающим
  • Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента
  • Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали
  • Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих
  • Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах
  • Своевременная реакция на изменения в окружающей среде
  • Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой
  • Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы
  • Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т. п.
  • Этика бизнеса
  • Честность и доверие к людям
  • Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал
  • Видение организации, т. е. четкое представление о том, какой она должна быть
  • Качество личной работы и ее постоянное совершенствование

 

Система взглядов на управление в переходный период

     Организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современной экономической жизни, требующей новых приемов менеджмента. Соответственно меняются и структуры управления, в которых предпочтение отдается децентрализации; организационные механизмы больше приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, чем к контролю уже принятых.

 Положения  новой управленческой парадигмы  должны выражать объективные потребности реформируемой экономики и общества в целом. Они должны содержать главные, ключевые моменты, использование которых при построении новой системы управления поможет нашей стране ускорить переход к рыночной экономике и осуществить его с наименьшими потерями для общества.

    Новая парадигма управления, т.е. система взглядов на управление экономикой в переходный период в сопоставлении с парадигмой командно-административной системы дореформенного периода представлена в таблице.

 

 

 

 

Старая и новая система взглядов на управление предприятиями и организациями (в переходный период)

     Старая  (сформировавшаяся в дореформенный период) :

1. Централизация  управления единым народнохозяйственным  комплексом  

2. Моноцентрическая  система хозяйствования

3. Прямое  государственное управление предприятиями

4. Ограниченная  хозяйственная самостоятельность  предприятий, жесткая система распределения  и связей между ними

     Новая (на период перехода на рыночные рельсы хозяйствования)  :

1. Децентрализация  на базе сочетания рыночного  и государственного регулирования социально-экономических процессов  

2. Переход к полицентрической системе хозяйствования   

3. Управление  предприятиями государственного  сектора на основе сочетания рыночных и административных методов  

4. Самоуправление  организаций негосударственного  сектора как открытых, социально  ориентированных систем  

    Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформирования, не предполагает полного отказа от государственного регулирования социально - экономических процессов, протекающих на уровне организаций и предприятий. Необходимость такого подхода вызывается тем, что движение к рынку -это сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство.

Информация о работе Методологические основы менеджмента