Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 09:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое изучение понятия проектирования систем управления, ее основные модели и подходы, а в дальнейшем на основе теоретического и методического материала произойдет проектирование организационной структуры управления промышленного предприятия ОАО «Промсевер».
Основные задачи, которые нам предстоит решить в ходе всего курсового проекта, это:
спроектировать организационную структуру управления;
оценить эффективность разработанной структуры;
Введение……………………………………………………………………..…………….3
1 Методология организационного проектирования систем управления……………...5
Процесс организационного проектирования и его основные методы…………………………………………………………………………………5
Организационные модели и формы проектирования систем управления…………………………………………………………………………...11
Проектирование организационной структуры управления промышленного предприятия ОАО «Промсевер»…………………………………………...……….19
Анализ факторов, влияющих на формирование организационных структур управления…………………………………………………………………………...25
Матрица функциональных взаимосвязей между подразделениями предприятия………………………………………………………………………….34
Проектирование организационной структуры управления………………………38
Анализ разработанной структуры управления…………………………………….48
Выводы и рекомендации……………………………………………………………55
Заключение……………………………………………………………………………….64
Список использованных источников………………………
Рассмотрев все вышеперечисленные стадии этапа проектирования, делаем вывод, что ключевой стадией проектирования является разработка рабочего проекта системы управления. Рабочий проект разрабатывается на основе технического задания, подготовленного на предыдущем этапе. Он включает основные параметры будущей системы управления, а также полный набор рабочей документации. Также следует отметить, что основные параметры проектируемой системы управления должны быть универсально применимы для всех подразделений компаний.
Этап внедрения. Сводится к подготовке бизнес-плана организационных преобразований, формированию и обучению команды, а также к организации внедрения проекта. Этап подразделяется на пять стадий:
Изучив различные интернет - источники, я сделала вывод о том, что внедрение – самая трудоемкая работа особенно для крупной организации. Большие компании, как правило, состоят из нескольких подразделений, часто разбросанных в пространстве. В них много управленческих уровней. Оттого внедрение для крупных компаний – самый сложный и продолжительный этап проектирования.
Анализ эффективности предназначен для измерения пользы от внедрения системы управления, чтобы своевременно изменять процесс и постоянно улучшать результаты. Данный этап включает четыре стадии:
Измерение эффективности в ходе внедрения позволяет быстро выправлять отклонения от проекта.
1.2 Организационные модели и формы проектирования систем управления
Организационная структура и организационный механизм как система связи во всем многообразии проявлений образуют организационные формы проектирования систем управления [6].
Формы проектирования систем управления напрямую зависят выполняемой в данной организации работы. Организационная форма управления проектированием играет большую роль в реализации задач повышения эффективности процесса разработки систем управления. Форма управления является тем стержнем, который во многом определяет содержание и качество проекта системы [6]. Формирование организационных форм проектирования систем управления осуществляется на основе выбора той или иной организационной модели проектирования.
Организационная модель – это принципы формирования подразделений, делегирования полномочий и наделения ответственностью. По сути, организационная модель показывает, как сформировать подразделение.
На практике применяют следующие принципы формирования подразделений:
функциональная модель: «одно подразделение - одна функция»;
процессная модель: «одно подразделение - один процесс»;
модель, ориентированная на контрагента: «одно подразделение - один контрагент (клиент или клиентская группа, поставщик, подрядчик и прочее) [3].
В системе управления большое распространение получили функциональная и процессная модели, а также их различные модификации.
Структуры управления на многих современных предприятиях построены в соответствии с принципами управления, наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер.
В соответствии с вышеперечисленными принципами построена организационная структура, которая носит название иерархической или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно-функциональная (линейная структура).
Линейно-функциональная система управления.
Основной чертой данной системы управления является разделение деятельности линейных и функциональных звеньев при усилении координации их функционирования в процессах управления. Основу этой системы составляет так называемый «шахтный» принцип («принцип колодца») построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал). По каждой подсистеме формируется иерархия служб («шахта» или «колодец»), пронизывающая всю организацию сверху донизу [3].
Рисунок 3 - Линейно-функциональная система управления
Преимущества линейно-функциональной структуры:
Недостатки линейно-функциональной структуры:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современных условиях недостатки структуры перевешивают ее достоинства.
Истоки концепции управления процессами ведут к теориям управления, разработанным еще в XIX веке. В 40-х годах Анри Файоль предложил менеджерам использовать методы процессного управления для наилучшей организации деятельности. Управление, в данном случае, рассматривается как непрерывное выполнение серии взаимосвязанных функций. Также Анри Файоль разработал концепцию реинжиниринга – осуществление деятельности в соответствии с поставленными задачами путем получения оптимального преимущества из всех доступных ресурсов [10].
Рисунок 4 - Процессная организационная структура
Процессные системы строятся на базе нескольких базовых принципов:
Преимущества процессных структур:
Недостатки процессной структуры:
Изучив достоинства и недостатки процессной структуры можно сделать вывод, что наряду с функциональной структурой она имеет ряд преимуществ там, где функциональная структура имеет явные недостатки.
Матричная система управления совмещает принципы построения функциональных и процессных систем, что делает систему адаптивной к изменениям окружающей среды, гибкой в использовании потенциала профессионализма и во временной организации ее функционирования. Матричные системы управления имеют большое распространение в управлении современными крупными фирмами, особенно транснациональными [1].
Рисунок 5 - Матричная система управления
Такая система представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей. Также в данной системе управления создаются возможности параллельного осуществления проектов в рамках программы, именно это и позволяет сократить сроки ее реализации.
Преимущества матричной структуры
Недостатки матричной структуры
На практике матричные структуры хорошо применимы для организации управления проектной деятельностью и мало подходят для регулярного менеджмента, так как содержат в своей природе некоторое двоевластие – процессов и функций [3]. Достаточно уместно будет добавить то, что внедрение матричной структуры дает хороший эффект в организациях с высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников, иначе может произойти дезорганизация управления.
Информация о работе Методология организационного проектирования систем управления