Методология организационного проектирования систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 09:04, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоретическое изучение понятия проектирования систем управления, ее основные модели и подходы, а в дальнейшем на основе теоретического и методического материала произойдет проектирование организационной структуры управления промышленного предприятия ОАО «Промсевер».
Основные задачи, которые нам предстоит решить в ходе всего курсового проекта, это:
спроектировать организационную структуру управления;
оценить эффективность разработанной структуры;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..…………….3
1 Методология организационного проектирования систем управления……………...5
Процесс организационного проектирования и его основные методы…………………………………………………………………………………5
Организационные модели и формы проектирования систем управления…………………………………………………………………………...11
Проектирование организационной структуры управления промышленного предприятия ОАО «Промсевер»…………………………………………...……….19
Анализ факторов, влияющих на формирование организационных структур управления…………………………………………………………………………...25
Матрица функциональных взаимосвязей между подразделениями предприятия………………………………………………………………………….34
Проектирование организационной структуры управления………………………38
Анализ разработанной структуры управления…………………………………….48
Выводы и рекомендации……………………………………………………………55
Заключение……………………………………………………………………………….64
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

Vvedenie_moe.docx

— 144.86 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..…………….3

1 Методология организационного проектирования систем управления……………...5

    1. Процесс организационного проектирования и его основные               методы…………………………………………………………………………………5
    2. Организационные модели и формы проектирования систем управления…………………………………………………………………………...11
  1. Проектирование организационной структуры управления промышленного предприятия ОАО «Промсевер»…………………………………………...……….19
    1. Анализ факторов, влияющих на формирование организационных структур управления…………………………………………………………………………...25
    2. Матрица функциональных взаимосвязей между подразделениями предприятия………………………………………………………………………….34
    3. Проектирование организационной структуры управления………………………38
  2. Анализ разработанной структуры управления…………………………………….48
    1. Выводы и рекомендации……………………………………………………………55

Заключение……………………………………………………………………………….64

Список использованных источников…………………………………………………...68

Приложение А……………………………………………………………………………69

 

 

 

 

Введение

 

Все более  новые требования к построению организаций предъявляют такие экономические показатели, как рыночные отношения, предпринимательская активность, изменение функций и методов государственного регулирования, развитие различных форм собственности. Также организационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технической и технологической базе производства. Поэтому, чтобы организация добилась успеха или начала работать более эффективно, необходимо ее правильно спроектировать и организовать ее деятельность. Система управления является широко распространенным явлением в экономике, управлении и других сферах жизни общества, поэтому проблема ее проектирования и приведения к такому состоянию, в котором она будет функционировать наиболее эффективно, достаточно актуальна.

Для будущего менеджера будет достаточно полезно разобраться в столь важной проблеме современной экономики. Информационную базу курсового проекта составили различные интернет-источники, книги, а также статьи известных российских ученых и экономистов.

Итак, более полное определение понятия системы управления, данное в учебнике В.Г. Ульяновой, звучит так, «Система управления - это совокупность связей по поводу воздействия, согласующего деятельность людей в социально-экономической системе» [1]. Любую систему управления характеризуют звенья, из которых она непосредственно состоит и связи, существующие между этими звеньями.  На основе таких теоретических методах исследования, как анализ и синтез, мною составлено наиболее простое и понятное определение системы управления. Итак, система управления - это часть социально-экономической системы, представляющая собой всю совокупность работников и таких видов связей, как связь подчиненности, согласованности действий, а также связь целеустремленности.

Под проектированием системы управления понимают процесс проектирования новых организаций или же оптимизация деятельности уже существующих организаций, а также формирование их организационных структур. Следует, отметит, что проектирование организационной структуры является одной из ключевых задач управления, так как система управления организации является прямым источником её конкурентного преимущества. Главными целями организационного проектирования является формирование новых организационных структур или развитие уже существующих, а также создание целенаправленности новых систем и научной обоснованности.

Объектом исследования курсовой работы является проектирование организационных систем управления. А предметом – модели и формы организационного проектирования систем управления.

Целью  курсовой работы является теоретическое изучение понятия проектирования систем управления, ее основные модели и подходы, а в дальнейшем на основе теоретического и методического материала произойдет проектирование организационной структуры управления промышленного предприятия ОАО «Промсевер».

Основные задачи, которые нам предстоит решить в ходе всего курсового проекта, это:

    • спроектировать организационную структуру управления;
    • оценить эффективность разработанной  структуры;
    • дать рекомендации по внедрению разработанной организационной структуры управления;
    • проанализировать работу системы с точки зрения рациональности предприятия.

 

 

  1. Методология организационного проектирования систем управления

1.1 Процесс организационного  проектирования и его основные               методы

 

Управление представляет целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организованный процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени. Важнейшей задачей для любой организации является задача проектирования и перепроектирования системы управления для адаптации к меняющимся условиям и соответствия развитию организации [9].

Процесс организационного проектирования состоит в последовательности приближения к модели рациональной структуры управления, в котором методы проектирования играют вспомогательную роль при рассмотрении, оценке и принятии к практической реализации наиболее эффективных вариантов организационных решений. По сути, проектирование организации - это создание прообраза будущей компании. Мильнер Б.3. в своей книге «Теория организаций»» дает следующее определение: «Организационное проектирование как функция организации состоит в разработке таких организационных элементов и отношений в создаваемой системе, при реализации которых возникшее организационное целое обладало бы свойствами высокой надежности, устойчивости и экономичности» [2]. Однако известный американский экономист Гелбрейт Д.  определил проектирование организации как «постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных» [5]. Целью организационного проектирования является обеспечение высокого уровня организованности деятельности предприятия. Для обеспечения высокого уровня организованности любой деятельности необходимо, чтобы она была спроектирована, нацелена, регламентирована, нормирована, снабжена необходимыми инструкциями, информацией и ресурсами, осуществлялась по рациональной для данных условий технологии.

Необходимость перемен в содержании и направлении деятельности организации ставит руководство перед настоящим вызовом. Тем не менее, при изменении содержания и направления деятельности часто возникают разные сложные проблемы и ситуации. Факторы, оказывающие влияние на процесс организационного проектирования, носят ситуационный характер. Выделяется четыре группы факторов: состояние внешней среды; технология работы в организации; стратегический выбор руководства организации в отношении ее целей; поведение работников. Поэтому процесс изучение внешней среды,  основанный на получении объективной информации о сложившейся ситуации на рынке, является важным этапом в проектировании организации. Также необходимо исследовать возможные пути доступа к необходимым ресурсам,  изучить  механизмы конкуренции на рынке и предвидеть доминирующие факторы конкуренции. При проектировании необходимо учитывать потребности, интересы, установки, уровень квалификации, мотивации и дисциплинированности работников.

Проектирование системы управления осуществляется на основе следующих основных взаимодополняющих методов:

  • метод аналогий;
  • экспертный метод;
  • метод структуризации целей;
  • метод организационного моделирования.

Рассмотрим более подробно каждый из них. Итак, метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками (цели организации, технологическая оснащенность, специфика предприятия ее размер и многое другое), по отношению к проектируемой организации. К методу аналогий относятся выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения. Также следует отметить, что типовые организационные структуры должны носить вариантный характер, предусматривающий возможность корректировки его форм и механизмов.

Экспертный метод основывается на изучении различных рекомендаций и предложений экспертов и опытных управленцев – практиков.  Происходит  обследование и аналитическое изучение организации, проводимое квалифицированными специалистами с привлечением руководителей и других работников предприятия, с тем, чтобы выявить специфические особенности и  проблемы, «узкие места» в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке, исходя из количественных оценок эффективности организационной структуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа наиболее передовых тенденций в области организации управления. Данный метод, являющийся наиболее гибким и всеохватывающим, применяется в сочетании с другими и имеет многообразные формы реализации.

Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы:

    1. разработка системы «дерева целей»;

2) экспертный анализ предлагаемых  вариантов организационной структуры  с точки зрения организационной  обеспеченности достижения каждой  из целей; 3) составление карт прав и ответственности за достижение целей.

Рисунок 1 – «Дерево целей»

Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации.

Я считаю, что целесообразно будет рассмотреть модель организационного проектирования полного цикла, которая стоит из четырех основных этапов.

 

Рисунок 2 - Цикл организационного проектирования систем управления

Диагностический этап предназначен для комплексного изучения сложившихся условий и стратегии развития компании, выработки целей и задач изменений, а также для подготовки технического задания на организационное проектирование будущей системы. Он включает пять стадий:

  • определение целей и задач общего проекта;
  • исследование текущей ситуации и стратегии компании;
  • анализ и систематизация полученных данных;
  • подготовка основных выводов и концепции улучшений;
  • формирование задания на организационное проектирование [9].

При диагностике очень важно с самого начала вовлечь в проект высшее руководство организации, обсудив и утвердив цели и задачи проекта.

При диагностике действующей системы управления необходимо понимать, что ее объектом становится не только существующая система управления, но и окружающие факторы, в особенности организационная инфраструктура. Кандидат социологических наук Кравченко К.А. в своей статье «Методология организационного проектирования систем управления» про инфраструктуру компании писал так, «Организационная инфраструктура включает три основных элемента: стратегию и миссию организации, управленческие инструменты и организационную культуру. Организационная инфраструктура выступает в роли организационных предпосылок развития системы и подсистем управления» [9].

Этап проектирования системы. Его целью является разработка рабочего проекта системы управления, анализ эффективности предложений и определение механизма внедрения. Прикладной целью проекта является подготовка комплекта необходимой документации (форм, регламентов, инструкций).

Этап проектирования включает пять стадий:

  • формализация и регламентация процедуры разработки проекта;
  • создание рабочего проекта;
  • анализ эффективности проекта;
  • подготовка сопроводительной документации;
  • экспертиза и утверждение рабочего проекта.

Информация о работе Методология организационного проектирования систем управления