Методы анализа управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия.
Задачами работы являются описание методов принятия управленческих решений, различных подходов к управленческим решениям со стороны менеджеров, анализ факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений, изложение сущности анализа как основы для принятия управленческих решений.

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 62.29 Кб (Скачать файл)

 «Спираль развития» - это тот идеал, к которому должна стремиться организация в своем стратегическом развитии. Путь к этому идеалу лежит через синтез возможностей и сильных сторон, являющийся основой формирования ключевых компетенций. Тогда «спираль развития» из маловероятного развития способна превратиться в источник долговременного процветания предприятия.

Слабость – негативное свойство организации, предопределяющее ее торможение в процессе движения к достижению стратегических целей.

Возможности – это тенденции  или события во внешней среде, при правильной ответной реакции на которые организация добивается существенного увеличения объемов продаж и прибыли.

Угрозы - это тенденции  или события во внешней среде, которые в отсутствие ответной реакции  организации обуславливают значительное снижение показателей сбыта и прибыли.12

 

 

3.2 Классификация  SWOT – факторов

Как известно, любое измерение  начинается с классификации. Принципиальная схема состава и взаимосвязи основных факторов внешней и внутренней среды представлена на рис. 1 в виде обобщенной модели SWOT – факторов. В основу этой схемы положена модель, разработанная М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедуори.

Факторы внешней среды

В статегическом управлении внешнюю среду разделяют на среду  косвенного действия (природно – климатическая (N), политическая и правовая (P), экономическая (E), социально-демографическая (S), сферы и сфера научно-технического прогресса (T) – факторы косвенного действия (NPEST – анализ)), и среду прямого действия (поставщики, потребители, конкуренты и др.- факторы прямого действия).

Среда косвенного действия формирует общие условия функционирования организации. В ряде случаев она  влияет однонаправлено на все экономические субъекты. Разумеется, степень ее влияния на тот или иной субъект неодинакова, что в первую очередь связано с различиями в сферах их деятельности, а также с размерами, территориальным расположением и т.п. Иногда возникают ситуации, когда один и тот же фактор внешней среды можно отнести и к среде косвенного, и к среде прямого действия. Например, для сельскохозяйственных предприятий подобным фактором могут являться погодные условия. В России под воздействием засух, суховеев, высоких температур, заморозков и других неблагоприятных агроклиматических условий находятся сельскохозяйственные угодья почти всех регионов.

Факторы косвенного действия внешней среды. К факторам косвенного действия (ФКД) относятся факторы, косвенно воздействующие как на саму организацию, так и на ее непосредственное окружение – факторы прямого действия (потребители, поставщики, стратегические партнеры, конкуренты).

В специальной литературе анализ ФКД принято обозначать как PEST – анализ, поскольку выделяются политическая (Р), экономическая (Е), социальная (S) и научно – техническая (Т) сферы. При этом не заслуженно забыта сфера природы (N). Ее роль и влияние возрастают не только для предприятий АПК, но и для других отраслей. Поэтому аббревиатуру PEST целесообразно заменить NPEST.

Факторы косвенного действия разделены на пять групп:

- Природные;

- Политические и правовые;

- Экономические;

- Социальные и культурные;

- Технологические.

Охарактеризуем более  подробно каждую из них.

- Природные факторы. Все  факторы природного характера  можно разделить с учетом пространственно  – временных параметров на  следующие группы:

1 Факторы биологического  характера (заболевание птиц и  животных, распространение саранчи и колорадского жука, болезни растений);

2 Климатические особенности  местности (температурный режим,  влажность, длительность светового  дня);

3 Факторы планетарного  значения (циклы солнечной тектонической  активности);

4 Экологические факторы,  связанные с деятельностью человека (загрязненность рек, загазованность);

5 Урожайность.

- Политические и правовые  факторы. Оценка влияния политических  факторов на организацию и ФПД отличается повышенной сложностью. Однако можно сказать, что это влияние весьма существенно для любой организации.

- Экономические факторы  оказывают не менее существенное  влияние на деятельность организации. Они, как и политические факторы, имеют многослойный характер. Сюда относятся: доступность кредитов, ставка процента, уровень инфляции, курсы обмена валют, размер налогового бремени, темпы экономического роста, стадии развития экономического цикла, благоприятность экономических условий.

- Социальные и культурные  факторы включают в себя рождаемость  и смертность, интенсивность иммиграции и эмиграции, среднюю продолжительность жизни, располагаемый доход, стиль жизни, образовательные стандарты, покупательские привычки, отношение к труду и отдыху, отношение к качеству товаров и услуг, экономию энергии, социальную ответственность и социальное благосостояние.

- К технологическим факторам  относят в первую очередь темпы  научно-технического прогресса в  разных отраслях науки. Научные  открытия могут способствовать  как появлению новых отраслей  промышленности, так и закрытию старых, поэтому воздействие технологических факторов можно оценивать как процесс создания нового и разрушение старого.

Факторы прямого действия внешней среды. Изучение факторов прямого  действия (ФПД) логично начинать с анализа потребителей, так как именно потребители прежде всего определяют результативность организации. Если, например, покупатели отвергают продукцию данного предприятия, то остальные составляющие ФПД не имеют смысла. 13

Принципиально важно, чтобы  анализ потребителей был целесообразным, т.е. правильно выделены основные переменные. Центральным моментом целесообразной, а значит, правильной сегментации рынка является ориентация на потребности конкретных покупателей, а не на производимый предприятием товар и услуг.

Базовый рынок представляет собой значительную группу потребителей со сходными потребностями и мотивационными характеристиками, создающими для фирмы благоприятные маркетинговые возможности.

Целевой сегмент – это  однородная группа потребителей базового рынка фирмы, обладающая сходными потребностями  и покупательскими привычками по отношению к товару фирмы.

1 Факторы прямого действия (ФПД) – продукты и услуги;

2 Факторы косвенного действия (ФКД) – потенциалы организации  (маркетинговый, организационный, производственный, кадровый, информационный, инновационный, финансовый и управленческий).

Указанные факторы оказывают  совокупное и самое непосредственное влияние на результаты деятельности любой организации. Конструктивный анализ внутренней среды предполагает ее структуризацию для осуществления синтеза сигналов внешней и внутренней среды и соответствующих ответных реакций на них.

Организационная культура –  это вырабатываемая (в процессе самоорганизации) и признаваемая участниками организации неформальная система декларируемых совместных ценностей и согласованных целей, базовых предположений, социальных установок и норм, стереотипов мышления, призванная обеспечить внешнюю адаптацию (к возможностям и угрозам внешней среды) и внутреннюю интеграцию организации.

По аналогии с выявлением «сильных» и «слабых» сторон формальной части организации необходимо определить характеристики структурных подразделений для выявления «силы» либо «слабости» организационной культуры. Выделяют следующие факторы организационной культуры:

- Ориентация работников  на удовлетворение потребности  конечных потребителей;

- Обеспечение внутренней  интеграции в организации (путем  согласования интересов);

- Система продвижения  кадров и соответствующие критерии  для принятия решений в этой  области и др.

На основании обобщенной модели появляется возможность проведения SWOT – анализа внешней и внутренней среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 SWOT – анализ  и прогнозирование

Особенностью процесса принятия стратегических решений является то, что в ходе его осуществления  всегда образуется временной лаг  между этапами разработки и реализации управленческого решения. Та как  предприятие находится в динамично развивающейся внешней среде, очевидно, что за это время параметры внешней среды могут существенно измениться. На практике руководители обычно принимают решения, основываясь на прошлых фактах и существующей действительности.

Сущность прогнозирования  состоит в получении информации относительно будущего развития определенных параметров ограниченных во времени  и пространстве областях исследования. При этом в основе прогноза (в  качестве исходных) лежат определенные существующие и будущие условия, а также вероятность наступления  ожидаемых событий.14

Специалисты выделяют три  основных способа, с помощью которых  разрабатываются прогнозы:

1 Экстраполирование –  построение динамических рядов  развития показателей прогнозируемого явления на протяжении периодов основания прогнозов в прошлом и упреждение прогноза в будущем;

2 Моделирование – построение  моделей с учетом вероятного  или желаемого изменения прогнозируемого  явления на период упреждения  прогноза по имеющимся прямым  или косвенным данным о масштабах  и направлении изменений;

3 Экспертные оценки, в  том числе мозговой штурм, метод  Дельфи, анкетирование, - опрос экспертов или населения с целью объективизировать, упорядочить субъективные оценки прогнозного характера и др.

Из всех способов прогнозирования  особо следует выделить метод  прогнозных сценариев, относящийся к методам моделирования. Он имеет непосредственное отношение к изложенному выше материалу, так как может быть интерпретирован как проведение SWOT – анализа в динамике.

Наибольший эффект дает реализация SWOT – анализа, причинно – следственного, морфологического и сценарного методов при их системном использовании, т.е. при создании единого комплексного механизма, учитывающего и объединяющего в один частные результаты от использования каждого из методов. Как один из вариантов, в качестве такого механизма может рассматриваться комплексная схема формирования ключевых факторов успеха.

Метод прогнозных сценариев

Метод прогнозных сценариев  – один из наиболее перспективных  способов реализации процессного и  ситуационного подходов к принятию решений в социально – экономической  системе (организации).

Основное назначение метода прогнозных сценариев - обеспечить практическую реализацию принципа последовательного снятия неопределенности. Он включает способы и приемы последовательного (шаг за шагом) развертывания во времени и в пространстве факторов внешней и внутренней среды организации. Эффективная реализация метода прогнозных сценариев возможна лишь в условиях использования интеллектуальных информационных систем в рамках нейросетевых технологий.

Применение сценарного метода позволяет ответить на три основные группы вопросов:

1 Каковы тенденции развития  исследуемой СЭС в будущем  и какими факторами эти тенденции определяются?

2 С какими угрозами  и слабыми сторонами может  встретиться развитие данной СЭС в будущем и как это повлияет на ее прогнозируемое состояние?

3 Какие управленческие  решения и в какой степени  будут влиять на траекторию развития прогнозируемой СЭС, какова область допустимых альтернатив этих решений и их последствия?

Специфика СЭС приводит к  следующим затруднениям в ходе прогнозирования ее развития:

- Цели системы не определены  и требуют уточнения;

- Область допустимых управлений  определена лишь частично;

- Связь управлений с  состоянием системы по этим  управлениям весьма не определена.

Индикатор – это критичный  к предельным состояниям системы  параметр. В качестве индикаторов  обычно выбираются объективно измеряемые (количественно) параметры состояния системы с известными предельными значениями, выход за пределы которых вызывает неустойчивость системы – переход ее в другое качественное состояние или гибель. Например, снижение доли денежных средств в выручке от реализации до предельной величины приводит к неустойчивости предприятия и оказывает критическое воздействие на его платежеспособность. 15

 

 

 

 

 

 

 Заключение

Решение - это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений  объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.

Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий  от выбора отдельного человека, так  как является не индивидуальным, а  групповым процессом.

На характер принимаемых  решений огромное влияние оказывает  степень полноты и достоверной  информации, которой располагает  менеджер. В зависимости от этого решения могут приниматься в условиях определенности (детерминированные решения) и риска или неопределенности (вероятностные решения).

Информация о работе Методы анализа управленческих решений