Методы исследования и проектирования функций и целей управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение методов исследования и проектирования целей и функций управления.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
изучить концептуальные основы исследования систем управления;
рассмотреть характеристику методов исследования и проектирования целей и функций управления;
рассмотреть организацию проведения исследования с использованием методов исследования и проектирования целей и функций управления;
исследовать систему управления с использованием методов исследования и проектирования функций управления.

Файлы: 1 файл

курс рабис-ие систем управ.docx

— 180.41 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Необходимость соответствия современной организации требованиям рыночной экономики вызывает потребность постоянного ее совершенствования, организационного развития. Базой организационных нововведений служит изучение деятельности организаций.

Каждая организация имеет  конкретную систему управления, которая  также является объектом исследования. Исследовать систему управления можно только на основе выбранной научной концепции, которая используется в данном случае как средство для изучения характеристик объекта управления. Ценность этой концепции заключается в том, что она способствует более глубокому пониманию характеристик изучаемой системы и процесса функционирования организации как системы.

Система управления организации  является сложной системой, созданной  для сбора, анализа и переработки  информации с целью получения  максимального конечного результата при определенных ограничениях (например, наличия ресурсов).

Исследование систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений.

Исследование и проектирование целей и функций управления является трудоемкой задачей, особенно в условиях переходного периода, так как любое их изменение приводит к изменению структуры управления.

Предназначение организации  образует фундамент для установления целей организации в целом, ее подразделений и функциональных систем (маркетинг, нововведения, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общей цели предприятия.

Определение целей функционирования является одним из наиболее важных этапов проектирования системы управления. От того, насколько правильно выбрана цель функционирования, насколько четко она сформулирована, зависит весь успех организационно-административной деятельности.

Исследовать функции управления в конкретном подразделении —  значит определить, кто и что делает, как связаны между собой сотрудники в процессе управления, как связаны  управленческие решения, почему именно эти, а не другие решения готовятся  в этом конкретном подразделении. Знать  это необходимо для того, чтобы  обеспечить эффективное управление функциональных обязанностей аппарата управления в целом.

Актуальность работы определяется тем, что методы исследования систем управления играют большую роль в эффективной работе любого предприятия (организации) так, как позволяют определить проблемные участки в одном из самых важных звеньев функционирования предприятия в управленческом аппарате.

Объектом курсовой работы является ООО «Алена».

Предмет данной работы –  методы исследования и проектирования целей и функций управления.

Целью работы является изучение  методов исследования и проектирования целей и функций управления.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие  задачи:

    • изучить концептуальные основы исследования систем управления;
    • рассмотреть характеристику методов исследования и проектирования целей и функций управления;
    • рассмотреть организацию проведения исследования с использованием методов исследования и проектирования целей и функций управления;
    • исследовать систему управления с использованием методов исследования и проектирования функций управления.

Методологической базой  курсовой работы послужили научные  труды таких авторов как  А.В.Игнатьева, М.М.Максимцов, В.И.Мухин и др.

Эмпирической базой данной работы явились внутренние документы ООО «Алена», размещенные на сайте организации в глобальной сети Интернет. 

Курсовая работа состоит  из введения, в нем описывается  актуальность данной темы, определены предмет, объект, цель и задачи работы, трех глав: двух теоретических, где  раскрываются понятия система, исследование систем управления, где определяются особенности методов исследования и проектирования целей и функций управления, рассматривается организация проведения исследования с использованием методов исследования и проектирования целей и функций управления, и практической, в которой представлен пример исследования системы управления с использованием методов исследования и проектирования функций управления. В заключении делаются выводы по исследуемой проблеме. В списке литературы указано 18 источников.

Курсовая работа выполнена  на кафедре Менеджмент в  областях топливно-энергетического комплекса.

 

 

 

 

 

 

  1. Концептуальные основы исследования систем управления

 

    1. Понятие, цели и задачи исследования систем управления

 

Исследование – понятие  многозначное. Это и научный труд, научное изучение, и вид деятельности человека, позволяющий познать и оценить сущность, особенность и тенденции развития явлений, изыскать возможности использования полученных знаний, в т.ч. в теории и практике управления [1. С.136].

Исследование проблемы или  ситуации включает в себя более широкий  набор методов, чем анализ или  проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение экспериментов, и классификация, и построение показателей, и многое другое.

Основные компоненты исследования можно увидеть на рис. 1.1.

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1. Основные компоненты исследования

Любое исследование характеризуется  целью, объектом и предметом исследования, методологией и организацией его  проведения, результатами и возможностями  их практической реализации. Целью исследования является поиск наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.

 Главная задача исследования – найти решение проблемы, которое либо устраняет существующее препятствие развития, либо выявляет фактор, обеспечивающий нормальное, желаемое функционирование или развитие. Решение, полученное в результате исследования, может иметь вид некоторого акта деятельности, а может быть концепцией деятельности на ближайшую перспективу. Лучшим вариантом результата исследования является разработка программы совершенствования, модернизации или реконструкции, реформирования системы управления в комплексе ее характеристик и параметров [1. С.137].

Исследования, являясь составной  частью менеджмента, выполняют следующие  задачи:

  • достижение оптимального соотношения между управляемой и управляющей подсистемами;
  • повышение производительности труда управленческих работников и рабочих производственных подразделений;
  • улучшение использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов в управляющей и управляемой подсистемах;
  • снижение затрат на продукцию или услуги и повышение их качества.

Важнейшей задачей фундаментальных  исследований является познание новых  законов и закономерностей, при  этом в ряде случаев такие исследования проводятся безотносительно к возможности  практического использования в  ближайшем будущем. А прикладные исследования, в свою очередь, используют достижения фундаментальных исследований и технику для решения определённых практических проблем и задач. Поэтому  прикладные исследования включают, как  правило, работы по реализации (внедрению) полученных результатов. Это означает, что для существующих систем должно осуществляться их совершенствование, а для вновь создаваемых – проектирование и внедрение.

Проведение исследований осуществляется обычно в случаях  совершенствования системы управления действующей организации; разработки системы управления вновь создающейся  организации; совершенствования системы  управления производственных объединений  или предприятий в период реконструкции  или технического перевооружения; совершенствования  системы управлении вследствие изменения  формы собственности [2. С.189].

 

 

    1. Система управления как объект исследования

 

 

В современном менеджменте  рассматривается множество самых  разных организаций, которые представляют собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда  и распределения обязанностей. Это  могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-производственные объединения, частные предприятия.

Организации создаются для  удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах  и поэтому имеют самое различное  назначение, размеры, строение и другие параметры.

Такое разнообразие имеет  большое значение при рассмотрении организации как объекта управления. Множество целей и задач, стоящих  перед организациями разного  класса сложности и разной отраслевой принадлежности приводит к тому, что  для управления ими требуются  специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную  совместную деятельность работников всех структурных подразделений.

Любая организация (предприятие), вне зависимости от ее конкретного  назначения, может быть охарактеризована с помощью ряда параметров, среди которых главными являются цели организации, ее организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений, и организационная культура.

Каждая организация имеет  конкретную систему управления, которая  также является объектом исследования. Исследовать систему управления можно только на основе выбранной научной концепции, которая используется в данном случае как средство для изучения характеристик объекта управления. Ценность этой концепции заключается в том, что она способствует более глубокому пониманию характеристик изучаемой системы и процесса функционирования организации как системы.

Система управления организации  является сложной системой, созданной  для сбора, анализа и переработки  информации с целью получения  максимального конечного результата при определенных ограничениях (например, наличия ресурсов).

Представление объекта в  виде системы всегда связано с  некоторыми трудностями из-за наличия  множества определений системы  и трудностью выбора единого определения, целиком используемого при построении реальной системы управления.

Система управления как объект исследования обладает следующими признаками: состоит из множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных иерархически; элементы систем (подсистем) взаимосвязаны посредством прямых и обратных связей; система — это единое и неразрывное целое, являющееся целостной системой для нижестоящих иерархических уровней, имеются фиксированные связи системы с внешней средой.

Изучая систему управления как объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые  к системам управления, по которым  можно судить о степени организованности систем (Таблица 1.1) [3.С.156].

 

Таблица 1.1.

Требования, предъявляемые к системам управления

Требование к системам

Его характеристика

  1. Детерминированность элементов

Проявляется в организации взаимодействия подразделений органов управления, при которых деятельность одного элемента (управления, отдела) сказывается на других элементах системы.

  1. Динамичность

Это способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в  определенном неизмененном качественном состоянии.

  1. Управляющий параметр

Это такой ее параметр (элемент), посредством которого можно управлять  деятельностью всей системы и  ее отдельными элементами. Таким параметром (элементом) в социально-управляемой  системе является руководитель подразделения  данного уровня.

  1. Контролирующий параметр

Это элемент, который постоянно  контролирует состояние субъекта управления, не оказывая при этом на него (или  на любой элемент системы) управляющего воздействия. Функцию контролирующего  параметра в системе управления, как правило, реализует один из сотрудников  аппарата управления.

  1. Каналы обратной связи

Наличие прямых и обратных связей в системе обеспечивается четкой регламентацией деятельности аппарата управления по приему и передаче информации при подготовке управленческих решений.

Информация о работе Методы исследования и проектирования функций и целей управления