Методы исследования и проектирования функций и целей управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение методов исследования и проектирования целей и функций управления.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
изучить концептуальные основы исследования систем управления;
рассмотреть характеристику методов исследования и проектирования целей и функций управления;
рассмотреть организацию проведения исследования с использованием методов исследования и проектирования целей и функций управления;
исследовать систему управления с использованием методов исследования и проектирования функций управления.

Файлы: 1 файл

курс рабис-ие систем управ.docx

— 180.41 Кб (Скачать файл)

Такими признаками могут  быть специфика и масштаб производства, формы организации производственных процессов, взаимосвязь структурных  подразделений, их количество на уровнях  управления и др.

В связи с этим выделяются основные и специфические функции управления.

Основные функции присущи всем без исключения организациям и системам управления (рис. 2.1).

 

 

 

 

 

 

Рис.2.1. Основные функции управления

  • планирование — составление перечней будущих работ с указанием сроков их исполнения в соответствии с целями организации;
  • организация — обеспечение условий для качественного выполнения запланированных работ;
  • контроль — слежение  за сроками и качеством выполнения  запланированных работ;
  • регулирование —  оказание  корректирующих  воздействий  и процесс функционирования организации с целью устранений расхождений между реальными процессами и их плановыми показателями;
  • учет — фиксация показателей состояния процессов и ведение сопроводительной документации;
  • мотивация — разработка мероприятий,  стимулирующих  деятельность работников.

К специфическим функциям управления относят управление:

    • основными производственными процессами;
    • вспомогательными и обслуживающими процессами;
    • оперативное (производством);
    • технической подготовкой производства;
    • сбытом продукции и др.

Исследовать функции управления в конкретном подразделении —  значит определить, кто и что делает, как связаны между собой сотрудники в процессе управления, как связаны  управленческие решения, почему именно эти, а не другие решения готовятся  в этом конкретном подразделении. Знать  это необходимо для того, чтобы  обеспечить эффективное управление функциональных обязанностей аппарата управления в целом [5.С.98].

Таким образом, целевое и функциональное содержание управления имеет первостепенное значение. От характеристики методов исследования и проектирования целей функций управления перейдем к организации проведения исследования с использованием данных методов.

 

 

    1. Организация проведения исследования с использованием методов исследования и проектирования целей и функций управления

 

Проектирование целей организации является обязательным и важным этапом процесса проектирования общей системы управления. Проектирование целей организации производится в несколько этапов (рис. 2.2.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.2. Исследование и проектирование целей организации

 

Рассмотрим эти этапы.

Этап 1. Исследуется предназначение организации, общая цель системы, определяемая ее назначением. При анализе важно не смешивать понятия целевого назначения системы и критерия эффективности. В отличие от цели организации, определения направления и смысла функционирования системы, основной ее задачи, критерий эффективности является показателем, определяющим степень достижения этой цели.

Этап 2. Формируются качественные цели организации, осуществляемые в  две стадии. Вначале формируются качественные цели функционирования организации, вытекающие из Положения данной организации, регламентирующего ее деятельность, а затем выбираются качественные характеристики цели. Формулировка цели должна быть предельно четкой и указываться в повелительном наклонении.

Например:

Цель 1. Максимально содействовать учебному процессу.

Цель 2. Обучить студентов методам анализа систем управления.

Цель 3. Обучить студентов  методам формализованного представления результатов обследования систем управления

Этап 3. Производится ранжирование целей функционирования организации, осуществляемое для обоснования выбора целей функционирования, положенных в основу дальнейшего проектирования организации. Поскольку все реальные организации - многоуровневые, ранжирование целей должно осуществляться на всех выбранных Уровнях управления. Ранжированные цели не возникают сами по себе. Они вытекают из глобальных целей функционирования, которые, в свою очередь, регламентируются решениями вышестоящих организаций, постановлениями, положением об организации.

Проблема ранжирования целей  функционирования имеет принципиальное значение для решения проблем  проектирования организационных систем по многим причинам: во-первых, по своей  природе все реальные организации - многоцелевые; во-вторых, период действия целей функционирования различен, а следовательно, спроектировать организацию необходимо только исходя из целей, период действия которых сопоставим с периодом проектирования организации (в противном случае процесс проектирования становится непрерывным); в-третьих, проектирование организаций под все цели функционирования слишком трудоемко, а следовательно, число целей должно быть по возможности ограниченным.

Проблема ранжирования целей  функционирования в силу важности ее для организационного проектирования должна быть решена достаточно корректно  и требует применения наиболее объективных  методов, например метода экспертных оценок.

В данном случае применение метода экспертных оценок проводится в два этапа.

На первом подготовительном этапе осуществляется формирование экспертных групп на выбранных уровнях  управления и подготавливается вся документация, необходимая для проведения экспертизы целей.

Выбор группы экспертов производится с учетом их компетенции отдельно для каждого уровня. Именно в таком  случае можно говорить и о достоверности экспертизы, и о минимальных затратах на ее проведение. Для подбора экспертов применяются следующие характеристики: компетентность, креативность, отношение к экспертизе, конформизм, аналитичность и широта мышления, самокритичность.

Компетентность эксперта - это степень его квалификации в определенной области знаний. Компетентность может быть определена на основе опыта эксперта в данной области его квалификации, степенью знакомства с научными достижениями в области исследуемой области и т.д.

Креативность эксперта — способность решать творческие задачи.

Отношение к экспертизе является важной характеристикой эксперта, определяющей его желание (активность или пассивность) участия в экспертизе.

Конформизм — подверженность влиянию авторитетов. Эта характеристика необходима для выбора способа проведения экспертизы.

Самокритичность эксперта — самооценка своей компетентности.

Аналитичность, широта мышления, конструктивность мышления, свойство коллективизма — также важные характеристики эксперта.

Даже неполные определения характеристик экспертов, приведенные выше, показывают, что численные оценки этих характеристик значительно затруднены и в ряде случаев совсем невозможны.

Наиболее важной из указанных характеристик является характеристика компетентности экспертов, поскольку именно она в значительной степени определяет достоверность экспертных оценок. Поэтому проблеме определения компетентности экспертов следует уделять особое внимание.

На втором организационном этапе осуществляется отработка результатов экспертизы. На этом этапе выполняются все необходимые расчеты для сопоставления качественных целей на каждом уровне управления с целями, выбранными по мнению "экспертов с точки зрения их количества и важности (приоритетности).

Процесс обсуждения выбранных  целей происходит до тех пор, пока не совпадут мнения большинства экспертов.

Сформулируем требования, которым должна удовлетворять методика оценки целей функционирования с помощью экспертов.

1. Оценка целей функционирования должна проводиться в благоприятной психологической обстановке.

2. Трудоемкость опроса  должна быть в допустимых пределах.

3. Экспертная документация  не должна допускать Двоякого  понимания вопросов.

4. Экспертная документация должна быть, по возможности, однородной и полной.

5. Выбранная система шкал экспертной оценки должна быть обоснована и доведена до сведения эксперта,

6. Цели проведения экспертизы должны быть известны всем экспертам. Наиболее приемлемым с практической точки зрения является анкетирование.

На четвертом этапе осуществляется построение дерева целей. Количество и разнообразие целей задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента исследования целей можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа - дерева целей (рис. 2.3).

 

 

Рис. 2.3. Фрагмент дерева целей

 

Построение дерева целей осуществляется для формализованного отображения процесса распределения целей по уровням управления. Посредством дерева щелей описывается их состав, взаимосвязь, упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция равной цели на подцели по следующим правилам:

    • общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;
    • при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из условия:  реализация
    • подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;
    • при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;
    • подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и не выводимые друг из друга;
    • фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.

Исследование и формирование количественных целей выполняется  на пятом этапе и является наиболее важным для управления организацией, так как количественные цели определяют выбор методов управления организацией, применение компьютерной техники в управлении. Количественные характеристики целей фиксируются в стратегических и годовых планах организации. Количественные цели ориентируют организацию на достижение определенных показателей и конкретизируют выбранные качественные цели.

Оценка степени достижения целей производится на шестом этапе. Выбирается «эталон» управления, которое  необходимо расценивать как практическое и при котором необходимо срочно принимать управленческие решения, чтобы приблизить организацию к  достижению выбранных целей. Количество таких решений зависит от типа и класса сложности организации.

В качестве примера ниже рассматривается процесс целеполагания по функциональным подсистемам, чаще всего выделяемым в организациях (маркетингу, нововведениям, производству, персоналу, финансам и общему менеджменту). В реальных условиях эти цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей.

Приведем пример. Подсистема «Маркетинг» направляет свою деятельность на формирование спроса. Постановка целей маркетинга связана с детальным изучением спроса и предложения на продукцию, выпускаемую на данный момент и на новую продукцию. Кроме того, должна быть тщательно изучена ситуация как на уже освоенных предприятием рынках, так и на новых. Поэтому работу должны проводить специалисты по исследованию рынка, по прогнозированию и планированию, владеющие соответствующей информацией и методами разработки целевых моделей. Состав и количество этих специалистов зависят от возможностей предприятия самостоятельно проводить эту сложную и требующую большого профессионализма работу. Если такие возможности ограничены, надо использовать те элементы рыночной инфрастуктуры, которые уже начали формироваться в нашей стране: внешних консультантов по управлению, специалистов по нововведениям, информационной технологии, вычислительным методам и т.п.

Подсистема «Производство» охватывает такие виды деятельности организации, как получение, хранение и распределение средств производства, превращение ресурсов в конечный продукт, его хранение и распределение, а также послепродажное обслуживание.

При установлении целей по этой подсистеме необходимо учитывать разнообразие видов выполняемых здесь работ. Так, предпроизводственная подготовка связана с приемкой товаров, сырья, материалов, с хранением на складах, управлением запасами. Само производство требует машинной обработки, сборки, контроля качества, упаковки, технического обслуживания оборудования; работа с конечной продукцией (послепроизводственная логистика) связана с размещением готовых товаров на складе, с обработкой заказов и доставкой товара. Наконец, послепродажное обслуживание требует проведения установочных работ, ремонта, поставки запасных частей.

Информация о работе Методы исследования и проектирования функций и целей управления