Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 15:47, курсовая работа
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое значение приобретают вопросы практического применения современных методов управления персоналом, позволяющих повысить социально-экономическую эффективность любого производства. Успех работы предприятия обеспечивают его работники. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия.
Введение ………………………………………………………………………......3
ГЛАВА I
1. Методы менеджмента ……………………………………………………….4-5
1.1. Организационно-административные методы управления ……………...5-9
1.2. Экономические методы управления ……………………………………9-12
1.3. Социально-психологические методы управления ………………….13-15
1.4. Самоуправление ……………………………………………………….15-18
ГЛАВА II
2.1. Организационно-финансовая характеристика ООО «Каприз Вояж»..19-25
2.2. Анализ и оценка использования методов управления в ООО «Вояж Каприз» ………………………………………………………………………25-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...28-29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……
1.2.
Экономические методы
управления
Им в управлении отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
Принципиальный
вопрос коллективной организации труда
в фирме — овладение
Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо, как минимум, обеспечить «отзывчивость» организации на экономические рычаги. Без этого теряет смысл расширение прав структурных единиц и самофинансирование организации. В свою очередь, расширение самостоятельности ведет к большей свободе коллективов в хозяйственной деятельности и экономическим методам руководства. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы. Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей и резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников трудового процесса. Проблема здесь в том, чтобы создать условия, при которых экономические методы были бы действенны и целенаправленны.
Вся сложность
проблемы состоит в обеспечении
комплексной субординации хозяйственных
связей и экономических зависимостей
трудового коллектива в отношениях
с организациями, учреждениями, иными
структурами
Перестройка экономического механизма по совершенствованию планирования, экономического стимулирования и управления должна обеспечить необходимые социально-экономические предпосылки реализации программы перехода на работу в условиях рынка. Для этого коренным образом должны измениться методология и технология планирования, в основе которых лежит нормативный метод. С учетом нормативов формируются взаимоотношения организации как с вышестоящими органами управления, так и с бюджетом. Применение стабильных нормативов позволит улучшить систему образования средств, остающихся в распоряжении организации, для решения различных экономических и социальных задач. Следовательно, после осуществления обязательных отчислений и платежей (отчислений от доходов в бюджет и отчислений органам управления для образования централизованных резервов и фондов, предназначенных для финансирования мероприятий по развитию всей системы подведомственных предприятий, а также для оказания помощи предприятиям, имеющим финансовые затруднения) образуются фонды производственного и социального развития и оплаты труда. В конечном итоге формируются доходы (прибыль) организации. В некоторых рыночных структурах эти фонды не выделяются, а образованная прибыль по решению трудового коллектива распределяется на развитие производственной и материальной сфер.
Основной
смысл всей работы в этом направлении
сводится к тому, чтобы поставить
органы руководства и трудовые коллективы
в такие условия, при которых
они могли бы максимально полно
учитывать экономические
Таким
образом, основная задача изменения
хозяйственного механизма состоит
в том, чтобы создать такие
экономические и
В отличие
от организационно-
В условиях рынка экономические методы руководства получат дальнейшее развитие, расширится сфера их действия, будет преодолен формальный хозрасчет, повысятся действенность и результативность экономических стимулов, что позволит поставить каждого работника и каждый коллектив в такие экономические условия, при которых появится возможность наиболее полно сочетать личные интересы с общегосударственными. Используя личную экономическую заинтересованность, можно добиться целей, поставленных государством перед той или иной организацией.
Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование и финансирование.
Для решения
экономических задач в
С помощью
экономико-математических методов
можно получить конкретные данные,
характеризующие то или иное экономическое
явление, и найти наиболее эффективные
решения. Здесь налицо «обратная
связь»: не только математика служит развитию
экономики, но и экономика способствует
развитию математики. Однако в этой
области пока еще существует определенный
разрыв: потребности экономики
Экономическая практика обусловила появление ряда математических дисциплин: математического программирования, теории игр, массового обслуживания, управления запасами, исследования операций и др.
Несмотря
на характерное для современного
этапа усиление роли экономических
рычагов и стимулов, не следует
ограничивать и организационно-
1.3.
Социально-психологические
методы управления
Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15 % зависит от его профессиональных знаний, то на 85 % — от умения работать с людьми.
Зная
особенности поведения, характер каждого
отдельного человека, можно прогнозировать
его поведение в нужном для
коллектива направлении. Это связано
с тем, что каждой группе свойственен
свой психологический климат. Поэтому
существенное условие образования
и развития трудовых коллективов
— соблюдение принципа психофизиологической
совместимости. Японские социологи
утверждают, что от настроения, желания
человека работать и от того, какая
морально-психологическая
Недостаточное
внимание к социальным и психологическим
аспектам управления вызывает нездоровые
взаимоотношения в коллективе, что
снижает производительность труда.
Как показывает практика, формирование
здорового морально-
Таким образом, для того чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.).
Главная цель применения этих методов — формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи. Другими словами, поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы — человеческого фактора. Умение учитывать «человеческий фактор» позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать благоприятные условия для труда и в конечном счете формировать коллектив с едиными целями и задачами.
Основное средство воздействия на коллектив — убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива. Объектом же социально-психологического руководства в трудовом коллективе являются взаимоотношения работников, их отношение к средствам труда и окружающей среде.
Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.
Приемы
и способы социально-
1.4.
Самоуправление
«Одна из важнейших задач в развитии организации — создание наиболее благоприятных условий для реализации возможностей человека, которые появятся благодаря внедрению механизма, предусматривающего широкие права самостоятельных хозяйственных звеньев и их трудовых коллективов в сочетании с высокой ответственностью за конечные результаты работы и развитыми формами демократического управления (самоуправления).
При изучении проблемы самоуправления возникает ряд вопросов: как понимать самоуправление и каковы внешние и внутренние формы его проявления; каков уровень развития самоуправления в современных условиях; как зависят система планирования, организационная структура, хозрасчетные отношения, оплата труда и другие подсистемы управления от развития самоуправления?
Самоуправление трактуется нами как демократизация управления, обеспечивающая работникам возможность в различных формах участвовать в процессе принятия решений, влиять на положение дел в фирме. Понятие «самоуправление» выражает довольно устойчивый тип социального образования или общественных отношений.
Полностью
самоуправляемой считается
Организация
самоуправляема частично в том случае,
если она представляет собой объект
(элемент, звено, подсистему) в более
сложной иерархической
Таким
образом, самоуправление на любом уровне
управления представляется как процесс
превращения человека, всего трудового
коллектива из объекта управленческой
деятельности в ее субъект. Это особый
вариант организации