Методы обеспечения соответствия структуры подготовки кадров структуре занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение методов обеспечения соответствия структуры подготовки кадров структуре занятости населения.
Для реализации поставленной цели определим задачи работы:
рассмотреть государственное регулирование структуры рабочей силы,
проанализировать влияние способов трудоустройства на занятость населения;
осветить методы обеспечения и стимулирования занятости рабочей силы;
отдельно рассмотреть рекламу как метод обеспечения соответствия структуры подготовки кадров структуре занятости населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 4
2. МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ СТРУКТУРЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СТРУКТУРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 7
2.1. Влияние трудоустройства на занятость населения 8
2.2. Методы обеспечения и стимулирования занятости рабочей силы 11
2.3. Реклама как метод обеспечения соответствия структуры подготовки кадров структуре занятости населения 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22

Файлы: 1 файл

структура кадров и занятости ЛГТУ.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Реформа управления трудом и занятостью не завершена. И новая система пока еще не обеспечивает эффективного обслуживания субъектов рынка труда, количественно-качественную сбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Следует подчеркнуть, что ситуация на рынке труда формируется не в вакууме, а под влиянием общей экономико-социальной ситуации в стране и регионе, в зависимости от разнообразных экономических программ, не имеющих на первый взгляд прямого отношения к формированию рынка труда.

Непродуманная социальная и экономическая политика приводит к стихийным процессам на рынке труда. Для успешного регулирования конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда требуется комплексная система регулирования занятости, осуществляющая в первую очередь маркетинговые функции.1

Следует отметить, что степень изученности  тематики недостаточно велика.

Вышесказанное обуславливает несомненную  актуальность исследования рынка труда  и структуры занятости населения.

Целью работы является рассмотрение методов обеспечения соответствия структуры подготовки кадров структуре занятости населения.

Для реализации поставленной цели определим  задачи работы:

  • рассмотреть государственное регулирование структуры рабочей силы,
  • проанализировать влияние способов трудоустройства на занятость населения;
  • осветить методы обеспечения и стимулирования занятости рабочей силы;
  • отдельно рассмотреть рекламу как метод обеспечения соответствия структуры подготовки кадров структуре занятости населения.

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  СТРУКТУРЫ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Государственное регулирование рабочей  силы должно быть ориентировано на обеспечение рациональной занятости  и снижение безработицы.

Рыночный механизм сам, естественным образом, должен воспроизводить рациональную структуру производства, а значит и занятости. Но если исходить только из естественного процесса, то к рациональной структуре занятости населения можно прийти лишь с большими издержками через много лет. В этом заключается противоречие между, с одной стороны, формированием рациональной структуры производства и занятости, а с другой - экономическим механизмом рыночной экономики. Вмешательство государства в экономику с целью разрешения этого противоречия просто необходимо.

В принципе любое участие государства  в хозяйственной жизни, по сути дела, означает, то или иное воздействие государства на соотношение и структуру спроса и предложения. Исходя из этого можно выделить следующие основные направления воздействия:

1. Воздействие на формирование  спроса на рабочую силу: сохранение  рабочих мест; создание новых рабочих мест; организация оплачиваемых общественных работ; создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала.

2. Воздействие на формирование  предложения рабочей силы: обучение  и переобучение работников; развитие самозанятости; регулирование рабочего времени; регулирование миграционных потоков.

3. Сбалансированное воздействие  на спрос и предложение рабочей  силы.

Реализация каждого направления  воздействия и мероприятия требует  создание механизма регулирования  структуры рабочей силы на федеральном уровне.

Регулирование структуры рабочей силы на уровне государства может быть возложено на федеральную службу занятости, при которой должна быть создана организационная структура, выполняющая следующие функции:

  • изучение и прогнозирование конъюнктуры рынков труда;
  • прогнозирование формирования трудового потенциала, числа рабочих мест и потребностей в них различных категорий населения, а также уровня и структуры занятости населения, его миграции;
  • планирование потребности и использования рабочей силы в народном хозяйстве в увязке с размещением и развитием производительных сил;
  • регулирование формирования, распределения и перераспределения трудовых ресурсов;
  • отслеживание в динамике тенденций изменения стоимости и цены рабочей силы;
  • регулирование системой стимулирования занятости;
  • формирование информационной системы маркетинга рабочей силы на федеральном уровне с подключением информационных систем региональных структур;
  • исследование и прогнозирование международного рынка труда и разработка предложений по интеграции.

Осуществление перечисленных функций  должно обеспечить согласование на федеральном  уровне основных направлений по регулированию  рынка труда с другими программами  социального и экономического развития. Это позволит:

1) разрабатывать и осуществлять государственную политику занятости населения во взаимодействии с инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политикой;

2) учреждениям профессионального  образования повысить эффективность  оказания образовательных услуг;

3) создать экономические и социальные условия для усиления мотивов и стимулов высокопродуктивного труда: налоговое регулирование фондов и индивидуальных размеров оплаты труда работников;

4) совершенствовать законодательную  базу в сфере труда и занятости;

5) развивать социальное партнерство государства с профсоюзами и другими представительными организациями трудящихся (наемных работников), предпринимателями (работодателями) в решении вопросов труда и его оплаты, введения системы генерального и отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров.

6) обеспечивать социальную защиту  населения на основе государственных  гарантий инвалидам и другим  социально уязвимым категориям  лиц, правильное определение и  установление минимального потребительского  бюджета, прожиточного уровня.2

2. МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ  СТРУКТУРЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ  СТРУКТУРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

К системе коммуникаций в маркетинге рабочей силы относятся средства и процессы сбора и предоставления информации о рынке труда, предлагаемой рабочей силе и имеющихся рабочих местах, ведение переговоров о найме, т.е. все то, что позволяет и требует налаживания связей обмена информацией, понимания и согласия партнеров.

Традиционно в комплекс маркетинговых  коммуникаций входят:

  • реклама - любая форма наличного представления и продвижения идей, товаров и услуг, оплачиваемая точно установленным заказчиком (определение Американской маркетинговой ассоциации);
  • стимулирование сбыта - кратковременные побудительные меры поощрения покупки или продажи товара или услуги;
  • формирование благоприятного общественного мнения о фирме, учреждении или его продукции;
  • личные контакты, продажи - устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью последующей продажи.

В связи с тем, что продавая свою рабочую силу работник лично присутствует при найме на работу и старается, как правило, сформировать о себе благоприятное мнение, то эти два аспекта коммуникаций всегда имеют место при трудоустройстве не зависимо от его способа.3

2.1. Влияние трудоустройства на занятость населения

В последние годы изменились формы  поиска работы. Сейчас работники для  трудоустройства используют следующие  способы:

1. «Через контактные аудитории». Роль личных связей при трудоустройстве в нашей стране гипертрофированна. Можно выделить несколько вариантов: прямая помощь при устройстве на работу - протекция; предоставление информации о рабочем месте - рекомендация; профессионально-знакомственное трудоустройство.

Протекция. Чаще всего ее оказывают  близкие родственники, работающие на том предприятии, куда намерен устроиться соискатель. Как правило, помощь заключается не только в том, чтобы договориться о приеме на работу своего протеже, но и помочь пройти процедуры оформления. Родственник, хорошо зная все обстоятельства, может ходатайствовать не напрямую, а посоветовать, к кому обратиться, задействовать посредников. В этом случае помощь заключается в организации встречи с лицом, принимающим решение.

С начала 90-х годов прием по протекции  особенно характерен для относительно благополучных промышленных предприятий. Потребность в кадрах на них ограничена, текучесть невелика. Даже имея протекцию, желающие устроиться на эти предприятия встречаются с определенными проблемами: создаются своеобразные очереди на устройство «своих». Особенно сложно устроиться молодежи. Большинство молодых людей поступают на работу по знакомству. Широко распространена практика, когда для молодежи обеспечиваются рабочие места на том же предприятии, где работают родители. Обычно эта категория работников не задерживается долго.

Предоставление информации о рабочем  месте - рекомендация. Не во всех случаях  родственно-знакомственный наем означает прямую помощь при устройстве на работу. Достаточно часто - это предоставление информации о вакансиях, условиях работы, сведения о руководителях, атмосфере в коллективе, т.е. неформальная характеристика рабочего места в полном объеме. Основным источником информации о вакансиях являются друзья, родственники, знакомые. Несомненно, это самый эффективный путь, поскольку их сведения более подробны, достоверны и эмоционально окрашены. Обладая конкретной информацией, претендент приходит в отдел кадров или к руководителю подразделения, ни на кого не ссылаясь.

Профессионально-знакомственное трудоустройство. Оно означает использование не столько личных, сколько профессиональных связей. Такой вариант характерен для высококвалифицированных работников, которые известны в профессиональной среде. Их приглашают или переманивают с других предприятий, предлагая более выгодные индивидуальные условия. Этот вариант поведения отнесен к родственно-знакомственному найму, поскольку факт личного знакомства играет не последнюю роль (но не основную). Определяющее значение имеют деловые и профессиональные качества работника. Такой способ подбора кадров в большей мере характерен для новых фирм.

2. Самостоятельное трудоустройство.  Прямая протекция в прежние  времена, как правило, была  необходима при устройстве на  самые престижные рабочие места.  Для большинства же наиболее  распространенным способом найти работу было обращение непосредственно в отделы кадров предприятий и организаций. Некоторые приходили, вообще не имея предварительной информации, твердо зная, что вакансии всегда есть, а какие - можно выяснить на месте. Возможности самостоятельного трудоустройства значительно сократились с начала 90-х годов. Это связано и с объективным уменьшением количества рабочих мест, и с тем, что такая практика сдерживается протекционистской политикой администрации предприятия, ориентированной на привлечение определенной категории работников из числа родственников и близких персонала. В настоящее время самостоятельно трудоустроится, как правило, можно только на малооплачиваемые места, не требующие высокой квалификации.

В последнее время появились  относительно новые варианты самостоятельного трудоустройства, один из них - участие в конкурсах. Но открытые конкурсы на замещение вакантной должности на предприятиях проводятся пока довольно редко. При этом претенденты, помимо профессиональных знаний, должны обладать определенным набором личностных и квалификационных признаков (например, знание иностранных языков, владение компьютером и т.д.).

Как вариант самостоятельного трудоустройства  можно выделить самозанятость, организацию  собственного дела.

3. По формальным каналам (через службу занятости, биржу труда и частные агентства по найму). Практика свидетельствует, что этот способ не имеет широкого распространения. Не последнюю роль в недостаточной популярности этого канала играет глубоко укоренившееся мнение, что хорошую работу можно найти только «по блату». Обращение в службу занятости многие рассматривают как крайнюю меру в случае, когда все остальные способы не срабатывают.

Спрос на рынке труда существенно  отличается от предложения. В структуре  спроса преобладают две крайности: либо вакансии требуют очень высокой квалификации (ограниченный круг специалистов), либо - невысокой (низкий уровень заработной платы). Основная часть же соискателей на первые вакансии претендовать не может, а вторые, как правило, не устраивают работодателей. Недостатки данного варианта - информация об условиях работы и приема минимальна, предварительный отбор не проводится, на предприятия направляются все, кто заинтересовался вакансией или формально может работать по данной специальности. Кроме того, люди, направляемые службой занятости, нередко заинтересованы не в получении работы, а в приобретении статуса безработного, дающего право на пособие.

Частные агентства по найму существуют пока лишь в крупных городах. Они  достаточно быстро реагируют на конъюнктуру рынка, активно привлекают клиентов. Агентства в большей степени ориентированы на подбор высококвалифицированных специалистов и управленческого персонала. Получить работу, равно как и подобрать работника, здесь можно лишь только заплатив приличные деньги.

4. По распределению. Практика  добровольно-принудительного трудоустройства  по окончании учебного заведения  обеспечивала молодежи, не имеющей  опыта работы, гарантированное рабочее  место. Многие начинали свой  трудовой путь именно таким  образом. В настоящее время практика трудоустройства молодежи через систему распределения фактически отсутствует.

5. Через стратегии занятости.  Ситуация на рынке труда за  последние годы коренным образом  изменилась. И дело даже не  в том, что стало существенно  меньше рабочих мест. Скорее, практически нет вакансий с хорошей оплатой труда. В связи с этим определенные изменения претерпели и личные стратегии занятости:

Информация о работе Методы обеспечения соответствия структуры подготовки кадров структуре занятости населения