Методы обеспечения соответствия структуры подготовки кадров структуре занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение методов обеспечения соответствия структуры подготовки кадров структуре занятости населения.
Для реализации поставленной цели определим задачи работы:
рассмотреть государственное регулирование структуры рабочей силы,
проанализировать влияние способов трудоустройства на занятость населения;
осветить методы обеспечения и стимулирования занятости рабочей силы;
отдельно рассмотреть рекламу как метод обеспечения соответствия структуры подготовки кадров структуре занятости населения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 4
2. МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ СТРУКТУРЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СТРУКТУРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 7
2.1. Влияние трудоустройства на занятость населения 8
2.2. Методы обеспечения и стимулирования занятости рабочей силы 11
2.3. Реклама как метод обеспечения соответствия структуры подготовки кадров структуре занятости населения 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22

Файлы: 1 файл

структура кадров и занятости ЛГТУ.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)
  • стратегия «остаться на месте»;
  • стратегия поиска работы «не увольняясь с рабочего места»;
  • стратегия ухода в частный бизнес;
  • стратегия поиска работы «после увольнения».4

2.2. Методы обеспечения и стимулирования занятости рабочей силы

Основными направлениями стимулирования занятости путем воздействия  на спрос и предложение рабочей  силы, требующие создания соответствующих экономических механизмов на уровне предприятия, региона и на федеральном уровне, являются следующие:

1. Стимулирование спроса на рабочую  силу. Оно подчинено потребностям  и интересам работодателя, руководствующегося  главным мотивом - обеспечить  конкурентоспособность возглавляемого им предприятия для получения прибыли.

Первое и основное направление  стимулирования спроса на рабочую силу - сохранение и модернизация рабочих  мест, создание новых и ликвидация излишних или неэффективных. Эти  меры осуществляются на действующих предприятиях при поддержке местных и региональных органов власти, содействующих привлечению необходимых средств в первую очередь в сфере производства потребительских товаров и услуг.

Второе направление - создание рабочих  мест на основе развития предпринимательства. Особенно эффективны в этом плане малые предприятия: в практике США благодаря им создаются восемь из десяти новых рабочих мест (хотя при этом отмечается, что в это число входит определенная доля кратковременных рабочих мест). Наряду с созданием новых предприятий положительное влияние на стимулирование спроса на рабочую силу может оказать и развитие внутреннего предпринимательства на действующих крупных предприятиях в процессе их приватизации и преобразования структурных подразделений в самостоятельные предприятия, которые, помимо их экономической связи со своими учредителями и спонсорами, расширяют масштабы своей деятельности за счет внешних заказов.

Третье направление - организация  оплачиваемых общественных работ. Это  пришедшее из зарубежной практики понятие означает предоставление безработным временной работы, связанной со строительством, ремонтом, уборкой, обслуживанием на объектах, находящихся в ведении местных органов управления. Масштабы общественных работ и их конкретные виды определяются ситуацией на местном рынке труда и составом лиц, нуждающихся в таких работах. Вместе с тем это направление может быть эффективным и привлекательным для человека при наличии действительного, а не искусственного спроса на рабочую силу для осуществления той или иной деятельности, поскольку рабочие места создаются не только ради того, чтобы занять трудоспособное население, но и для удовлетворения потребностей общества в необходимых объектах, работах и услугах. Сфера применения рассматриваемого направления может быть расширена за счет ее распространения на предприятия (об этом свидетельствует, в частности, опыт ФРГ). В этом случае предприятие определяет круг работ, не входящих в его прямые обязанности, организуя для их выполнения рабочие места с привлечением безработных и оплатой труда из средств предприятия и фонда занятости.

Четвертое направление - создание рабочих  мест для лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала. Несмотря на явно выраженную социальную направленность, и в этом случае сохраняется первичное значение спроса на рабочую силу с тем лишь отличием, что содержание и характер работы при выполнении заказов на те или иные виды изделий или услуг должны в полной мере учитывать индивидуальные ограничения физических возможностей человека, в то же время способствуя его трудовой реабилитации. С этой целью должна осуществляться политика поддержки предприятий, создающих указанные рабочие места как по собственной инициативе, так и в порядке квотирования путем освобождения их от налогов на прибыль от реализации соответствующей части продукции.

2. Стимулирование предложения рабочей  силы. Оно отражает потребности  и интересы работника, руководствующегося  главным мотивом - получить работу, устраивающую по содержанию, условиям труда и оплате.

Первое и основное направление  политики стимулирования предложения  рабочей силы - содействие профессиональной подготовке и переподготовке, ориентированной  на занятость с учетом персональных интересов, а также содействие трудоустройству (включая профориентацию и профконсультирование).

Второе направление - информационные компании и другие меры стимулирования активных поисков работы и содействия занятости, включая самозанятость. Меры по содействию самозанятости - льготное налогообложение и предоставление кредита на выгодных условиях для приобретения необходимых средств производства. К этому направлению следует отнести и скоординированную и взвешенную миграционную политику, включающую субсидирование территориальной подвижности и построенную с учетом ситуации на рынке труда и с задачей его максимальной мобилизации.

Зарубежные исследователя выделяют в настоящее время три модели политики стимулирования занятости  в промышленно развитых странах, исходя из признания тесной связи  между темпами экономического роста, занятостью и производительностью. При сокращении темпов экономического роста занятость в большей или меньшей степени зависит от снижения или повышения показателей производительности труда в стране.

Первая модель, которую иногда называют американской, предполагает создание рабочих мест с низкой производительностью для значительной части трудоспособных граждан, которые имеют, соответственно, и низкие доходы. Формально безработица уменьшается, но появляется обширный класс «новых бедных» - работающей бедноты.

Вторая модель, присущая в основном Скандинавским странам, ориентируется  на обеспечение занятости практически  для всей рабочей силы путем создания рабочих мест в государственном  секторе со средними, удовлетворительными  условиями труда и оплаты. Недостаток такой политики - расчет только на государственные финансовые средства, ограничение и истощение которых (подстегиваемое еще инфляцией) неминуемо ведет к спаду производства и резкому сокращению рабочих мест.

Наконец, третья модель политики занятости, которую называют европейской, основывается на сокращении числа занятых при повышении производительности труда и, соответственно, росте доходов работающей части населения. Такая политика требует создания дорогостоящей системы пособий для увеличивающегося количества безработных. Самые неприятные последствия такой политики - длительная, устойчивая безработица и непомерная ноша социальных, экономических и финансовых издержек, связанных с ней.

Новые процессы и тенденции в  экономике и сфере занятости повлияли на изменение политики регулирования рынка труда, причем как на макроуровне, так и на микроуровне.

На макроуровне новые подходы  в политике занятости промышленно  развитых стран проявляются в  повышении гибкости рынка труда, сдерживании расходов на рабочую силу, которое, в частности, выражается и в свертывании социальных программ на уровне государства. При этом сохраняется стимулирование активной политики занятости путем финансирования дополнительных рабочих мест, расширения систем обучения и переобучения. Появились проекты реформирования систем страхования по безработице, предусматривающие ужесточение условий выплаты пособий.

Новыми можно считать попытки  усилить роль бизнеса в решении  социальных проблем и, в частности, проблем занятости. Правительства многих европейских стран ориентируют частный сектор на более активное участие в совместном регулировании социальных проблем, не ограничиваясь выделением средств на социальные нужды.

Изменение внутрифирменной политики в области занятости связано  со стремительным ростом издержек на рабочую силу. Экономический спад существенно усилил этот процесс. Конкретно политика предпринимателей и их объединений проявляется в форме традиционного сдерживания роста заработной платы, удлинения продолжительности рабочей недели, более широкого использования неполной занятости, временной работы и т.д. Как реакция на обострение кризисных явлений появились и некие новации со стороны предпринимателей, а именно - сокращение программ социального страхования в фирмах, включая медицинское и дополнительное пенсионное страхование. Но при этом повышение требований к качеству рабочей силы заставляет их расширять программы профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации. Своего рода компенсацию предприниматели получают, проявляя гибкость в вопросах найма, увольнения и перемещения работников в фирмах, применения различных режимов труда в интересах фирмы.5

2.3. Реклама как метод обеспечения соответствия структуры подготовки кадров структуре занятости населения

Важнейшей составляющей в комплексе маркетинговых коммуникаций является реклама. Причем если в сфере материальных товаров серьезную конкуренцию ей, как по результативности, так и по величине бюджетных отчислений составляет выставочная и ярмарочная активность, то в маркетинге рабочей силы с рекламой может соперничать только формирование благоприятного общественного мнения, «public relations».

Рекламу в целом отличает от других форм коммуникаций как минимум три  основные черты. Неличный характер обособляет рекламу от личных контактов; платность - от ряда приемов формирования благоприятного общественного мнения; четкость определения заказчика - от пропаганды, заказчик которой часто бывает скрыт от несведущего глаза.

Особенность рекламы в маркетинге рабочей силы состоит в том, что ее содержание определяется целями деятельности субъектов рынка труда. Различают следующие виды рекламы:

1. Реклама работодателя.

2. Реклама посредника.

3. Реклама собственника рабочей  силы (самореклама).

Деятельность рекламодателей подчинена  целям и задачам маркетинга рабочей силы, служит инструментом обеспечения успешной деятельности субъектов рынка труда. Наиболее целесообразными для связи друг с другом субъектов рынка труда предоставляются следующие средства:

  • личные контакты - визит субъекта рынка труда к другому, переговоры между субъектами рынка о найме или занятости вакансий и специалистов на ярмарках, на днях открытых дверей. Во время этих контактов вручается печатная реклама (анкеты, проспекты, буклеты, визитные карточки и т.д.) посвященные возможным трудовым отношениям или вариантам занятости;
  • почта - прямая почтовая рассылка («директ мейл»), распространение печатных рекламных материалов (проспектов, резюме, листов саморекламы, листовок и т.п.) по специально подобранным адресам потенциальным партнерам по трудовым отношениям или занятости, а также по адресам редакций газет и журналов и иных важных для субъекта рынка труда адресатов.

Листок саморекламы состоит  из краткой справки о себе и  сопроводительного письма. Краткая  справка должна дать представление о возможностях соискателя, образовании, предшествующих занятиях, профессиональной подготовке, опыте работы и личных качествах, при этом она должна занимать не более одной страницы. Цель справки - добиться положительного отклика от потенциальных работодателей.

Написать сопроводительное письмо, пожалуй, сложнее, чем подготовить  справку. Оно должно быть убедительным, профессионально выдержанным и  интересным. В идеале оно призвано поставить соискателя выше всех претендентов на должность. Для каждой организации следует писать и печатать отдельные послания с учетом ее специфики. Письмо должно содержать описание должности, на которую будущий работник претендует, пробуждать интерес, давать представления о квалификации и сообщать, как с соискателем можно связаться. В сопроводительном письме указывается фамилия, а не просто титул должностного лица, к которому автор обращается. Отправив письмо, следует через некоторое время позвонить в фирму.

  • пресса, в первую очередь, специализированная (например «Биржа труда»), в ней размещают рекламные объявления о спросе и предложении рабочей силы, о предоставлении образовательных услуг;
  • аудио-визуальные средства (радио, телевидение, кино, специальные видеоустановки на ярмарках рабочих мест, слайдфильмы и т.п.);
  • рекламные щиты, плакаты (различного рода изобразительные и текстовые послания, помещаемые, как правило, рядом с местонахождением рекламодателям).

Частота использования тех или  иных средств рекламы субъектами рынка труда различна (табл. 1). Наиболее распространенными средствами являются личные контакты и газеты. И наоборот, слишком редко используется телевидение.

Таблица 1.

Частота использования средств  рекламы субъектами рынка труда.


Поскольку любая реклама связана  с расходами, то любой канал распространения  рекламных посланий следует выбирать исходя из его рациональности, поэтому проводится специальная работа, анализирующая каналы массовой информации по следующим критериям:

  • охват (т.е. до какого возможного числа адресатов удасться донести послание при обычных средних условиях);
  • доступность (иными словами, сможет ли рекламодатель воспользоваться данными каналами в любой нужный момент, а если нет, то насколько возникшие ограничения снизят эффективность рекламы);
  • стоимость (общие расходы на одну публикацию (передачу) данного рекламного послания, скидки на многократность, стоимость одного рекламного контакта с учетом тиража (число зрителей, слушателей);
  • управляемость (т.е. получит ли рекламодатель возможность передавать по этому каналу сообщения именно той целевой группе воздействия, которая необходима);
  • авторитетность (насколько данный канал пользуется уважением со стороны субъектов рынка труда);
  • сервисность (т.е. надо ли представлять рекламное послание в абсолютно готовом виде для печатания (передачи) или можно рассчитывать на то, что профессионалы выполнят подготовку текста, фотосъемку, создадут телефильмы и т.д.).6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственное регулирование рабочей  силы должно быть ориентировано на обеспечение рациональной занятости  и снижение безработицы. Рыночный механизм сам, естественным образом, должен воспроизводить рациональную структуру производства, а значит и занятости. Но если исходить только из естественного процесса, то к рациональной структуре занятости населения можно прийти лишь с большими издержками через много лет. В этом заключается противоречие между, с одной стороны, формированием рациональной структуры производства и занятости, а с другой - экономическим механизмом рыночной экономики. Вмешательство государства в экономику с целью разрешения этого противоречия просто необходимо.

Информация о работе Методы обеспечения соответствия структуры подготовки кадров структуре занятости населения