Методы оценки персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 17:18, реферат

Описание работы

Овладение современными методами управления для российских предприятий - задача не только важная и актуальная, но и сложная. Сложность заключается в несовершенстве условий нашей хозяйственной деятельности, а также в хроническом и ускоренно нарастающем отставании от высокоразвитых стран мира в области управления. Наиболее отчетливо это проявляется в последние годы по мере укрепления так называемой вертикали власти, а проще говоря - ничем не оправданной бюрократизации всех уровней управления в государстве и бизнесе. Дело в том, что системы и методы управления, применяемые в настоящее время в России, - это подходы, применяемые, в лучшем случае в высокоразвитых странах, 50 - 60 лет назад и улучшение в этой ситуации началось совсем недавно.

Файлы: 1 файл

методы.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

Для работников предприятий или фирм первого  уровня конкурентоспособности фактор управления является как бы «внутренне нейтральным». Они считают, что если в их компаниях был когда-то поставлен регулярный менеджмент, то управление на конкурентоспособность уже никак не влияет. Свою роль эти менеджеры видят только в том, чтобы обеспечить стабильность производства, выпускать продукцию без особых затей, не заботясь ни о совершенствовании производства и управления, ни о «сюрпризах» для конкурентов и потребителей. Они уверены, что качество их изделий достаточно для потребителя, и любые дополнительные усилия на производстве или в управлении считают излишеством. Функции кадровых служб - это подбор, подготовка и повышение квалификации персонала.

Такой подход может  принести компании успех, если она сумеет найти на рынке место, свободное  от конкуренции. Обычно это характерно для малого или среднего предприятия, ориентирующегося на нишу рынка. Но по мере увеличения масштабов бизнеса может случиться, что компания или перерастет эту нишу или вступит в конкуренцию на новом сегменте рынка, или ниша сегмента станет растущим рынком, привлекательным для других производителей. В итоге, рано или поздно конкуренция из далекой и неясной становится близкой и зримой. Одного умения выпускать продукцию надлежащего качества и наладить регулярный менеджмент недостаточно. Нужно позаботится о том, как превзойти стандарты, предложенные конкурентами в области цен, издержек производства, качества, точности поставок, уровня обслуживания и т.п.

2.1 Характерные черты кадрового менеджмента предприятия разных уровней конкурентоспособности.

персонал оценка аттестация показатель

Характерными  чертами кадрового менеджмента  российского предприятия первого уровня конкурентоспособности являются следующие черты:

А) понимание  того, что функции кадровой службы не исчерпываются исключительно  учетными функциями и могут быть расширены в рамках прежнего статуса и штатной численности этой службы.

При подборе  кадров на должности руководителей  и специалистов считается достаточным  для кандидатов наличие его послужного списка, соответствующего должности (прежде всего опыта предшествующей работы), без организации конкурсного отбора, тщательного и всестороннего тестирования кандидата.

Недостаточное внимание уделяется квалификации и  мотивации работников, вопросам управления персоналом в целом. В этом случае, как правило, мы видим высокую текучесть кадров. Считается, что при необходимости увеличить объем производства можно свободно нанять дополнительный персонал, не задумываясь о том, что такой подход, скорее всего, негативно отразится на качестве продукции, а значит, и на ее конкурентоспособности. Весьма спокойное отношение к текучести кадров происходит от уверенности в том, что незаменимых людей не бывает. Отсюда и ограниченные инвестиции в человеческий капитал. Зачем тратить усилия и средства на развитие кадрового потенциала, готовить квалифицированные кадры с институтской скамьи, когда можно набрать нужных работников со стороны?

Решающее слово  при назначении на должность принадлежит  непосредственно руководителям, решение  принимается ими самостоятельно, без экспертного заключения или даже согласования с кадровой службой.

Б) непонимание  роли фактора управления в целом.

При этом вопросы  совершенствования структур и систем, форм и методов управления считаются  излишеством. Ставка делается на то, что  было целесообразным или хорошо зарекомендовало себя в прошлом.

Доминирование компаний первого уровня конкурентоспособности  обусловлено, с одной стороны, слабостью  конкуренции на внутреннем рынке, с  другой стороны, тесными связями  уцелевших на рынке предприятий  с местными или федеральными органами власти, бюджетными деньгами.

Компании второго  уровня конкурентоспособности стремятся  сделать свои производственные и  управленческие системы «внешне  нейтральными». Это означает, что  такие предприятия должны полностью  соответствовать стандартам, установленным их основными конкурентами на конкретном рынке (в отрасли или регионе). Они пытаются воспроизвести у себя то, что делают фирмы - лидеры: стремятся максимально заимствовать технические приемы, технологии, методы организации производства у ведущих предприятий отрасли; приобретать сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия из тех же источников, что и их главные конкуренты; следуют тем же принципам и подходам в управлении качеством продукции и эффективности производства (процессный подход), устанавливают похожие по характеру отношения с работниками на своем производстве (включая системы организации и стимулирования труда); начинают внедрять системы аттестации и оценки персонала.

Однако часто  заимствование передовых методов  и систем управления осуществляется формально, без тщательного анализа  сущности той или иной управленческой технологии, без условий ее адаптации  к специфике предприятия или  фирмы. В результате кадровые службы создаются только потому, что так положено, что это уже есть у лидеров бизнеса. Системы аттестации и оценки персонала применяются без серьезного пересмотра функций, статуса и полномочий кадровых служб. Некоторые предприятия уже достигли второй стадии и пытаются применять самые современные подходы в работе с персоналом.

К особенностям предприятий второго уровня конкурентоспособности  относится следующее:

А) дальнейшее расширение функций кадровой службы и возрастание  ее роли в подготовке и обосновании  всех кадровых решений.

Б) стремление создать  интегрированную кадровую службу, в  том числе и путем изменения  статуса кадрового менеджмента  в организации.

В) Изменение  кадровой политики. Ставка делается не на руководителя или специалиста  вообще, а на учет его квалификации и способности придать новый импульс в развитие бизнеса компании. Такие фирмы стремятся, если понадобится, пригласить к себе на работу управляющих и специалистов из лучших компаний той же отрасли, полагаясь в основном на их высокую квалификацию и профессиональные качества, без учета специфики конкретного предприятия или производства.

Г) ориентация на наиболее распространенные типовые  управленческие технологии, обеспечивающие сегодня успех на рынке основным конкурентам. Здесь совершенствование  организации и стимулирование труда, систем управления осуществляются по принципу «разумной достаточности».

Д) системы аттестации и оценки персонала базируются на анализе соответствия должности  и результатов ее исполнения для  индивидуального работника с  целью сделать более обоснованными сокращение штатов, перемещения работника внутри компании. Здесь основной формой работы является работа аттестационной комиссии.

Нужно помнить, что любая копия всегда хуже оригинала. На определенном этапе прямое заимствование  передового опыта уже не прибавляет конкурентоспособности фирме. Перед руководством таких компаний возникает вопрос: если их предприятия имеют другие сравнительные преимущества в конкуренции на рынке, чем их основные соперники, то зачем им нужно обязательно придерживаться общих стандартов организации производства и управления, установившихся в отрасли? Те, кто находит правильные ответы на этот вопрос, обычно «дорастают» до предприятий третьего уровня конкурентоспособности и становятся в один ряд с лидерами отраслей.

Производство же в компаниях, достигших третьего уровня конкурентоспособности, становятся как бы «поддерживаемыми изнутри». На его развитие сориентированы все другие подразделения организации. Ставка делается на развитие организации, постоянное совершенствование всех систем управления, включая кадровую службу. Здесь уже речь идет о формировании полноценной интегрированной кадровой службы, основными чертами которой является следующее:

А) набор функций  кадровой службы наиболее широк. Причем традиционные направления деятельности (учет, ведение личных дел, регистрация) не определяют главное содержание их работы.

Б) каждый работник, особенно проработавший в компании длительное время, рассматривается  как ценность для компании, потеря (уход, увольнение) которого не выгодно с чисто экономической точки зрения (теряются затраты на его подготовку и повышение квалификации, его компетентность, знание специфики бизнеса компании чрезвычайно важны). Отсюда текучесть кадров сводится к минимуму.

В) ориентация на постоянное совершенствование наиболее распространенных управленческих технологий. Здесь совершенствование организации и стимулирование труда, систем управления осуществляется уже не по принципу «разумной достаточности», а становятся важнейшей составной частью корпоративной культуры.

Г) системы аттестации и оценки персонала направлены на развитие потенциала отдельного работника, на планирование его карьеры, на содействие тому, чтобы каждый сотрудник организации  мог наиболее полно раскрыть свой личностной и квалификационный потенциал.

Д) статус интегрированной  кадровой службы в организации повышается. Ее руководитель не только становится подотчетным непосредственно первому  должностному лицу компании, но и интегрирует  ряд функций и соответствующие  службы, ранее подотчетные другим высшим руководителям фирмы.

В российском бизнесе  компаний, реально достигших второго  уровня конкурентоспособности, очень  незначительное количество. Поэтому  задача на ближайший период - подняться  до третьего уровня конкурентоспособности, т.е. попытаться построить в России управление так, как это делают лучшие компании мира, и одновременно видеть общее направление развития систем эффективного управления.

Однако есть компании, которые оказываются впереди  конкурентов на многие годы. Это  компании, которым удалось достичь четвертого уровня конкурентоспособности, компании с производством мирового класса. Они не стремятся копировать опыт лучших фирм отрасли, а хотят превзойти самые жесткие из существующих стандартов. В них уже созданы полноценные интегрированные кадровые службы, выполняющие широкий набор функций и отвечающие за все аспекты кадровой политики. Здесь развитие кадрового потенциала рассматривается как один из важнейших аспектов обеспечения долгосрочного успеха в конкурентной борьбе. Основными чертами кадрового менеджмента на четвертом уровне являются следующие черты:

А) совершенствование управленческих технологий ориентировано на достижение наивысших стандартов эффективности  с точки зрения реализации главных  целей фирмы. Совершенствование  организации и стимулирования труда, систем управления осуществляется в направлении превзойти все то лучшее, что есть у конкурентов.

Б) системы аттестации и  оценки персонала направлены на развитие потенциала не отдельного работника, а  команды руководителей и специалистов. Все, что касается планирования карьеры, методик оценки, осуществляется с учетом данного направления.

Итак, мы можем заметить, что с изменением организации  происходит и изменение в кадровой службе. Чем больший уровень конкурентоспособности  имеет организация, тем более важную роль начинает играть в ней кадровая служба. От степени эффективности ее работы в последующем зависит благополучие всей организации в целом.

2.3 Подходы к оценке персонала

В науке управления персоналом можно выделить два подхода  к оценке персонала.

Первый подход - традиционный, предполагает оценку персонала, ориентированную  на результат проделанной работы. Второй подход - современный, предполагает оценку персонала, ориентированную  на развитие компании.

Традиционный подход к  оценке персонала преследует следующие цели:

- продвижение  сотрудников компании по службе  или принятие решений о перемещении  их в другой отдел;

- информирование  сотрудников о том, как руководство  компании оценивает их работу;

- оценку вклада  каждого сотрудника в отдельности,  а также структурных подразделений в целом в достижение целей компании;

- принятие решений,  связанных с уровнем и условиями  оплаты труда;

- проверку и  диагностику решений, связанных  с обучением и развитием персонала.

Традиционный  подход был основан на том, что  аттестация персонала была в первую очередь связана с оценкой проделанной работы, с проверкой соответствия работника занимаемой должности посредством выявления его способностей выполнить должностные обязанности.

Следует различать  традиционный подход - отечественный  и зарубежный. Эти различия заключаются в целях, методах и результатах аттестации и оценки персонала. Традиционный отечественный подход носил в основном более формальный характер, был признан пост - фактум обосновать те или иные кадровые решения. Традиционная зарубежная система аттестации и оценки персонала рассматривается в основном в рамках управления по целям. Как правило, технология такого управления включает следующие компоненты:

- определение  миссии компании, ее целей и  стратегии по их реализации;

- установку  индивидуальных целей сотрудников и менеджеров организации исходя из ранее определенных целей компании;

- периодическую  оценку степени достижения индивидуальных  целей;

- обучение и  помощь сотрудникам;

- определение  вознаграждения сотрудникам за  успешное достижение целей и выполнение поставленных задач.

Оценка персонала, простроенная на традиционном управлении по целям, позволяет повысить контроль за работой и ее результатами, связывать  цели компании с индивидуальными  целями сотрудников, оценивать сотрудников  на объективной основе, а не на субъективном мнении линейных руководителей, создать объективную базу для определения вознаграждений за достигнутые результаты и принятия решений о продвижении.

В то же время  опыт применения традиционной системы  оценки персонала во многих западных компаниях оказался малоэффективным или вообще неудачным. Проблема заключается в том, что хотя эта система вполне логична и должна приносить результаты, она построена на ряде допущений, которые далеко не всегда применимы на практике.

Во-первых, традиционная система оценки персонала предполагает, что результаты работы компании представляют собой простую сумму результатов работы каждого сотрудника компании.

Современная практика же показывает, что результаты работы компании напрямую зависят от взаимодействия между сотрудниками, от командной работы, а не только от индивидуальных успехов. Взаимодействие между сотрудниками, являясь ключевым фактором эффективности организации, выпадает из традиционной системы управления по целям.

Информация о работе Методы оценки персонала