Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 17:22, курсовая работа
Оценка работника представляет собой процедуру, проводимую с целью выявления степени соответствия личных качеств работника, количественных и качественных результатов его деятельности определенным требованиям.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДЕЛОВЫХ И ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ……………………………………...5
1.1 Характеристика оценки деловых и личных качеств руководителя…………..5
1.2 Методы оценки деловых и личных качеств руководителя на процесс управления………………………………………………………………………….13
1.3 Принципы отбора и расстановки персонала в зарубежных странах………..18
2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ДЕЛОВЫХ И ЛИЧНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ В ГОМЕЛЬСКОИ РАЙПО...……………………………..22
2.1 Организационно-экономическая характеристика Гомельского райпо.…….22
2.2 Организационные аспекты оценки персонала в Гомельском райпо………..27
2.3.Методы оценки персонала и планирование карьеры в Гомельском райпо, и их анализ……………………………………………………………………………32
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..49
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….....
Деловая оценка персонала выступает в качестве обратной связи с руководством, по ее результатам оценивают, в том числе, эффективность реализуемой кадровой политики, системы управления персоналом и т.д.
Коэффициент внутренней мобильности персонала рассчитывается как отношение числа сотрудников, сменивших должности в течение анализируемого периода, к среднему числу сотрудников, трудовому потенциалу организации:
Однако планирование карьеры персонала на предприятии не осуществляется. Информирование сотрудников Гомельского райпо о вакантных местах и необходимой квалификации не производится.
Система, в соответствии с которой работники могут претендовать на эти места не разработана и не указана.
Помощь работникам в планировании карьеры не оказывается.
Анализ рабочих мест проводится по следующим направлениям:
- анализ производительности
- анализ укомплектованности
- стратегический анализ [1 c. 165]
Одним из главных направлений работы отдела кадров и трудовых отношений является организация непрерывной, профессиональной подготовки работающих на предприятии. План повышения квалификации на год разрабатывается с учетом обучения резерва, результатов аттестации, предлагаемых изменений в производстве.
В 2011 году по плану в Гомельском райпо прошли обучение 26 человек. Обучение проходило по техническим дисциплинам, экономическим, охране труда и техники безопасности, управлению персоналом.
Таким образом, в настоящий момент в Гомельском райпо организация деловой оценки персонала несовершенна: в оценке руководителей подчиненные не принимают участия, а аттестации зачастую проводятся лишь формально. Исходя из этого, сложно говорить о полной эффективности существующей организации оценки персонала и возникает необходимость ее совершенствования.
2.3.Методы оценки персонала и планирование карьеры в Гомельском райпо, и их анализ
Оценку эффективности использования трудового потенциала в Гомельском райпо осуществляет заместитель директора по экономике - главный бухгалтер, который ведает бухгалтерским учетом, технико-экономическим планированием, нормированием, экономическим стимулированием, несет персональную ответственность за своевременность и правильность ведения бухгалтерского учета на предприятии, состояние экономики предприятия и организационно - экономический уровень производства, обеспечение финансирования хозяйственной деятельности предприятия, финансовое планирование, осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, банком, бюджетом, анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия и ведение финансового учета.
Рассмотрим основные методы оценки деловых и личных качеств руководителей и специалистов, применительно к деятельности Гомельского райпо.
Рассмотрим пример качественной методики оценки руководителя Гомельского райпо:
Руководителем Гомельского райпо является Глазко Раиса Ивановна. Руководители-женщины в настоящее время представлены во всех сферах деятельности. Можно привести немало примеров того, как великолепно руководители-женщины справляются со своей работой.
На основании проведённых исследований можно говорить о том, что отличает руководителя-женщину от руководителя-мужчины: высокая проницательность, хитрость, образное восприятие мира, мечтательность, сильный самоконтроль поведения, эмоциональная неустойчивость, тревожность. При принятии решений чаще опираются на интуицию, чем на логику. Любую информацию воспринимают эмоционально-образно, чувствительны к нюансам в общении, отношениях. А поэтому здесь уместно отметить, что руководители-женщины проявляют больший, по сравнению с мужчинами, интерес к межличностным отношениям.
Основными личностными качествами данного руководителя являются:
Для того чтобы стать хорошим руководителем одних личных качеств мало. Очень важны также качества деловые. Руководитель Гомельского райпо обладает следующими из них:
Руководитель райпо при постановке задачи не использует лишних слов, задача ясна и лаконична. Также очень важно контролировать процесс выполнения работы, таким образом можно своевременно выявлять ошибки, исправлять из сразу же, а не тратить время на то, чтобы искать их в уже представленной выполненной работе;
Рассмотрим сследующий метод оценки руководителей и специалистов в Гомельском райпо – Оценка на основе анализа труда.
Таблица 2.6 Рейтинговая таблица директора Гомельского райпо по результатам работы за 1 кв. 2011 г.
Показатели |
Стандарты исполнения |
Фактические результаты |
Оценка (балл оценочной категории) | ||
«хорошие» |
«выдающиеся» |
факт |
возможная оценка | ||
Наличие стратегического плана |
есть |
научный подход к планированию |
есть |
3 |
5 |
Наличие краткосрочного плана |
есть |
научный подход к планированию |
есть |
3 |
5 |
Выполнение плана по прибыли от продаж |
100 % |
более 100 % |
95,61 % |
1 |
5 |
Количество привлечённых новых поставщиков |
2 |
5 |
1 |
2 |
5 |
Количество привлечённых новых покупателей |
2 |
5 |
2 |
3 |
5 |
Количество жалоб со стороны партнёров |
1 % |
0,1 % |
0,5 |
4 |
5 |
Количество критикуемых на общем собрании учредителей |
5 % |
0 % |
12 % |
0 |
5 |
Количество делегированных управленческих задач |
70 % |
90 % |
30 % |
0 |
5 |
Наличие системы оценки персонала |
есть |
научный подход к оценке персонала |
нет |
0 |
5 |
Наличие связи между системой оценки персонала и системой мотивации |
связь установлена |
мотивация в зависимости от результатов работы |
нет |
0 |
5 |
Реакция персонала на существующую систему мотивации |
система мотивация оценивается хорошо |
полная удовлетворённость системой мотивации |
оценивается неудовлетво-рительно |
0 |
5 |
Процент выполнения управленческих решений |
99 % |
100 % |
68,22 % |
0 |
5 |
Выполнение директором указаний общего собрания учредителей |
99 % |
100 % |
71,43 % |
0 |
5 |
Итоговый балл (оценка) |
16 |
65 |
Примечание. Источник: собственная разработка на основании данных Гомельского райпо.
Рассмотрим поэтапно проведённую оценку труда директора Гомельского райпо за 1-й квартал 20011 г., то есть, рассмотрим процесс заполнения рейтинговой таблицы.
На предприятии имеется стратегический план развития. Данный план составлен с перспективой на 5 лет. В декабре 2010 г. состоялось общее собрание учредителей, где этот план был рассмотрен и утверждён. На собрании была дана оценка стратегическому плану. Как недостаток, было отмечено, что этот план составлен без проведения глубокого анализа ситуации на рынке, а также, не имеет под собой научную основу.
С краткосрочным планом Гомельского райпо сложилась такая же ситуация, что и со стратегическим планом. Поэтому данному критерию была дана оценка – 3 балла.
Как видно из основных финансовых результатов Гомельского райпо за 1-й квартал 2011 г. план по прибыли от продаж на предприятии не выполнен (выполнен на 95,61 %). Прибыль является основным показателем работы фирмы. Конечно, факторов влияния на прибыль множество, и можно спорить о роли руководителя в её формировании, но следует согласиться, что выполнение плана по прибыли – это заслуга руководителя предприятия. Дело в том, что план по прибыли устанавливается на предприятии уже с учётом различных факторов, влияющих на неё, и достижение плана зависит в первую очередь от труда руководителя, от той системы контроля, которая существует на предприятии.
Основной причиной невыполнения плана по прибыли стало снижение фактически полученной выручки от продажи товаров по сравнению с плановым заданием. Кроме этого, отрицательно на прибыль от продаж повлиял рост среднего уровня издержек обращения. Таким образом, данному критерию (выполнение плана по прибыли от продаж) была дана оценка – 1 балл.
Данный критерий определяет ход выполнения одной из основных задач любого предприятия – расширение партнёрства. Убыль партнёров – это естественный процесс. Задача руководства фирмы – организовать партнёрский резерв. Постепенно замещая не выгодных партнёров более выгодными, можно добиться роста общей прибыли.
Установление критериев оценки количества привлечённых партнёров исходит из прошлого опыта. Соответственно, данным критериям поставлена оценка 2 и 3 балла.