Методы оценки управленческого персонала в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:59, контрольная работа

Описание работы

Организации существуют для достижения стоящих перед ними целей. Степень реализации этих целей показывает насколько эффективно действует организация, т.е. насколько эффективно используются организационные ресурсы.
Создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности очень сложно, поэтому на сегодняшний день существует несколько систем оценки персонала, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки.

Содержание работы

Введение.

1. Критерии оценки (основные требования к персоналу). 4-5
2. Правовые аспекты оценки персонала. 6
3. Система оценки персонала на предприятии. 7
4. Классификация методов оценки качества служащих предприятия. 8-9
5. Экспертные оценки. 10-16
6. Сущность методов оценки персонала предприятия. 17
6. 1. Оценка по методу черт 17
6.2. Оценка на основе анализа труда. 18
6.3. Функциональная оценка. 19
6. 4. Методика определения стиля руководства. 19
6. 5. Оценка по результатам деятельности коллектива. 20
6.6. Метод анализа структуры управленческой деятельности. 21
6. 7. Целевой метод оценки. 21
7. Диагностическая система оценки 22-24
Заключение. 25-26
Список используемой литературы. 27

Файлы: 1 файл

К.Р по Оценке персонала.docx

— 66.27 Кб (Скачать файл)

Руководители оцениваются  также по результатам внедрения  и использования новой техники  и технологии, темпам освоения новой  продукции. В основе такого способа  оценки - признание влияния руководителя на формирование итоговых показателей  деятельности коллектива. Анализируемые  параметры свидетельствуют о  том, насколько хорошо и с какими издержками руководитель выполняет  свою конечную задачу - эффективно достигает  цели совместной деятельности, получает определенные результаты. При всей значимости такой оценки и она  не позволяет определить меру активности и усилий самого руководителя, его  личный вклад в достижение полученных результатов, что важно при его  индивидуальной оценке как субъекта труда.

Оценка по результатам  является признанным способом определения  успешности любой деятельности, что  в случае анализа сложного управленческого  труда является непростой задачей. Отдельные показатели результатов  управленческой деятельности содержатся в некоторых комплексных методиках, сам же способ не является достаточно разработанным и в полной мере не используется на практике. Однако представляется, что нет такого труда, итоги -которого не удалось бы представить в определенном масштабе их полезности и социальной значимости. Необходимость и целесообразность перехода к оценке руководителей по результатам их специфической организаторской деятельности являются насущными и очевидными.

6.6. Метод  анализа структуры управленческой  деятельности.

Анализ структуры  управленческой деятельности позволяет  говорить о том, что результаты труда  руководителя укладываются в параметрах тех объектов, на которые направлена его активность. Деятельность руководителя приводит к преобразованию управляемых  объектов, точнее к изменению (или  сохранению на требуемом уровне) определенных их характеристик, необходимых для  реализации целей управления и важных для совместной работы.

Так , к числу  результатов деятельности руководителя могут быть отнесены создаваемая  структура функциональных ролей  в коллективе, формируемый порядок  делового взаимодействия и общения, качество подготовки персонала, поддерживаемый микроклимат, восприимчивость управляемой  системы к нововведениям, организационная  целостность, ценностно-ориен-тационное  единство коллектива и ряд других характеристик.

Имеется в виду, что руководитель уделял внимание этим вопросам, их решение входило в  сферу его деятельности в оцениваемом  периоде времени и стало возможным  благодаря успешной реализации им своих  управленческих функций и применяемым  средствам управления. В противном  случае достижение требуемых параметров должно быть связано не с активностью  оцениваемого субъекта управления, а  с действием других факторов. На основе анализа выполнения основных управленческих задач в отношении  конкретных объектов управления и определения  в этом меры личных усилий руководителя могут быть оценены результаты его  деятельности.

6. 7. Целевой  метод оценки.

По содержанию целевой  метод близок к методу оценки по результатам. Известно, что цели - предвосхищаемые  результаты деятельности. Процесс оценки в этом случае состоит в том, чтобы  определить, насколько компетентно  руководители устанавливают цели (масштабные, но достижимые) и как хорошо работают поих достижению.

Целеполагание лежит  в основе любого управления и является важнейшим элементом управленческого  труда. В настоящее время целевое  управление рассматривается как необходимый компонент эффективного руководства. Кроме того, трудно ожидать от руководителя (как и от любого другого работника) эффективного труда, пока остаются неясными его конечные результаты или хотя бы не намечены ориентиры, к которым ему необходимо стремиться. Этим определяется то рациональное основание, на котором строится данный способ оценки.

Достоинством подхода  является возможность планировать  и контролировать деятельность руководителей, намечая ее цели и отслеживая степень  их реализации. Информация, полученная в ходе такой оценки, позволяет  судить о том, насколько хорошо сработал руководитель, были ли достигнуты намеченные цели управления.

Слабой стороной целевой оценки является то обстоятельство, что руководитель может достигать  и не достигать целей не по своей  воле. И дело здесь не только в  разграничении компетенции, но и  в необходимости учета неконтролируемых или непредвиденных факторов - тех  обстоятельств, которые могут в  значительной мере повлиять на результаты деятельности руководителя независимо от его личных усилий. Поэтому с  помощью этого метода оценивается  только оперативная работа руководителей. И хотя целевая оценка не получала еще должной теоретической и  методической разработки, такой способ рассматривается специалистами  как один из многообещающих.

7. Диагностическая  система оценки

Распространенными являются разработка и использование  комплексных методик. С точки  зрения содержания производимой оценки это предполагает наличие одновременно нескольких предметов в структуре используемой информации. Иначе говоря, суждение о ценности руководителя основывается на различных основаниях.

Так, одна из систем общей деловой оценки руководителей, доведенная не только до уровня практической реализации, но и автоматизации, включает такие три группы критериев:

  • профессиональные качества,
  • уровень выполнения плановых заданий по основным показателям подчиненным им коллективов,
  • уровень организации труда, производства и управления в этих коллективах.

Предлагается также  такая модель содержания оценки управленческого  персонала, которая включает три  интегрированные оценки:

  • личности работника (знаний, навыков, умений, черт характера),
  • труда работника (затрат времени, сложности труда) и
  • результатов труда (индивидуальных, вклада в управленческие показатели работы аппарата, вклада в производственные результаты деятельности объекта управления).

Безусловно ,достоинством оценки, основанной на комплексном  подходе, является многоаспектность отражения  сложного и многогранного труда  руководителя. Однако выделение различных  сторон деятельности для оценки требует  применения различных методов и  разработки совершенно особого инструментария для получения и анализа необходимой  информации по разным основаниям, что  не всегда выдерживается.

Примером комплексной  оценки деятельности руководителя служит диагностическая система.

Диагностическая система (ДС) может быть использована в следующих  направлениях:

  • как средство оценки руководителя при конкурсном отборе руководителей, желающих пройти курс обучения;
  • в качестве средства выявления потребностей руководителей в обучении и организации этого процесса;
  • для анализа результатов обучения и получения информации при оценке его эффективности;
  • для получения данных о профессиональных и личностных качествах руководителей при их аттестации.

Диагностическая система  включает более 20 процедур, сгруппированных  в блоки-модули. Для выполнения поставленной задачи подбирается необходимый  состав модулей и самих процедур. ДС является открытой системой и может  быть дополнена другими процедурами.

Состав уже имеющихся "на вооружении" средств диагностики, анализа и обработки данных позволяет  получить многообразную информацию, достаточную для того, чтобы вынести  определенные суждения о каждом руководителе и сравнить его с другими по ряду критериев.

Для конкурса может  быть использовано 10 критериев, на основе которых выводится обобщенный показатель - рейтинг каждого руководителя. Такой подход позволяет освободиться от комплекса психологического эффекта абсолютной оценки личности, что избавляет систему от неизбежного оттенка субъективности. Поэтому относительная оценка кандидата в ряду таких же, как он, в условиях конкурса снижает до приемлемого уровня его желание оспаривать результаты конкурса.

Диагностическая система  позволяет настраиваться на конкретные условия, пожелания и требования заказчика, но в тех пределах, которые  всегда существуют. Несоответствие требований заказчика возможностям системы  в основном может быть свидетельством его неадекватного представления о диагностической системе, а также о том, как он в действительности может распорядиться полученным материалом - информацией о руководителях, ему подчиненных или каким-то образом от него зависимых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Деловая оценка качества персонала организации – это  целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик  персонала (способностей, мотиваций  и свойств) требованиям должности  или рабочего места.

Оценка эффективности  основана на учете специфики труда  служащих (управленцев) и особенностей проявления его результатов.

Служащие – это  работники, труд которых представляет собой ту или иную разновидность  умственного труда. Содержание труда  служащих существенно отличается от труда рабочих: ведь труд рабочих  – преимущественно физический труд. Другое отличие труда служащих состоит  в том, что его результаты трудно поддаются прямому количественному  измерению. Причем результаты труда  управленческого персонала часто  становятся очевидными не сразу, а только по истечении определенного периода  времени, иногда достаточно продолжительного.

Организации периодически оценивают своих сотрудников  с целью повышения эффективности  их работы и определения потребностей профессионального развития. Как  показывают исследования, регулярная и систематическая оценка персонала  положительно сказывается на мотивации  сотрудников, их профессиональном развитии и росте. Одновременно результаты оценки являются важным элементом управления человеческими ресурсами, поскольку  предоставляют возможность принимать  обоснованные решения в отношении  вознаграждения, продвижения, увольнения сотрудников, их обучения и развития.

Выбор методов оценки персонала для каждой конкретной организации является уникальной задачей, решить которую может только руководство  самой организации (возможно с помощью  профессиональных консультантов). Так  же как и система компенсации, система аттестации должна учитывать  и отражать ряд факторов - стратегические цели организации, состояние внешней  среды, организационную культуру и  структуру, традиции организации, характеристики занятой в ней рабочей силы. В стабильных организациях с устойчивой иерархической структурой, как правило, могут эффективно использоваться традиционные методы оценки; для динамичных организаций, действующих в условиях изменяющейся внешней среды, более подходят нетрадиционные методы. При выборе системы оценки необходимо обратить особое внимание на ее соответствие другим системам управления персоналом - компенсации, планирования карьеры, профессионального обучения, чтобы добиться синергетического эффекта  и избежать конфликтов и противоречий.

Собрав во едино  группу высококвалифицированных специалистов по образованию, но не проведя оценку личностных и деловых качеств  каждого в отдельности или  оценку работы группы, руководитель может  получить “трудный коллектив”, как  в психологическом так и в  производственном плане. Не всегда профессиональная оценка совпадает с личностной, и  опытный сотрудник может оказаться  неуживчивым человеком, что внесет дисгармонию в работу коллектива и организации в целом.

В другом примере - сотрудник, которого можно позвать  “душа - человек” или “рубаха - парень”, умеющий найти общий язык и  подход к каждому, как специалист или руководитель может оказаться  никчемным, что в конечном итоге  отрицательно может повлиять на выполнение производственной задачи и цели.

Поэтому многие руководители современных предприятий, причем любой  формы собственности, уже приходят к выводу, что без предварительной  оценки - тестирования, а в дальнейшем проведения аттестации и объективной  оценки сотрудников по всем параметрам не добиться стабильной работы предприятия  и в конечном итоге получения  положительных результатов как  деятельности предприятия так и  каждого из сотрудников.

Следовательно в  проведении объективной оценки и  аттестации должны быть заинтересованы все, как руководители, так и сотрудники.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы.

  1. Возможности применения экспертной оценки в управлении персоналом в торговле. // Менеджмент в России и за рубежом. 1998, №3.
  2. Два подхода к оценке персонала. // Управление персоналом. 1999, №4.
  3. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. М.: ПРИОР, 1998.
  4. Как оценить специалиста? // Управление персоналом. 1998, №9.
  5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело,1992.
  6. Место оценки персонала в системе кадрового менеджмента. // Человек и труд. 1997, №6.
  7. Методические основы оценки эффективности труда служащих. М.: Экономика, 1989.
  8. Организация и оценка персонала. // Служба кадров. 1999, №№1,2
  9. Система трудового потенциала работника.// Социс. 1999, №3.
  10. Управление персоналом организации. Учебник / Под ред. Кибанова А.Я. М.: ИНФРА-М, 1997.

Информация о работе Методы оценки управленческого персонала в организации