Методы подготовки и развития персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 03:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – разработка проекта мероприятий по совершенствованию подбора, отбора и переподготовки персонала гостиничного комплекса [12.С.32].
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач, определивших логику курсовой работы и ее структуру:
- определение потребности в кадрах по категориям работников с учетом основных целей;
- изучение нормативного описания профессиональных требований к рабочим и служащим, исходя из модели рабочих мест

Файлы: 1 файл

проверенная курсовая 2.docx

— 83.40 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

На сегодняшний день в условиях жесткой конкуренции с одной стороны и кризисной тенденции с другой, в сфере   гостиничного бизнеса и туризма, одна из ведущих ролей ложится на персонал. Скажем так: работникам данной сферы уже не достаточно обладать теми компетенциями, которые были актуальны еще какие-то 10 лет назад, поэтому подбор и подготовка персонала становится очень не легким занятием, требующим призматического и щепетильного отношения и индивидуального подхода к каждому потенциальному кандидату. Ведь, в противном случае, риск потерять клиента увеличивается в разы, и соответственно, какой-то части прибыли [24.С.17].

В наше время разработано множество надежных и эффективных технологий отбора персонала. Современный уровень развития науки позволяет использовать самые разные методы поиска нужных специалистов и применять сложные многоступенчатые системы отбора, охватывающие все стороны личности.

Исходя из выше изложенного, выбранная проблема обосновывает актуальность данной работы.

Цель работы – разработка проекта мероприятий по совершенствованию подбора, отбора и переподготовки персонала гостиничного комплекса [12.С.32].  

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач, определивших логику курсовой работы и ее структуру:

- определение потребности в кадрах по категориям работников с учетом основных целей;

-   изучение нормативного описания профессиональных требований к рабочим и служащим, исходя из модели рабочих мест;

- поиск и привлечение персонала, профессиональный отбор и формирование резерва кадров на вакантные должности;

- обеспечить максимально эффективную расстановку персонала по рабочим местам.

 Объектом работы можно обозначить, отбор и переподготову персонала гостиничного комплекса. 

Предметом в данной работе будет являться: совершенствование подбора, отбора и переподготовки персонала гостиничного комплекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты подбора и подготовки персонала гостиничного комплекса

 

1.1 Понятие, сущность и особенности подбора, отбора и подготовки персонала  в гостиничном комплексе

 

В настоящее время  ценность «человеческих ресурсов» признается всеми. Но так было не всегда. Формирование целостной системы поиска и отбора персонала имеет долгую и сложную историю.

Весь период становления системы подбора персонала можно условно разделить на три основные этапа:  донаучный,  классический и  современный [28.С.39].

Донаучный этап начинается еще 4-5 тысяч лет назад в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке (Шумера, Египет, Аркада).

Известно, что в Египте существовала школа чиновников, готовившая элитную касту государственных служащих. В эту школу был строжайший, целенаправленный отбор по многим критериям. Умственные способности, физическое развитие, культурный уровень и многое другое, влияли на зачисление в эту школу.

К началу нашей эры сформировалась очень сильная школа отбора в Древнем Китае. Конфуций и его приемники создали целую философию отбора чиновников и представителей знатных сословий. Основой отбора чиновника на службу стала не принадлежность к богатому и знатному роду, а личные заслуги, качество ума и интеллект [11.С. 15].

Наивысшие достижения донаучного этапа приходятся на период рассвета Древней Греции. В ту пору профессионализм ремесленников, мореплавателей, воинов достиг невиданных высот. Поэтому требования к профотбору резко ужесточились и усложнились. Этому в значительной мере способствовали труды древнегреческих мыслителей (Аристотель, Платон и т.д.), которые впервые в истории попытались систематизировать критерии и качества, необходимые для того или иного рода деятельности.

Начало классическому этапу положила великая индустриальная революция XVIII - ХIX веков, которая стимулировала развитие европейского капитализма. Замена малопроизводительного ручного труда властью пара и машин повлекла за собой изменения условий работы, общественных форм разделения труда и т.д. Новый тип служащего, босс, руководитель, который теперь не обязательно является собственником, как это было в прошлом, становится могучим посредником в новой фабричной системе. Со всеми этими изменениями растет разрыв между рабочими и собственниками, хозяевами. Возникла острая необходимость в отдельной структуре организации, которая могла бы стать связующим звеном между противоборствующими сторонами. И такие структуры (отделы, службы), призванные заниматься вопросами персонала, вскоре появились.

Во многих американских компаниях образовывались «отделы установки личного состава», целями которых были привлечение рабочей силы, отбор, начальная установка, выдвижение, воспитание и обучение, здоровье рабочих, техника безопасности и санитарии, улучшение быта, методы изучения персонала [18.С. 63].

Переломным моментом в работе кадровых служб - перенос опыта отбора кадров из промышленности во все сферы экономики - можно считать создание в конце 1950-х - начале 1960-х гг. «теории качеств» (первоначально разрабатывалась для управленцев). Представители этого направления шли по пути поиска необходимых для лидера личностных качеств, таких как «энергичность», «воля», «решительность», «оперативность» и т.д. В разных исследованиях фигурировало множество качеств, необходимых, с точки зрения исследователей, для успешного выполнения управленческих функций.

Среди них такие как умение предвидеть, быстрая реакция, выдержка, терпение, способность привлекать внимание, такт, но прежде всего энергия, ум и характер.

Сегодня управление персоналом имеет огромное значение. Без специалистов ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.

Реализация  всех  возможностей  организации, заложенных  в новых методах управления, зависит  от конкретных людей,  от  их  знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации,   способности   решать   проблемы,   восприимчивости к обучению.

Компетентность  требуется любому работнику, но для предприятия индустрии гостеприимства, которое   решило   сегодня   преуспеть   в  конкурентной  борьбе, необходимо,   чтобы  каждый  работник  обладал  весьма  обширными знаниями [19.С.87].

Формирование  у работников нужной компетенции начинается уже при  подборе  кадров  и  приеме  на  работу. Люди, которые придут   в   организацию,   должны    стремиться  максимально овладеть   аспектами  гостиничного бизнеса. Часто это больше вопрос желания   самих   работников,  нежели  их  предшествующего  опыта трудовой деятельности или базового образования.

В  большинстве  компаний отделы кадров или службы управления человеческими     ресурсами     больше     привыкли    заниматься планированием  численности работников на предприятиях. Их главная задача  -  добиться,  чтобы  на предприятии или в организации было столько   работников,  сколько  должно  быть  в  соответствии  со штатными расписаниям [8.С. 119].

Но  сегодня  отделам  кадров  важно уже добиваться не просто своевременного   заполнения   вакансий,   чтобы  поддерживать  на должном уровне  объем  производства.  Система  работы  с кадрами должна   быть   спланирована   таким   образом,  чтобы  постоянно добиваться  увеличения  в  составе  рабочей  силы предприятия тех людей,  кто  обладает  хорошими знаниями, и следить за тем, чтобы таких работников становилось все больше в каждом подразделении [26.С.17].

Желательно проводить анализ факторов внешней среды,  чтобы убедиться в   том,  что  имеется  предложение  определенных  профессий  для комплектования  личного состава такими служащими, каких еще нет в штате    организации.

В  результате  прогноза  спроса  и  предложения  на трудовые ресурсы  торговая  организация может выяснить  число людей, в которых она нуждается, уровень их квалификации и расстановку кадров.

В   итоге  может  быть  разработана  согласованная  кадровая политика,      включающая     системы     подбора,  отбора,   подготовки, совершенствования  и  оплаты  кадров,  а также политика отношений между   администрацией   и   работниками.

В широком плане кадровая политика - это деятельность, направленная на обеспечение фирмы персоналом с необходимым уровнем квалификации, профессиональных и личных качеств, способным решать поставленные трудовые задачи. В узком плане - конкретная деятельность должностных лиц по подбору, расстановке, развитию кадров в соответствии с принятыми в организации методами и стилем кадровой работы [13.С. 110].

Кадровая политика дает возможность четко определить цели, разъяснить соответствующие стандарты подбора и развития персонала проводить единую линию в кадровой сфере, раскрыть основные средства и методы достижения поставленных целей. Кадровую политику формирует, как правило, высшее руководство организации, но ответственность за нее несет первый руководитель [7.С.14].

Одним из краеугольных камней кадровой политики является блок принципов подбора кадров. Как правило, эти основные положения следующие: соответствие кандидата данной должности, сочетание личных и деловых качеств как опытных, зрелых, так и молодых кадров, перспективности и т.п. с целью обеспечения слаженной работы трудового коллектива.

Отбор персонала — это серия мероприятий и действий, осуществляемых предприятием или организацией для выявления из списка заявителей лица или лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы.

Решение о принятии на работу, согласно оценкам специалистов, акция не только существенная, но и имеющая далеко идущие последствия. В ее эффективности заинтересованы как общество в целом, отдельные предприятия, так и конкретные индивиды.

Влияние работы на людей велико. Это не только степень их экономического благосостояния, но и социальный статус, взаимоотношения и удовлетворенность жизнью в целом. Стремясь к гармоничному соотношению человеческих способностей и требований предприятия, рыночное общество, с одной стороны, исходит из соображения: в какой степени процедура отбора такого соответствия обеспечить не может, в такой мере страдает производительность. С другой стороны, общество обеспокоено тем, что при любой степени владения профессиональными знаниями и навыками наиболее часто при найме могут «неквалифицированными» оказаться кандидаты, имеющие «не тот» пол, «не тот» возраст и «не ту» расу или национальность [15.С. 49].

В связи с этим на отбор персонала оказывают влияние, прежде всего факторы внешнего окружения. В их спектре законодательство государства, регламентирующее вопросы защищенности граждан от дискриминации при найме на работу; влияние рынков труда, поскольку процессы отбора различаются из-за их емкости и характеристик: при большом количестве претендентов организация-работодатель устанавливает более высокие и разнообразные требования к ним [19.С.14].

Шанс принятия неверного решения, по оценке специалистов, уменьшается пропорционально величине кандидатов, владеющих «емкой» квалификацией. Высокие требования, в свою очередь, снижают число потенциальных претендентов и, следовательно, сокращают расходы организации на процедуру отбора. Нехватка работников требуемых профессий на рынке означает небольшое число претендентов на вакантные места и влечет заниженные требования к квалификации.

При поиске и отборе кадров важно придерживаться нескольких принципов, которые не только позволят выбрать лучших кандидатов на заполнение имеющихся вакансий, но и будут способствовать их более легкому вхождению в организацию и быстрому выходу на уровень рабочих показателей, отвечающих установленным требованиям [11.С. 95].

В различных источниках встречается достаточно большое количество принципов рационального отбора персонала организации. Приведем некоторые из них:

1. Невозможность действенного  отбора претендентов без знания  требований к вакантной должности. Отсюда исходит необходимость, во-первых, определения набора знаний и  профессиональных навыков для  занимающего открытую для найма  позицию и формирования личностных  требований к нему, во-вторых, выявления  того способа поведения и действия  кандидата в рабочей группе, к  которой предполагается его прикомандировать.

         2. Отбор претендентов не всегда должен проходить относительно жестких требований, которые выставляет вакантная должность. Из этого следует, что на практике наиболее пригодный кандидат - это не всегда абсолютная копия сформированного предприятием его желаемого портрета, поэтому отбор необходимо проводить с позиций лишь относительного сходства характеристик [27.С.10].

Многие должности описываются «усредненными требованиями» и поэтому предполагают «только в среднем способных сотрудников».

3. Необходимость избегать сознательных и несознательных субъективных влияний на отбор претендентов, например, протекции или предубеждений. Несознательные предубеждения по отношению к кандидату чаще всего являются следствием так называемых «перенесенных заблуждений» оценщика. К ним относятся:

4. Необходимость принятия  во внимание не только уровня  профессиональной компетентности  кандидатов, но и то, как они  будут вписываться в культурную и социальную структуру организации. Организация потеряет больше, чем найдет, если наймет на работу квалифицированного кандидата, но не способного установить хорошие взаимоотношения с коллегами по работе, с клиентами и руководителями.

 Следуя первому принципу, предприятие-работодатель руководствуется  при отборе профилем требований  к будущему работнику, который  разрабатывается в службе управления  персоналом. Профиль требований  формируется с помощью следующих  критериев отбора:

Информация о работе Методы подготовки и развития персонала