Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:59, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия.
Задачами работы являются описание сущности управленческих решений (функции и виды), методов принятия управленческих решений, механизм принятия управленческих решений.
Предметом работы являются управленческие решения и методы их принятия.
Объектом данной работы является процесс принятия решений на примере ООО «ТелеГраф».
Введение 3
1.Сущность управленческих решений 5
1.1 Понятие, функции и виды управленческих решений 5
1.2 Теория принятия управленческих решений 9
Механизм принятия управленческих решений 12
2.Методы принятия решений 15
2.1 Методы экспертных оценок 15
2.2 Эвристические методы принятия решения 21
Количественные методы принятия решений 24
3. Методы принятия решений на практике 25
3.1 Культура и специфика принятия решений в России 25
3.2 Принятие управленческих решений в ООО «ТелеГраф» 29
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Содержание:
Введение
1.Сущность управленческих
решений
1.1 Понятие, функции и виды управленческих решений 5
1.2 Теория принятия управленческих решений 9
2.Методы принятия
решений
2.1 Методы экспертных
оценок
2.2 Эвристические методы принятия
решения
3. Методы принятия
решений на практике
3.1 Культура и специфика принятия решений в России 25
3.2 Принятие управленческих решений в ООО «ТелеГраф» 29
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Среди множества проблем современного менеджмента важнейшими являются разработка, принятие и осуществление управленческого решения, представляющего собой основной инструмент управляющего воздействия. Проблема эта – не чисто академическая. Она имеет весьма серьезное прикладное значение, которое неизбежно возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач, требующих решения. Об этом свидетельствуют и возрастающие масштабы потерь в результате даже небольших ошибок, допущенных в решении.
Управление появилось вместе с людьми. Там где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. В этих условиях он становился руководителем, управляющим, а другой - его подчиненным, исполнителем.
На всех этапах становления общества проблема управления стояла довольно остро, и многие люди пытались решить ее, но их труды носили разрозненный характер и не составляли обобщенной теории.
И только во второй половине прошлого века после победы промышленной революции на Западе ситуация резко изменилась. Рыночные отношения владели всеми сферами жизни общества. Как грибы после дождя росли крупные фирмы, требовавшие большого числа руководителей высшего и среднего уровней, способных принимать грамотные рациональные решения, умевших работать с большими массами людей, которые были бы свободны в своих поступках. Поэтому от управляющих требовался высокий профессионализм, компетентность, умение соизмерять свою деятельность с существующими законами. В результате появляется группа людей, специально занимающихся управленческой деятельностью. Этим руководителям уже не нужно держать своих подчиненных в повиновении властной рукой. Главной задачей становится кропотливая организация, и каждодневное управление производством в целях обеспечения наибольшей прибыли собственникам фирмы. Эти люди стали называться менеджерами.
Менеджером можно назвать
человека только тогда, когда он принимает
организационные решения или
реализует их через других людей.
Принятие решений - одна из составных
частей любой управленческой функции.
Необходимость принятия решений
пронизывает все, что делает управляющий,
формулируя цели и добиваясь их достижения.
Поэтому понимание природы
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Поэтому процесс принятия решений - центральный пункт теории управления. Наука управления старается повысить эффективность организаций путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных, объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов.
Целью данной работы является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия.
Задачами работы являются описание сущности управленческих решений (функции и виды), методов принятия управленческих решений, механизм принятия управленческих решений.
Предметом работы являются управленческие решения и методы их принятия.
Объектом данной работы является процесс принятия решений на примере ООО «ТелеГраф».
Источниками информации для написания работы по теме "Методы принятия управленческих решений" послужили базовая учебная литература, теоретические труды ученых в рассматриваемой области, справочная литература, периодически издания, ресурсы Интернета и прочие актуальные источники информации.
В процессе управления социально-экономическими системами осуществляются меры воздействия на коллективы трудящихся. Эти меры – результат управленческих решений, разрабатываемых в аппарате управления при активном участии всего коллектива трудящихся. Обоснование, принятие и организация выполнения решений являются основным содержанием процесса управления.
Управленческое решение – это одноразовый акт воздействия субъекта управления на объект, устанавливающий программу работ, направленных на определение и реализацию конкретной цели, вытекающей из общих задач, стоящих перед управляемым объектом. Оно основано на анализе фактически сложившейся ситуации и альтернатив её решения.
Процесс управления включает регистрацию, сбор и обработку информации, подготовку и выбор альтернатив решения, определение ресурсного обеспечения и этапов его выполнения, контроль и анализ его осуществления. Этот процесс представляет собой совокупность частных циклов подготовки, принятия и реализации управленческих решений.
Подготовка, принятие и осуществление решения представляют собой части процесса управления, отражающие его основное содержание и характеризующиеся одноразовостью действия, альтернативным характером, целенаправленностью и наличием программы действий. Решение только тогда реально, когда оно ресурсно и организационно обеспечено. Именно поэтому каждое решение должно быть адресно. Это положение органически соединяет процесс принятия и выполнения решения.
Функции управленческих решений:
- направляющая (несмотря на то, что решения принимаются исходя из долговременной стратегии развития предприятия, они конкретизируются в многообразных задачах);
- координирующая (отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утвержденные сроки и соответствующего качества);
- мотивирующая (реализуется через систему организационных мер (приказы, постановления), экономических стимулов (премии), социальных оценок (творческая самореализация, самоутверждение личности).
Классификация управленческих
решений необходима для определения
общих и конкретно-
Управленческие решения могут быть классифицированы по функциональному содержанию, т.е. по отношению к общим функциям управления, например:
1) решения плановые;
2) организационные;
3) контролирующие;
4) прогнозирующие.
Обычно такие решения затрагивают в той или иной мере все функции управления, однако в каждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основной функцией.
Другой принцип классификации связан с характером решаемых задач:
1) экономических;
2) организационных;
3) технологических;
4) технических;
5) экологических и прочих.
Чаще всего управленческие решения связаны не с одной, а с рядом задач, в той или иной степени имея комплексный характер.
По уровням иерархии систем управления выделяют управленческие решения на уровне всей системы; на уровне подсистем; на уровне отдельных элементов системы. Обычно инициируются общесистемные решения, которые затем доводятся до элементарного уровня, однако возможен и обратный вариант.
В зависимости от организации разработки решений выделяются следующие управленческие решения:
1) единоличные;
2) коллегиальные;
3) коллективные.
Предпочтение способа
организации выработки
По характеру целей принимаемые решения могут быть представлены как:
1) текущие (оперативные);
2) тактические;
3) стратегические.
По причинам возникновения управленческие решения делятся на:
1) ситуационные, связанные с характером возникающих обстоятельств;
2) по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;
3) программные, связанные с включением данного объекта управления в определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий;
4) инициативные, связанные с проявлением инициативы системы, например в сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности;
5) эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности воспроизводственных процессов в системе (например, сезонности сельскохозяйственного производства, сплава леса по рекам, геологических работ).
Важным классификационным подходом служат исходные методы разработки управленческих решений. К их числу можно отнести:
1) графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевых моделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем);
2) математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;
3) эвристические, связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.
По организационному оформлению управленческие решения делятся на:
1) жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;
2) ориентирующие, определяющие направление развития системы;
3) гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;
4) нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.
Перечисленные виды решений
принимаются, в основном, в процессе
оперативного управления персоналом.
Для стратегического и
Указанная классификация помогает выявить типовые решения, характеризующиеся определённым набором признаков, и разрабатывать для них типовые процессы обоснования, принятия и организации выполнения. Такая типизация процессов позволяет определить круг решений, разрабатываемых в определённых подразделениях аппарата управления и принимаемых на различных иерархических уровнях, состав используемой с этой целью информации, типичные методы обработки информации, систему оформления принятых решений, процессов их контроля и стимулирования выполнения.