Методы принятия решений на практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия.
Задачами работы являются описание сущности управленческих решений (функции и виды), методов принятия управленческих решений, механизм принятия управленческих решений.
Предметом работы являются управленческие решения и методы их принятия.
Объектом данной работы является процесс принятия решений на примере ООО «ТелеГраф».

Содержание работы

Введение 3

1.Сущность управленческих решений 5

1.1 Понятие, функции и виды управленческих решений 5
1.2 Теория принятия управленческих решений 9
Механизм принятия управленческих решений 12

2.Методы принятия решений 15

2.1 Методы экспертных оценок 15
2.2 Эвристические методы принятия решения 21
Количественные методы принятия решений 24


3. Методы принятия решений на практике 25
3.1 Культура и специфика принятия решений в России 25
3.2 Принятие управленческих решений в ООО «ТелеГраф» 29

Заключение 35
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 82.75 Кб (Скачать файл)

6) Социальные условия,  установившиеся в России с  ноября 1917г. губительно (порой вплоть  до физического уничтожения или  изгнания за рубеж) действовали  на нонконформистских поборников  рационализма в культуре поведения  вообще и культуре принятия  решений в частности. Вследствие  этого число рационалистов неуклонно  сокращалось, что в свою очередь  ускоряло губительный процесс,  т.к. уменьшались возможности  преемственности, играющей громадную  роль в культурном становлении.  Ведь последнее невозможно осуществить  лишь при помощи самообразования,  нужно, чтобы был кто-то, у кого  можно было бы перенять модели  поведения. Да и источников  рационалистического самообразования,  опубликованных на русском языке,  почти не существовало.

7) Стесненное материальное  положение подавляющего большинства  советских и российских людей  делало и продолжает делать  их носителями так называемой  «культуры бедности». Исследования  этой «культуры» показали, что  она порождает ряд отклонений  от рациональности, которые характерны  и для российско-советской культуры  принятия решений. Значит, данные  отклонения от рациональности  в этой культуре порождены  еще и воздействием обычных  для россиян материальных трудностей.

8) К принятию тех или  иных мировоззренческих и поведенческих  установок человек предрасполагается  не общим абстрактным языком  мышления, а теми моделями его конкретного национального языка, которые соответствуют этим установкам. В частности, это касается принятия решении. Например, по-английски говорят не «принять решение», a «to make decision» - «сделать решение». И в этой английской языковой модели в гораздо большей степени, чем в русской, присутствует семантика продолжительного процесса - процедуры, включающей многие разные по характеру фазы «делания» решения (например, постановку проблемы; генерирование вариантов; выбор наиболее предпочтительного из них). В русском выражении «принятие решения», в отличие от английского «decision-making» — «делание решения», как бы подразумевается ситуация, когда имеются варианты решения и нужно определить, какой из них принять к исполнению, т.е. выбрать. Поэтому, когда русскоязычному человеку представляют варианты и говорят «а теперь принимай решение - выбирай», он не считает, что им манипулируют, отстраняя его от начальных фаз «делания» решения, на которых оно, собственно, и образуется. Следует отметить, что так действует не только русский язык (например, ивритский).

Все вышеперечисленные причины  вместе действовали более семидесяти лет, вызывая определенные отклонения от типа рациональности, необходимого для успешного функционирования в рыночном обществе, которые характерны для процессов принятия решений  советскими людьми. Важно осознать, что ход и результаты экономической, политической, социальной и т.п. деятельности в большой мере определяются качеством  решений, принимаемых соответственно в экономике, политике, социальной и  тому подобных сферах. Поэтому в  этих областях эффективная деятельность маловероятна, пока культура принятия решений несет в себе значительную нерациональность.

Ранее уже упоминалось  о том, что с планированием  у нашего бизнеса большие сложности, но есть и еще один аспект — человеческий. Решением вопросов «сегодня» и «завтра» должны заниматься разные люди. Одному и тому же человеку решать задачи оперативного и стратегического управления невозможно.

Отлаженный сегодня технологический  процесс приносит доходы, которые  могут быть использованы для развития организации. В этом смысле задача развития — наисложнейшая, потому что бизнес нельзя «продвигать» революционным  путем: ты не можешь разрушить сегодняшний  технологический процесс, все сломать  и построить самое замечательное  будущее. Задача развития бизнеса всегда усложняется тем, что, одновременно реализуя существующую на данный момент технологию, надо так ухитриться ее усовершенствовать, чтобы построить  прекрасное завтра, не ломая сегодня. Один процесс — поддержание сегодняшней  технологии, обеспечивающее ресурсы  развития (оперативное управление); другой, параллельный,

совершенствование технологии, вывод организации на другой уровень  развития (управление развитием).

У наших бизнесменов, тем  не менее, отсутствует представление  о том, что строительство «завтра» — совершенно отдельная задача, требующая отдельных технологий, ресурсов, людей, денег, времени. Решить ее можно по-разному: к примеру, хозяин бизнеса занимается только стратегическими вопросами, генеральный директор — только оперативными. На практике такого четкого разделения обязанностей еще не приводилось видеть: всегда проводится попытка совместить несовместимое — и развитием, и оперативным управлением занимаются одни и те же люди в одно и то же время. Как и следовало полагать, ничего из этого не получается.

Российские управленцы не любят рутинную работу и ставят акцент не на технологию, а на креатив. Но бизнес предполагает креативное начало только в очень ограниченном количестве — 95% сил и времени отнимает рутина. А поскольку принято считать, что рутинной базой занимаются «исполнители», среди специалистов руководящего звена царит творческая суета, зато того, что реально называется управлением, не наблюдается вообще.

Но, пожалуй, самая яркая  черта российского предпринимательства  — это мифотворчество. Как существует миф о «чудо-таблетке», так и в нашем бизнесмене жива, например, вера в «чудо-консультантов», знающих, как построить бизнес, который всегда будет выигрывать. Возможно, мифы складываются именно потому, что бизнес — очень рискованный путь, а где риск, там и тревога. И для успокоения души нужны легенды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Принятие управленческих  решений в ООО «ТелеГраф»

 

К сожалению, в России  служба  менеджмента практически не  развита, управленческие решения принимаются, как правило, руководителями  предприятий на основе их личного опыта, то есть сугубо  субъективно.  Обратная  связь – контроль за выполнением решений практически отсутствует. Но, как ни странно, чаще всего принятие правильного управленческого решения подчиняется всем описанным в работе процессам, и вне зависимости от знаний принимающих решение,  проходит  через все три стадии,  но  гораздо более сложным путем.

Практическое использование  технологии принятия управленческого  решения я хотела бы рассмотреть на примере ООО «ТелеГраф».

ООО «ТелеГраф» -  салон сотовой связи, занимается следующими видами деятельности: продажа сотовых телефонов, комплектующих к ним и сопутствующих товаров, также подключение абонентов к различным операторам сотовой связи, выдача кредитов на приобретение сотовых телефонов и т.д.

Рассмотрим сначала организационно-распорядительные методы (ОРМ).

ОРМ делятся на 2 вида: организационно-стабилизирующие  и методы распорядительного воздействия.

Первые в свою очередь  делятся еще на 3 вида:

1. Методы организационного  регламентирования. К ним относятся различные документы, регламентирующие работу какой-либо фирмы, в нашем случае - ООО "ТелеГраф", т. е. устанавливают основные регламенты функционирования системы: соотношение между управляемой и управляющей подсистемами, определяют порядок функционирования самой системы и ее элементов, их подчиненность, закрепляет определенные функции.  Например, устав ООО. Положения об отделах закрепляют за ними определенные функции, а также обеспечивают соподчиненность одних служб другим. К этой же группе я бы отнесла должностные инструкции, которые также закрепляют соподчиненность, связи и обязанности руководителей и рядовых исполнителей.

2. Методы организационного  нормирования. Эти методы служат  основой производственных процессов  и процессов управления. Методы  организационного нормирования  также делятся на более мелкие  группы.

2.1. Номенклатурно-классификационные  нормативы. К ним можно отнести  номенклатурно-классификационный справочник, применяемый в бухгалтерском  учете. Основное его назначение - присвоение каждому виду товара, комплектующих своего кода, что облегчает их учет.

2.2. Организационно-технические  нормативы. В качестве организационно-технических  нормативов можно выделить применяемые  на предприятии  
сертификаты соответствия качества продукции требуемому уровню качества.

2.3. Оперативно календарные  нормативы. Из оперативно-календарных  нормативов применяются положение  о схеме документооборота, порядок  выписки, получения и оплаты  товаров и т. д.

2.4. Организационно-структурные  нормативы: положение об организационной  структуре компании, штатное расписание.

2.5. Административно-организационные.  К административно-организационным можно отнести правила внутреннего трудового распорядка, правила предоставления отпуска, выхода на пенсию и т.д.

3. Методы методического  инструктирования. К методам методического  инструктирования я могу отнести  положение об учетной политике  и ведении бухгалтерского учета  на ООО, которое определяет порядок и перечень используемых счетов бухгалтерского учета, порядок определения объема реализации и т.д. Сюда же можно отнести отраслевые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции в торговле, различные инструкции о порядке уплаты налогов, о безналичных расчетах, о порядке ведения кассовых операций в РФ и т.д.

Методы распорядительного  воздействия применяются дополнительно  к методам организационно-стабилизирующего воздействия. Это оперативные методы с коротким временным промежутком. Они действуют в динамике развития системы. Главная задача этих методов - приведение объекта управления в оптимальный режим функционирования при отклонениях от необходимого состояния.

К методам распорядительного  воздействия я бы отнесла различные приказы, например, о приеме на работу и увольнении в связи с сокращением штатов в ООО (вызывают определенные правовые и юридические последствия); распоряжение о переезде отдела сбыта в новое помещение или приказ о предоставлении отчета о проделанной работе в срок до 1.01.2010 являются примерами документов обязывающего воздействия; запретительным целям в ООО служат, например, приказ о запрете на курение в не отведенных для этого местах.

 

Экономические методы.

 

Рассмотрим сейчас экономические методы управления. Это вторая крупный вид методов управления в нашей классификации. Под экономическими методами управления понимают совокупность способов воздействия на экономические (материальные) интересы объекта управления (работника). Эти методы в ООО «ТелеГраф» имеют следующие особенности:

    1. Материальный интерес выступает как мотивационный фактор.
    2. Косвенный характер воздействия (действуют через систему ограничений и стимулов).
    3. Они вносят элемент саморегулирования в систему.
    4. Самая демократичная форма воздействия на объект.
    5. Дает возможность прогнозировать потенциальную реакцию объекта управления на управляющее воздействие субъекта управления.
    6. Возможно количественное соизмерение результатов воздействия данной группы методов.
    7. Стратегический характер.

Из методов используемых в ООО «ТелеГраф»  можно выделить систему премирования за результаты труда, а также выплату определенного процента от суммы проданного товара для стимулирования товароведов.

 

Социально-психологические  методы.

 

Социально-психологические  методы составляют третью и последнюю  крупную группу методов в нашей  классификации. Под ними понимают группу методов, направленную на совокупность социальных интересов и психологических  особенностей личности (работника). Таким  образом, эти методы воздействуют  на социальные процессы, протекающие  в трудовых коллективах и межличностные  отношения и связи.В ООО "ТелеГраф" эти методы представлены не так ярко. Из социальных методов управления большая их часть обусловлена государственными гарантиями (продолжительность труда, установление пенсионного возраста). На ООО социальные методы представлены в следующих формах:

  • социально-экономические (нормирование труда, требование соблюдения техники безопасности, установление норм производительности, распределение людей в зависимости от интенсивности работы, гарантия минимальной ЗП);
  • социальные (регулирование труда женщин);
  • социально-личностные (выявление неформальных лидеров в коллективах, выявление способных работников, могущих занять в будущем руководящие посты и организация развития их управленческих навыков);
  • социально-демографические (формирование структуры коллективов, предоставление отпусков по уходу за ребенком);
  • социально-культурные (организация корпоративных мероприяий).

К психологическим методам, применяемым в ООО "ТелеГраф", можно отнести выступления директора перед управленческим персоналом с целью подтолкнуть к достижению определенных результатов, поощрения руководителя за хорошо выполненную работу (методы психологического побуждения).

Информация о работе Методы принятия решений на практике