Методы принятия решений на практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие сущности методов принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия.
Задачами работы являются описание сущности управленческих решений (функции и виды), методов принятия управленческих решений, механизм принятия управленческих решений.
Предметом работы являются управленческие решения и методы их принятия.
Объектом данной работы является процесс принятия решений на примере ООО «ТелеГраф».

Содержание работы

Введение 3

1.Сущность управленческих решений 5

1.1 Понятие, функции и виды управленческих решений 5
1.2 Теория принятия управленческих решений 9
Механизм принятия управленческих решений 12

2.Методы принятия решений 15

2.1 Методы экспертных оценок 15
2.2 Эвристические методы принятия решения 21
Количественные методы принятия решений 24


3. Методы принятия решений на практике 25
3.1 Культура и специфика принятия решений в России 25
3.2 Принятие управленческих решений в ООО «ТелеГраф» 29

Заключение 35
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 82.75 Кб (Скачать файл)

Сейчас в практике отечественного бизнеса становятся особенно популярными  специальные методы стимулирования интеллектуального потенциала персонала компании. К самым актуальным из этих методов относятся «мозговой штурм» и дискуссионное совещание, которые позволяют формулировать свежие решения поставленной проблемы за короткие промежутки времени, не исключением является и рассматриваемое нами предприятие ООО «ТелеГраф».

«Мозговой штурм» и дискуссионное  совещание проводятся для решения  разных задач. Поэтому для начала вам необходимо определяется, какие  именно проблемы будут обсуждаться. В целом можно сказать, что  «мозговой штурм» широко используется для решения разного рода административных вопросов. При этом нельзя забывать, что ситуации могут быть разного  уровня сложности. «Мозговой штурм» уместен для решения относительно простых задач: придумать оригинальный слоган для нового магазинчика, ускорить сортировку корреспонденции, выбрать подарок сотруднику на день рождения и т.д. Решение сложных профессиональных вопросов с помощью этого метода тоже возможно. При этом для большей эффективности метода рекомендуется «раздробить» сложную задачу на подзадачи, которые будут решаться последовательно.

Что касается дискуссионного совещания, то оно проводится, например, с целью обсуждения нового дорогостоящего проекта, затраты на реализацию которого могут быть достаточно велики, и  возможные риски необходимо просчитать заранее. На дискуссионном совещании  может также обсуждаться целесообразность открытия нового направления в работе компании. Поэтому, если во время проведения «мозгового штурма» для создания свободной, креативной атмосферы вводится запрет на критику, то в процессе дискуссионного совещания, напротив, стимулируется критика с тем, чтобы выявить риски и уменьшить или полностью устранить их негативные последствия.6

Например, компании ООО «Телеграф» потребовалось изыскать финансовые средства для своего дальнейшего развития (расширения ассортимента товаров). В начальный период существования этой организации сотрудники отдела продаж получали предельный процент от сделок и, следовательно, довольно высокие заработки. Однако в развитие компании деньги не вкладывались. Тогда руководство поставило задачу снизить процент от сделок и направить деньги на развитие, что вызвало сопротивление сотрудников отдела продаж и формирование потенциальной текучести в их подразделении. Люди говорили, что если руководство будет снижать зарплату, они уйдут из фирмы. А уход сотрудников ведущего подразделения – это, по существу, реальная угроза банкротства организации. Поэтому во время «мозгового штурма» необходимо было обсудить стратегический план развития

____________________________________________________

6 - Коллективные методы принятия управленческих решений // Кадровое дело. - 2005. - март-апрель.

компании на ближайшие  три года и участие персонала  в реализации этого 

плана.

В коллективном поиске было предложено несколько десятков новых  идей. Наиболее важные из них касались перестройки системы управления отделом продаж (неформальный лидер  получил предложение стать руководителем  отдела), а также обучения менеджеров технологии продаж в условиях специализированного  тренинга. Кроме того, в ходе «мозгового штурма» возникли идеи, которые впоследствии были положены в основу системы мотивации  персонала компании.

В итоге «мозговой штурм» показал, что в группе выделяются яркие участники, которые формулируют  много новых и интересных идей. Эти сотрудники – интеллектуальные лидеры-креативы. Их возраст, пол и профессиональная принадлежность в данном случае значения не имеют.

Лидеров с высоким креативным потенциалом и дальше необходимо вовлекать в решение вопросов, важных для компании. Однако повышение их должностного статуса должно еще специально обсуждаться, потому что не все лидеры-креативы способны быть хорошими руководителями. Напротив, в большинстве случаев креативщики избегают управленческих позиций, выбирая творческую работу вместо организационной нагрузки.

В ходе дискуссионного совещания  рабочая проблема компании обсуждается  с разных сторон, своевременно выявляются возможные погрешности и ошибки. Суть этого метода заключается в  том, что будущий проект создается  в условиях мысленного эксперимента. В ходе обсуждения происходит моделирование  ситуации, которая еще не сложилась.

В дискуссионном совещании  обязаны принимать участие руководители или представители всех подразделений  компании. Группы могут состоять как  из 7 участников, так и из 30 человек. Продолжительность совещания –  приблизительно два часа.

Технология проведения дискуссионного совещания такова. Во время подготовки к этому мероприятию каждому  участнику приписывается специальная  интеллектуальная функция (роль), в  рамках которой он должен действовать  во время обсуждения рабочей проблемы. Есть определенный набор таких ролей: докладчик, критик, соглашатель, аналитик, историк, задающий вопросы, наблюдатель и слушатель. На совещании также должны присутствовать участники, которые будут фиксировать содержательные замечания и предложения, и сотрудник, исполняющий функцию таймера.

Руководитель или организатор (HR-менеджер) дискуссионного совещания  на основе наблюдений и оценки способностей участников присваивает каждому  свою роль. Так, сотруднику с конструктивным мышлением, поручают роль докладчика, сотруднику с критическим мышлением  – роль критика и т.п.

Каждому участнику дискуссионного совещания приписывается специальная  интеллектуальная функция (роль), в  рамках которой он должен действовать  во время обсуждения рабочей проблемы.

Докладчик готовит сообщение  по выбранной проблеме на 15 минут. Например, обоснование перспективного проекта  или предложение открыть новое  направление в деятельности компании. Критик формулирует замечания, выявляет ошибки и противоречия в содержании доклада. Соглашатель находит конструктивные моменты, как в предложениях докладчика, так и в возражениях критика. Аналитик выявляет причины и основания  принятия решений. Историк отслеживает  динамику обсуждения. Например, он может  констатировать: «Сначала мы говорили о… Потом мы перешли к…». Задающий вопросы помогает более подробно развернуть ход дискуссии. Наблюдатель и слушатель – тоже необходимые роли. Они стимулируют обсуждение своим присутствием и активным вниманием. Таймер следит за тем, чтобы участники не говорили одновременно и каждому было отведено свое время для выступления. Как и в случае «мозгового штурма», на дискуссионном совещании присутствует сотрудник, который фиксирует важные замечания на доске или листах флип-чарта.7

В ООО «ТелеГраф» метод дискуссионного совещания был применен для обсуждения целесообразности выбора нового поставщика сотовых телефонов. Перед участниками стояла задача: выбрать из нескольких предложений наиболее выгодные с точки зрения прибыли. В результате проведения дискуссионного совещания, которым руководил один из заместителей директора, было принято решение осуществлять заказы у поставщика «Сотапланет». Эта идея оказалась действительно выгодной и полностью оправдала себя в дальнейшем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________________________________

7 - Коллективные методы принятия управленческих решений // Кадровое дело. - 2005. - март-апрель.

Заключение

 

В ходе данной работы мы познакомились  с понятием управленческого решения, его функциями и видами. Выяснили, какую процедуру представляет собой  процесс принятия управленческого  решения  и узнали, что существует огромное количество методов принятия управленческого решения, а на отдельных  методах даже остановились поподробнее.

Итак, разработка и принятие решения – это, по существу, выбор  из нескольких возможных решений  данной проблемы. Варианты принимаемых  решений могут быть реальными, оптимистическими и пессимистическими. Признаком  научной организации управления, научного стиля и методов работы руководителя является выбор лучшего  варианта решений из нескольких возможных. Окончательное решение проблемы наступает после «проигрывания» различных вариантов, группировки  их по значимости, отклонения заведомо непригодных и нереальных. Следует  также остерегаться стремления ускорить процесс принятия решений, что влечёт за собой подчас неточности и искажения  в принимаемых решениях. Выбирая  окончательный вариант решения, необходимо учитывать огромное множество  различных влияний и возможностей просчёта, объясняемого как субъективными  данными  самого работника, так и  некоторыми объективными данными самого механизма точности расчётов. Руководитель должен учитывать, что в практической, реальной действительности редко возникает  возможность осуществления лишь одного варианта, который имеет явное  и значительное преимущество перед  другими. Принимая окончательное решение, необходимо предвидеть также возможность  лишь частичного успеха или неуспеха принимаемого решения, а поэтому  рекомендуется предварительно запланировать  вспомогательные (резервные) мероприятия, которые в случае неудачи принятого  решения могут быть проведены  взамен намеченным.

Все эти методы в той  или иной мере находят свое отражение В ООО «ТелеГраф» в процессе принятия решений чаще всего используются методы «мозгового штурма» и дискуссионного совещания. Также в ООО «ТелеГраф» существует собственная классификация методов принятия решений. Наиболее развитыми методами принятия решений в этой фирме являются такие, как организационно-распорядительные методы, экономические методы и социально-психологические методы. Применение этих методов позволило предприятию эффективно работать и получать прибыль.

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Герчикова И.Н.  Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480 с.
  2. Колпаков В. М. Теория и практика принятия управленческих решений: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. - К.: МАУП, 2004. - 504с.
  3. Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений: Учебник. - М.: Логос, 2000. -296 с.
  4. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения: Учебник. - 3-е изд., испр. - М.: Дело, 2002.- 392 с.
  5. Орлов А. И. Теория принятия решений: Учеб. пособие.- М.: Издательство «Март», 2004. -  656 с.
  6. Щепкин А.В. Внутрифирменное управление (модели и методы). - М.: ИПУ РАН, 2001. – 80 с.
  7. Кинев Ю.Ю. Оценка рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий на этапе принятия управленческого решения // Менеджмент в России и за рубежом. -  2000. -  №5
  8. Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений/ Пер. с англ. под ред. член-корр. РАН И.И. Елисеевой. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. - 590 с.
  9. Электронные библиотеки России - Бесплатные полнотекстовые pdf-учебники студентам для рефератов: [Электронный документ].-(http://www.gaudeamus.omskcity.com/PDF_library_humanitarian_4.html). Проверено 27.08.2009

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методы принятия решений на практике