Методы проектирования. Задачи развития и совершенствования методов проектирования в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 16:05, контрольная работа

Описание работы

Основные условия развития рыночной экономики
Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой главные экономические проблемы общества решаются, прежде всего, через конкурентный механизм формирования цен.
Условия развития рыночной экономики различаются в зависимости от моделей рыночной экономики.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 50.96 Кб (Скачать файл)

В то же время подстановка в эту модель значений конкретных показателей свойств качества, характерных для того или иного конкретного вида продукции, позволяет перейти от общей абстрактной модели качества вообще к определенной модели качества реально существующего вида продукции.

Таким образом, в настоящее время формируется отрасль исследовательской деятельности, имеющая широкое практическое приложение к самым разнообразным продуктам труда. Эта отрасль имеет свой специфический объект исследований (общие принципы и методы оценки качества), свой специфический предмет исследования (совокупность свойств продуктов человеческого труда), свой специфический математический аппарат, свои специфические проблемы , имеющие математический, физиологический и социологический характер.

Отличием данной системы от других научных дисциплин являлось отсутствие термина, обозначающего ее название.

С точки зрения легкости н удобства образования новых научных терминов, для решения поставленной задачи наиболее пригодными представлялись древнегреческий и латинский языки. Вместе с тем, учитывая, что термин должен обозначать межотраслевую науку, желательно, чтобы он был достаточно понятен широким кругам специалистов. Это означает, что при его построении нужно брать такие латинские и древнегреческие языковые корни, которые были бы достаточно привычны в научном и техническом обиходе.

С учетом перечисленных требований, эту область науки было предложено назвать “квалиметрией, от латинского корня “квали” (образующего слова qualitas - качество, свойство, характер, и qualis -какой, какого качества) и древнегреческого слова “метрео” - мерить, измерять.

Корень “метрео” стал общеупотребительным в международном научном лексиконе. Что же касается корня “квали”, то производные от него как в русском языке (квалификация, квалифицировать и т. д.), так и в языках большинства стран мира означают “качество”. Например, в английском - quality (“кволити”), в испанском- cualidad (“квадидад:”), во французском - qualite (“калите”), в итальянском - qualita (“квалита”), в голландском - kwaliteit (“квалитайт”), в немецком - qualitat (“квалитет”).

Таким образом, термин “квалиметрия” очень удобен: он лаконичен и достаточно точно передает содержание понятия “измерение качества”; составные части его понятны для людей, говорящих на разных языках; характер термина позволяет легко образовывать любые нужные производные слова: например, ученый, исследователь. занимающийся квалиметрией, - квалиметролог, подход к изучению какого-то предмета с точки зрения измерения его, качества - квалиметрический подход и т. д. Кроме этого, термин входит составной частью в логически связанную систему понятий и терминов - например, наука о качестве - квалиномия; смежная с ней дисциплина, занимающаяся измерением и оценкой качества, - квалиметрия. (Здесь существует аналогия с некоторыми другими науками: экономика - эконометрия; биология- биометрия; психология - психометрия).

В квалиметрии употребляются два термина - измерение и оценка. Если в метрологии измерение рассматривается как частный случай оценок, то в квалиметрии они характеризуют два не соподчиненных понятия. Под количественной оценкой в квалиметрии понимается некоторая функция отношения (выраженная чаще всего в процентах) показателя качества рассматриваемой продукции к показателю качества продукции, принятой за эталон.

Рассмотрим простейший пример, характеризующий различие между измерением и оценкой. Контрольный образец бетона при испытании показал прочность на сжатие - 250 кг/см 2. В данном случае число 250 - это результат измерения качества, т. е. показатель качества. Но, чтобы оценить качество бетона или, иначе говоря, получить представление - хорош бетон или плох, нужно показатель качества сравнить с базовым. Предположим, проектная прочность бетона должна равняться 300 кг/см 2. Тогда оценка будет равна 250/300 = 0,83. Если проектная прочность должна равняться только 200 кг/см 2, оценка качества будет значительно выше: 250/200 = 1,25.

Таким образом, приняв, что измерение есть определение величины мерой, можно сказать, что и 0,83 и 1,25 - результаты измерения значения с использованием различных мер (300 - в первом случае и 200 - во втором). Однако подобное толкование внесет путаницу, так как под измерением будет пониматься как количественное выражение показателя качества в масштабе какой-то физической шкалы, так и результаты сравнения этих значений. Поэтому для удобства термин измерение желательно трактовать, как это сделано в проекте государственного стандарта “Метрология. Термины и определения”: “Измерение - нахождение значения физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств”.

Какими же оценками оперирует квалиметрия? Особенно серьезную роль играют комплексные оценки, т. е. оценки показателей качества продукции, относящиеся к совокупности ее свойств. Вероятно, важность комплексных оценок и то внимание, которое уделяют им исследователи, привели к распространению мнения, что квалиметрия оперирует только комплексными безразмерными оценками, полученными в результате вычисления тем или иным способом. Это, безусловно, сужает границы квалиметрии, так как исключает из сферы квалиметрии дифференциальные методы оценки качества (т. е. оценки отдельных, единичных показателей свойств качества). Между тем, само название квалиметрия показывает, что ее аппаратом являются все виды оценок любой размерности, полученные различными способами.

Дифференциальные оценки не только являются инструментом квалиметрии, но без них невозможно получить комплексную оценку. В самом деле, оценки отдельных показателей, на которых базируются комплексные оценки, есть не что иное как дифференциальные оценки.

Следовательно, задача квалиметрии - разработка и развитие всех методов оценки качества (как комплексных, так и дифференциальных). Тем более, что комплексная оценка качества и не всегда необходима. В некоторых случаях достаточно иметь только дифференциальную оценку одного из свойств качества (например, в ситуации когда при сравнении двух образцов с целью выбора лучшего из них все остальные свойства одного образца оказываются равными соответствующим свойствам другого)

За последние несколько лет в области оценки качества проделана большая работа: сформулирован предмет науки о качестве продукции, вышел государственный стандарт на основные термины в области качества продукции, подготовлено несколько терминологических стандартов по качеству, разработаны “Методические указания по определению уровня качества промышленной продукции серийного производства”, опубликовано множество статей по оценке качества конкретных видов продукции и т. д.

 

 

4.Сфера применения квалиметрии.

 

Вначале квалиметрия определялась как наука об измерении и оценке качества продукции. И это было вполне естественно, потому что проблема качества народнохозяйственной продукции – одна из важнейших проблем.

Где в настоящее время применяется квалиметрия? Расширилась ли сфера ее приложения?

Во второй половине XX в. основные научные категории, относящиеся не только техническим, но н к естественным и даже гуманитарным наукам, все в большей степени начинают подвергаться сначала формализации, а затем - и количественному выражению (квантификации).

В настоящее время комплексные количественные оценки качества все больше и больше внедряются в различные сферы человеческой деятельности. В отечественной и зарубежной научно-технической, научно-популярной н даже общественно-политической литературе все чаще затрагиваются проблемы комплексной оценки качества разного рода объектов, не являющихся продуктами труда, или оценки качества протекания различных процессов.

Существующие сейчас методики оценки качества (несмотря ил то, что объект оценки у них самый разнородный) характеризуются внутренним единством. Оно заключается в том, что эти методики базируются на общих принципах квалиметрии. Следовательно, с точки зрения теоретической квалиметрии, эти методики однородны и могут быть описаны одним алгоритмом.

 

Таким образом, можно считать, что:

- методы комплексной  количественной оценки качества  захватывают все новые области, зачастую далеко отстоящие от  первоначальной сферы их приложения - только к продуктам труда;

- алгоритм этих методов  и принципы, на которых они  базируются, практически не отличаются  от тех, которые приняты в теоретической  квалиметрии;

- сферы приложения многих  из этих методов, например оценка  качества специалистов, чрезвычайно  важны.

Поэтому целесообразно поставить вопрос о едином фронте работ исследователей, занимающихся проблемой оценки качества в самых различных областях народного хозяйства, что, несомненно, будет способствовать повышению научного уровня таких исследований. Кроме того, расширение сферы квалиметрии поможет подвести научную базу под целый комплекс методов решения задач по оценке качества различных процессов и предметов, не являющихся продуктами труда, что, безусловно, будет иметь большое народнохозяйственное значение.

Следовательно, есть основания утверждать, что в настоящее время квалиметрия начинает объединять не только методы оценки качества различных видов продукции, но и методы оценки качества предметов, не являющихся продукцией, и также различных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение необходимо отметить, несмотря на это, сегодня еще рано утверждать, что сложилась стройная теория квалиметрия. Слишком небольшой срок прошел с момента ее зарождения, слишком серьезен объект исследования. Однако правомерно и необходимо говорить уже теперь об ориентации данного научного направления, о принципах и подходах к оценке качества, о главных, узловых проблемах, на решение которых должны быть направлены усилия специалистов.

В настоящее время квалиметрия достигла такой стадии развития, когда внутри нее явственно начинают выделяться две ветви: теоретическая и прикладная.

Теоретическая квалиметрия абстрагируется от конкретных объектов (предметов или процессов) и изучает только общие закономерности и математические модели, связанные с оценкой качества. Объектом теоретической квалиметрии являются философские и методологические проблемы количественной оценки качества. Задача прикладной квалиметрии - разработка конкретных методик и математических моделей для оценки качества конкретных объектов разного вида и назначения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. А.В. Гличев “Прикладные вопросы квалиметрии”, “Стандарт”, Москва, 1983г.

 

 

  1. В.А. Авилов Математико-статистические методы технико-экономического анализа производства, “Экономика”, Москва, 1967г.

 

  1. Г.Г. Азгальдов О взаимосвязи качества и потребительской стоимости , “Стандарты и качество”, Москва, 1971г.

 

  1. Л.Н. Альперин Об инженерно - психологической оценке качества технических устройств, “Стандарты и качество”, Москва, 1967г.

 

  1. Райхман “О квалиметрии”, “Стандарты и качество”, Москва, 1983г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования и науки РФ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Московский государственный университет технологий и управления

имени К.Г. Разумовского (ПКУ) »

 

Филиал ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ) »

в г. Липецке

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»

на тему «Что такое квалиметрия. »

 

 

 

 

 

 

                                                                       Выполнил студент(ка) 5 курса

                          Специальности 260504.65

                                  Института ТМ

   Шифр: 0922-260504-10/000089

   Кузнецова  А.В

                                       Проверил

                                                    Фарофонова О.В.

 

 

 

 

Липецк 2015 год

 


Информация о работе Методы проектирования. Задачи развития и совершенствования методов проектирования в условиях рыночной экономики