Методы управленческой деятельности на гос уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Преобразования, возникшие в развитии российского государства, такие как: смена общественно-политического строя и социально-экономического уклада, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы мирового научно-технического прогресса – обусловливают необходимость кардинального изменения принципов, функций, форм, методов и средств государственного и муниципального управления

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
I.1 Понятие и основные черты методов управленческой
деятельности 5
I.2 Методы и формы управленческой деятельности 9
ГЛАВА II МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
II.1 Методы управленческой деятельности на государственном
уровне 13
II.2 Методы управленческой деятельности на муниципальном уровне………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….……....29

Файлы: 1 файл

курсовая по СГМУ Методы управленческой деятельности на гос уровне Ахмадова А.А..docx

— 59.68 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

I.1 Понятие и основные черты методов управленческой

 деятельности 5

I.2 Методы и формы управленческой деятельности  9

ГЛАВА II МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 13

II.1 Методы управленческой деятельности на государственном

уровне 13

II.2 Методы управленческой деятельности на муниципальном уровне………………………………………………………………………….18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…...27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….……....29

  

ВВЕДЕНИЕ

Преобразования, возникшие  в развитии российского государства, такие как: смена общественно-политического  строя и социально-экономического уклада, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы мирового научно-технического прогресса – обусловливают необходимость  кардинального изменения принципов, функций, форм, методов и средств  государственного и муниципального управления.

Все цивилизованные государства  в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь  достойного качества жизни каждого  члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. Это доказывает пристальное внимание правительства к проблеме организации  государственной службы. Россия в  этом плане не является исключением. Для того, чтобы правильно и наиболее полно выполнить задачу построения и организации государственного и муниципального управления в стране, необходимо, в первую очередь, учитывать исторические особенности нашего государства и методы государственного и муниципального управления, с помощью которых осуществляется власть в стране.

Методы управления основываются на объективных экономических законах, закономерностях социально-экономических систем, должны учитывать достигнутый научно-технический уровень, социальные, правовые и психологические отношения в процессе управления.

Целью данной работы является характеристика понятия и анализ методов управленческой деятельности на государственном и муниципальном уровнях.

Для осуществления цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучение теоретических основ методов управленческой деятельности:
  • определение понятий и особенностей методов управленческой деятельности;
    • изучение методов и форм управленческой деятельности.
  1. Классифицировать методы государственного управления и муниципального управления:
    • рассмотрение методов на государственном уровне;
    • рассмотрение методов на муниципальном уровне.

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I.1 Понятие и основные черты методов управленческой деятельности

Методы государственного управления – способы, приемы воздействия субъекта управления на объект управления в рамках управленческих отношений, которые используются для достижения целей и задач управления, реализации функций управления.

Основные черты методов государственного управления:

  1. Реализуются в процессе управленческой деятельности.
  2. Органически связаны с целевым назначением определенного вида управленческой деятельности.
  3. Выражают управленческое воздействие субъекта государственного управления на объект управления.
  4. Выступают средством реализации субъектом управления своих полномочий в рамках компетенции.
  5. Адресованы конкретному объекту управления.
  6. Связаны с характеристикой (состоянием) объекта управленческого воздействия.
  7. Являются оптимальным способом достижения поставленных управленческих целей в сложившихся условиях.
  8. Нуждаются в правовом опосредовании.
  9. Имеют масштабную (территориальную и временную) привязку.

Универсальными методами управленческой деятельности признаются убеждение, поощрение (принуждение).

Убеждение – процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, в результате которого идеи, ценности, установки субъекта становятся внутренними идеями, личными установками объекта управления1.

Существуют следующие  средства (способы) убеждения:

  • обучение – процесс целенаправленного формирования знаний, умений, навыков;
  • агитация – распространение идей в целях привлечения масс к активной общественно-политической деятельности в сфере государственного управления;
  • пропаганда – распространение в массах, популяризация идей, учений, знаний, в том числе с использованием средств массовой информации;
  • разъяснительная работа – деятельность по разъяснению содержания чего-либо;
  • критика – отрицательное суждение и указание недостатков в какой-то (чьей-то) деятельности;
  • осуждение антисоциального поведения – выражение неодобрения, порицания отклоняющегося поведения.

Поощрение – способ воздействия субъекта управления, применяемый к объекту управления при позитивной оценке его деятельности, наличии заслуги в целях побуждения к дальнейшим успехам в деятельности.

Особенности поощрения:

  • является методом государственного управления;
  • фактическим основанием для применения поощрения выступает заслуга, высокие результаты деятельности;
  • является реакцией на прошлое поведение (деятельность) объекта управления;
  • реализуется путем применения конкретных мер поощрения;
  • имеет конкретного адресата;
  • осуществляется в рамках особого административно-поощрительного производства;
  • результат применения поощрений не может быть обжалован;
  • стимулирует дальнейшую активную деятельность объекта управления.

В зависимости от правовой основы поощрение может быть регламентированным правовыми нормами и не имеющим правового закрепления (публичная благодарность).

По содержанию выделяют такие виды поощрений, как моральное (благодарность, Почетная грамота, занесение на Доску почета), материальное (денежная премия, ценный подарок), статусное (имеющее правовое положение объекта управления, например присвоение почетного звания «Заслуженный строитель Российской Федерации»), смешанное (включает как моральное, так и материальное или статусное поощрение, например присвоение звания Героя России).

Задачи государственного управления решаются органами государственной  власти посредством управленческой деятельности – специфического вида деятельности людей, требующего определенных качеств, навыков и знаний.

Управленческая деятельность не является чем-то независимым, обособленным в обществе. Прежде всего, она по своему внутреннему содержанию отражает свойства присущие в целом государственному управлению: системность, государственное  властвование, универсальность, разнонаправленность  и т.п. Управленческая деятельность представляет собой результат совокупности действий человека (умственных, физических и др.).

Таким образом, управленческая деятельность, обладая свойствами государственного управления, содержит в себе субъективный фактор, через который оно и реализуется2.

Управленческая деятельность обладает определенными чертами:

  1. Она носит прикладной характер. Сама по себе она не имеет ценности, а предназначена для реализации целей и функций государственного управления. Поэтому её можно представить как совокупность выработанных людьми навыков, умений, способов, средств и действий человека в сфере управления.
  2. Отличается интеллектуальным содержанием. Это качество двояко проявляется: с одной стороны – выработка решения и его реализация не возможна без интеллектуальной деятельности должностных лиц органов государственного управления, с другой стороны – требует того же от управляемого объекта – людей, осознания ими управленческого воздействия. Помимо этого, главный смысл управленческой деятельности заключается в получении нового качества управляемого процесса, что невозможно без умственных, творческих усилий.
  3. Информационность. В своей основе управленческая деятельность во многом связана с поиском и обработкой огромного объема информации, на основе которой принимаются управленческие решения. В современных условиях поток информации возрос во много раз, поэтому приемы работы управленческого аппарата с информацией должны постоянно совершенствоваться, вырабатываться новые приемы и способы, новые технические средства программы и системы обработки информации. От качества информации, ее достоверности зависит эффективность принимаемых решений и в целом государственное управление.
  4. Социально-психологический характер с выраженным проявлением воли. Специфика управленческой деятельности сопряжена с постоянным выполнением обязательных определенных действий, подчинения и исполнения, работы в определенном коллективе, в составе «команды», требует подчинения собственного «Я» исполнению государственной должности, напряжения личных качеств и согласования своих действий с общими целями.
  5. Коллективность. Управленческая деятельность всегда осуществляется в коллективе, предполагает взаимодействие одних коллективов с другими, как внутри управляющего субъекта, так и с коллективами объектов управленческого воздействия, социальными группами и т.п. Формальное построение органа управления по подразделениям и должностям создает только логическую схему для упорядочивания коллективного труда многих. Чем выше согласованность отдельных звеньев управленческой системы, отдельных должностных лиц между собой, тем эффективность государственного управления выше, в частности, экономичнее.
  6. Комплексное явление. Управленческая деятельность включает многие компоненты: люди, информация, технические средства и многое другое. Только сбалансированное введение в действие всех элементов управления придает ему рациональность и эффективность.
  7. Юридическая заданность. Несмотря на влияние субъективного человеческого фактора на характер управленческой деятельности, многие её элементы закрепляются юридически, привязываются к конкретным государственным органам, должностям: компетенция, сфера деятельности, способы выполнения управленческих функций и т.п.

I.2 Методы и формы управленческой деятельности

Осуществление функций государственного управления происходит с использованием органами управления различных приемов и способов, т.е. методов. Под методами управленческой деятельности понимаются способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях.

Особенность этих методов состоит  в том, что они применяются  в управленческих процессах по поручению  государства. В связи с этим методы управленческой деятельности должны отвечать определенным требованиям:

  • обладать способностью формировать и обеспечивать реализацию управляющих воздействий;
  • быть разнообразными и приспособленными к использованию в управлении;
  • быть реальными и гибкими.

Все методы управленческой деятельности условно можно разделить на две  основные группы:

  • методы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления;
  • методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления.

В последние десятилетия в управленческую деятельность все шире входят методы из естественных, общественных и точных наук: математического программирования, вероятностно-статистические, системного и функционального  анализа, теории стратегических игр, экономико–статистического  моделирования, графические и др.

Большая группа методов функционирования органов государственного управления и местного самоуправления связана  с правовой и организационной  государственно-управленческой деятельностью3. Свои особенности имеют методы работы с информацией, методы правотворческой, оперативно-исполнительской и правоохранительной деятельности, методы подготовки и проведения организационных мероприятий, методы подбора и подготовки кадров, исполнения и контроля и др.

По аспектам влияния на человека, методы реализации целей и функций государственного управления можно сгруппировать на:

  • морально-этические – предполагают обращение к  достоинству, чести, совести человека; включают меры воспитания, разъяснительную работу, моральное поощрение и взыскание; смысл их в выработке определенных убеждений, нравственной позиции, психологической установки в отношении управления и действий по его осуществлению.
  • социально-политические – связаны с условиями труда, быта, досуга, оказанием социальных услуг, вовлечением в управленческие отношения, развитием общественной и политической активности.
  • экономические – свобода предпринимательства, расширение личной собственности, уровень оплаты труда, материальные стимулы, льготное налогообложение.
  • административные – содержат способы, приемы и действия прямого и обязательного определения поведения и деятельности людей со стороны соответствующих управляющих компонентов государства.

Одним из важных элементов управленческой деятельности в государственном управлении, посредством которого определяется реализация компетенции государственных органов, является форма управленческой деятельности. По форме можно судить, что и как делается в государственных органах по осуществлению их компетенции.

Форма управления – это внешнее  выражение практической активности государственных органов по организации  и формированию и реализации управленческих целей и функций и обеспечению  их собственной жизнедеятельности.

В государствоведении среди форм государственно-управленческой деятельности различают формы:

  • установление норм права;
  • применение норм права;
  • оперативно-организационные действия (работа);
  • материально-технические действия и операции.

Эти формы можно объединить в  две группы:

  1. Правовые (установление и применение правовых норм) формы используются в основном при подготовке, принятии и исполнении управленческих решений, представляют собой правовой акт государственного органа (законы, постановления, акты проверок, материалы анализа, статистические сведения. В правовой форме выражается односторонне, волеизъявление субъекта управления – уполномоченного государственного органа.
  2. Организационные (оперативно-организационные и материально–технические) формы представляют собой конференции, совещания, заседания, планерки, сессии, оперативки  и т.п. В отличие от правовых форм они носят коллективный характер. При низком профессионализме, надуманности необходимости какого-либо органа или структуры, организационные формы деятельности в них выдаются за осуществление управленческой деятельности.

К сожалению, порой организационным  формам не придается должного значения в силу подхода к проведению таких  мероприятий (ППР), а ведь решения, выработанные в итоге должны носить общеобязательный характер для участников на уровне нормативного акта.

Все формы управленческой деятельности должны применяться в сочетании, дифференцированно и конкретно, исходя из управленческой ситуации и  задачи, и оцениваться по результатам  практического влияния на управленческие процессы.

 

 

 

ГЛАВА II МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Информация о работе Методы управленческой деятельности на гос уровне