Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 22:01, курсовая работа
Преобразования, возникшие в развитии российского государства, такие как: смена общественно-политического строя и социально-экономического уклада, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы мирового научно-технического прогресса – обусловливают необходимость кардинального изменения принципов, функций, форм, методов и средств государственного и муниципального управления
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
I.1 Понятие и основные черты методов управленческой
деятельности 5
I.2 Методы и формы управленческой деятельности 9
ГЛАВА II МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
II.1 Методы управленческой деятельности на государственном
уровне 13
II.2 Методы управленческой деятельности на муниципальном уровне………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….……....29
II.1 Методы управленческой деятельности на государственном уровне
В общепринятом понимании
метод означает способ, прием практического
осуществления чего-либо. Применительно
к государственно-
Следовательно, метод управления, есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижения ее целей.
Методы любой деятельности
разнообразны. В равной степени это
относится и к методам
Наиболее характерно для методов государственного управления следующее.
Во-первых, они органически связаны с целевым назначением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти.
Во-вторых, они выражают управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты.
В-третьих, они непосредственно выражаются в связях между субъектами и объектами государственного управления как формы практической реализации исполнительной власти.
В-четвертых, они используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции.
В-пятых, метод управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объект (индивидуальный либо коллективный).
В-шестых, с учетом многообразия приемов и способов реализации управленческой компетенции, метод управления, есть определенная возможность решения управленческих задач, стоящих перед субъектом исполнительной власти.
В-седьмых, в методах управления в соответствующем объеме находит свое выражение государственный (публичный) интерес, управляющая воля государства.
В-восьмых, метод управления
всегда непосредственно выражает принадлежащие
государству и его
В-девятых, для методов
управления характерна правовая форма
их непосредственного
В-десятых, выбор конкретных
методов управляющего воздействия,
находится в прямой зависимости
не только от особенностей организационно-правового
статуса субъектов
Итак, по главным своим
показателям метод
Однако акценты при этом различны: либо речь идет о механизме правового регулирования, в принципе едином для всех отраслей права, либо об управленческом «инструментарии», используемом конкретными исполнительными органами (должностными лицами) для решения стоящих перед ними повседневных задач.
Методы правового
Методы же управления в
наиболее типичном варианте – индивидуализированы.
Налицо определенная степень производности
методов государственно-
Главный критерий, необходимый для разграничения названных вариантов, в методологическом смысле следующий: метод правового регулирования – функция административного права; метод управления – функция субъекта административного права, причем не всякого, а лишь того, который одновременно является субъектом исполнительной власти (государственного управления).
Метод управления, будучи способом
непосредственного управляющего воздействия
со стороны исполнительного органа
(должностного лица) на соответствующий
объект, несет в своем содержании
определенный «заряд» юридически-властных
полномочий, совокупность которых непосредственно
предопределена сущностью административно-
Метод управления фактически
выражает различные аспекты практической
деятельности того или иного исполнительного
органа (должностного лица), т.е. помогает
получить ответ на вопрос – как
они действуют. Однако при этом появляется
возможность значительного
Действительно, в практической работе исполнительных органов (должностных лиц) используется богатый арсенал различных средств, совокупность которых служит интересам осуществления управляющего воздействия. Однако далеко не во всех этих средствах такое воздействие находит свое прямое выражение. Тем не менее, они также квалифицируются в качестве методов управления.
Важность иных средств, используемых
в работе органов управления, несомненна,
но связываются они с решением
задач иного порядка. Так, очевидно,
что для принятия управленческого
решения в виде правового акта
субъект исполнительной власти предварительно
проводит значительную работу, как-то:
проведение определенных расчетов, создание
схем возможных взаимосвязей, вызываемых
данным решением, изучение результатов,
достигнутых исполнением
В равной мере можно характеризовать и иные действия управленческого характера, например, способы принятия управленческих решений (коллегиальный, единоличный, по согласованию, совместный и т.п.). В аппарате органов управления происходит распределение компетенции и ответственности между его структурными подразделениями и отдельными должностными лицами и т.п.
Несомненно, что налицо определенные приемы или способы управленческой работы. Но для того, чтобы признать их методами управления оснований не имеется, так как все они не выражают непосредственное управляющее воздействие. Нет здесь и отношений между субъектом и объектом управления, ибо все действия замыкаются в рамках аппарата данного исполнительного органа. Но, если нет управляющего воздействия, нет и собственно методов управления.
Вот почему не следует выделять в качестве самостоятельных методов управления математические, графические, социологические, исследовательские, воспитательные и прочие средства, ни в коей мере не умаляя при этом их значимости и для обеспечения нормальной работы аппарата управления. Подобного рода действия можно отнести к так называемым организационным мероприятиям (операциям), находящим свое внешнее выражение, как правило, в не правовых формах государственно-управленческой деятельности и не вызывающих прямых юридических последствий внешнего характера, т.е. не оказывающих влияние на объект управления.
Таким образом, следует различать:
Таким образом, административно-правовые
методы, как методы государственного
управления – в них проявляются
все основные качества, присущие государственно-управленческой
деятельности, в рамках которой реализуется
исполнительная власть. С помощью
такого рода методов, имеющихся в
том или ином наборе в распоряжении
каждого субъекта исполнительной власти,
управляющее воздействие на объект
практически осуществляется путем
использования административно-
II.2 Методы управленческой деятельности на муниципальном уровне
Муниципальное управление – это деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов.
Субъектами муниципального управления являются органы местного самоуправления, объектом – муниципальное образование, главной целью – удовлетворение коллективных интересов и потребностей местного сообщества.
Муниципальное управление включает в себя и менеджмент, и маркетинг территории, и стратегическое планирование и координацию деятельности всех субъектов, расположенных на территории муниципального образования с целью удовлетворения коллективных интересов и потребностей местного сообщества.
Местное самоуправление имеет
большое значение для поиска новых
моделей управления обществом, формирования
новой российской государственности,
где пирамида формирования и удовлетворения
потребностей принципиально перевернута:
не государство определяет то, что
нужно местному сообществу и в
каком объеме, а само население
посылает импульсы-требования к местной
власти, а она, в свою очередь, –
государству. Суть в том, что полномочия
по определенным предметам ведения
должны исполняться на максимально
приближенном к населению уровне
власти, где может быть достигнута
относительная замкнутость
Являясь властью специфической, производной от государственной, местное самоуправление имеет два вида полномочий: собственные и переданные государством. В то же время содержание управленческой деятельности органов местного самоуправления имеет двойственную природу. Она включает в себя как вопросы общего взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами разных форм собственности, действующими на территории муниципального образования, так и регулирование хозяйственных отношений для муниципальных предприятий, учреждений и организаций.
В основе управленческой деятельности органов местного самоуправления лежит удовлетворение или реализация общественных (коллективных) интересов и потребностей местного сообщества. Поэтому основным видом деятельности органов местного самоуправления является подчинение деятельности предприятий, организаций и учреждений муниципальной и иных форм собственности, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных (всеобщих) интересов граждан. Чем богаче и благополучнее будут эти хозяйствующие субъекты, тем полнее будет местный бюджет, а отсюда – наиболее полно будут удовлетворяться нужды местного населения. При этом целью органов местного самоуправления является не только координация (регламентация) хозяйственной деятельности этих субъектов, но и создание благоприятных условий, в которых она протекает5.
Основная цель муниципального
управления – повысить уровень жизнеобеспечения
населения муниципального образования».
Для этого муниципальное
Информация о работе Методы управленческой деятельности на гос уровне