Методы управленческой деятельности на гос уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Преобразования, возникшие в развитии российского государства, такие как: смена общественно-политического строя и социально-экономического уклада, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы мирового научно-технического прогресса – обусловливают необходимость кардинального изменения принципов, функций, форм, методов и средств государственного и муниципального управления

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
I.1 Понятие и основные черты методов управленческой
деятельности 5
I.2 Методы и формы управленческой деятельности 9
ГЛАВА II МЕТОДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
II.1 Методы управленческой деятельности на государственном
уровне 13
II.2 Методы управленческой деятельности на муниципальном уровне………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….……....29

Файлы: 1 файл

курсовая по СГМУ Методы управленческой деятельности на гос уровне Ахмадова А.А..docx

— 59.68 Кб (Скачать файл)
  • создает социальную инфраструктуру;
  • стабилизирует экономику;
  • регулирует социально-экономические процессы;
  • развивает межрегиональные и внутрирегиональные связи;
  • поддерживает экологическую обстановку;
  • сохраняет единое экономическое пространство.

Для решения этих задач  формируется система муниципального управления, которая: контролирует использование  природных ресурсов муниципального образования; охраняет природу; осуществляет санитарный надзор; содержит жилищно-коммунальное хозяйство; создает социальную инфраструктуру; сохраняет памятники; обеспечивает жизнедеятельность и занятость  населения; обеспечивает финансово-экономическую  самостоятельность и т.д.

Методы управления – это  способы и приемы управленческой деятельности, с помощью которых  объект управления направляется на достижение своих целей.

Методы муниципального управления основываются на объективных экономических  законах, закономерностях социально-экономических  систем, учитывают достигнутый научно-технический  уровень, социальные. правовые и психологические  отношения в процессе управления. Методы муниципального управления всегда используются комплексно, взаимно дополняя друг друга. Их совокупность образует целостную систему методов муниципального управления.

Существуют следующие  группы методов:

  • экономические,
  • административно-распорядительные и правовые,
  • социально-психологические.

Каждая группа методов  обладает определенным характером воздействия  на объект управления. Искусство управления заключается в овладении этими  методами, в правильном их выборе и  сочетании, умении применить на практике.

Экономические методы муниципального управления.

Экономические методы управления – это комплекс способов и приемов  управления, основанных на использовании  экономических законов и интересов. Цель этих методов – создать условия, заинтересовывающие производителя  производить необходимые товары и услуги нужного качества и по приемлемой цене. Эти методы призваны обеспечить гармонию и единство экономических интересов предприятий (организаций), местного сообщества и конкретного жителя.

Экономические методы включают в себя планирование, хозрасчет, ценовую  политику, бюджетную политику, налоговую  политику, кредитную политику и др. Потребность в экономических  методах управления закономерно  и существенно возрастает, поскольку  в условиях развития частного предпринимательства  не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия  сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения.

Сущность экономических  методов – в воздействии на экономические интересы потребителей и работников с помощью цен, оплаты труда, прибыли, кредита, налогов и  других экономических рычагов, позволяющих  создавать эффективный механизм работы. Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих  заинтересованность и ответственность  управленческих работников за последствия  принимаемых решений и побуждающих  работников добиваться инициативного  осуществления поставленных задач  без специальных на то распоряжений.

Особенности экономических  методов управления состоят в  том, что они:

  • базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными задачами, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений;
  • оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие посредством системы отношений, учитывающих интересы коллектива и отдельных работников (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно ориентироваться на экономические интересы объекта управления);
  • непременно предполагают самостоятельность предприятия на всех уровнях при одновременном возложении на него ответственности за принимаемые решения и их последствия (в отличии от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения);
  • побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива (административные распоряжения большей частью однозначны, требуют обязательного, точного исполнения).

Экономические методы управления должны занять и неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для нормального функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в  новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается число звеньев управления. При умелом использовании экономических  методов управления управляющие  органы в условиях рынка легче  преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием  соответствующей экономической  заинтересованности в оперативном  удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредотачивается, если в том есть потребность, на конечных результатах обслуживания населения. Чем шире применяются экономические  методы, тем большее число вопросов решается непосредственно в основных звеньях управления, ближе к источнику  информации.

В прошлом, в условиях необоснованного широкого применения административных методов, нередко на высоких уровнях управления принимались решения, которые по своему содержанию входили в компетенцию нижестоящих звеньев управления. В результате замедлялся процесс принятия решений и не обеспечивалась требуемая оперативность управления, снижались его компетентность и качество.

Использование системы экономических  методов на государственных предприятиях даст должный эффект только в том  случае, если прибыльность ведения  хозяйства будет охватывать все  звенья организационной структуры  управления, образуя замкнутую систему  с распределением материальной ответственности  между всеми ее звеньями.

Административно-распорядительные и правовые методы муниципального управления.

Исполнительный орган  местного самоуправления (местная администрация) осуществляет свои функции двумя  способами правовыми и организационными. Правовой способ предполагает принятие нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию исполнительных органов местного самоуправления. Организационный  способ предполагает организацию работ  по выполнению решений представительного  органа местного самоуправления, собственных  решений, а также законов и  других нормативных правовых актов  федеральных и региональных органов  государственной власти.

Административно-распорядительные и правовые методы представляют собой  совокупность средств юридическго (правового и административного) воздействия на отношения людей. Осуществление этих методов гарантируется действующей системой федеральных и региональных законов, нормативных актов местного самоуправления. Юридическое воздействие заключается в применении правовых норм, регулирующих связи и отношения, возникающие в процессе управления.

Правовые нормы выражаются в различных законодательных  актах, положениях, инструкциях, приказах и распоряжениях. Применение правовых норм предполагает использование санкций, которые подразделяются на: дисциплинарные, материальные, административные и уголовно-правовые.

Административные методы предполагают организационное и  распорядительное воздействие. Организационное  воздействие выражается в четком распределении функций управления, установлении прав и обязанностей работников управления, регламентации основных процедур управленческой деятельности. В основе организационных воздействий  лежат: организационное регламентирование  и организационное нормирование. Организационное регламентирование  устанавливает правила, обязательные для выполнения, и определяет содержание и порядок управленческой деятельности в соответствии с правовыми нормами  и инструктивными материалами.

Организационное нормирование заключается в разработке нормативов и норм; численности управленческого  персонала и управляемости, затрат труда в сфере управления и  длительности управленческих операций и процедур, расходов материалов и  других расходов. Устав, положения, регламент, должностные инструкции, распределение  прав и обязанностей, организационные  структуры создают базу для распорядительной деятельности, т.е. для установления конкретных заданий и контроля их исполнения. Распорядительное воздействие  осуществляется в процессе функционирования муниципального образования и направлено на обеспечение слаженной работы, аппарата управления, на поддержание  всей инфраструктуры в заданном режиме работы или перевод ее в более  совершенное состояние.

Социально-психологические  методы.

Способы и приёмы воздействий, основанные на использовании социальной психологии, называются социально-психологическими методами управления. В этом управлении используются две группы методов, учитывающих  человеческий фактор: социологические  и психологические. Социологические  методы управления реализуют закономерности функционирования и развития коллективов  и сообщества.

К этой группе относятся  следующие методы:

  • методы управления социально-массовыми процессами;
  • методы управления группами;
  • методы управления групповыми явлениями и процессами;
  • методы социального нормирования;
  • методы ролевых изменений.

Психологические методы в  управлении предполагают использование  не только психологических методов  в чистом виде, но всего комплекса  психологических знаний, которые  в рабочей ситуации подсказывают правильное решение, позволяют понять и оценить происходящее. К основным типам психологических методов  управления относятся: психологические  методы профессионального отбора и  обучения, психологические методы организации  труда, методы мотивации трудового  поведения. В этих методах учитываются  темперамент, характер, способности  и задатки человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы добавить, что основными задачами для рационального использования методов управленческой деятельности, на мой взгляд, прежде всего, являются следующие:

1) создание и развитие местного  хозяйства как совокупности предприятий,  организаций, учреждений различных  форм собственности;

2) координация их деятельности  и объединение их общими социально-экономическими  интересами в целях наиболее  полного удовлетворения общественных  интересов и потребностей;

3) создание благоприятных условий  для формирования достаточной  инфраструктуры, в том числе и  для комплексного социально-экономического  развития территории;

4) разработка прогнозов развития  муниципального образования в  целом, так и входящих в его  состав населенных пунктов;

5) учет сочетания различных факторов  производства, необходимых для осуществления  хозяйственной деятельности;

6) обеспечение достаточных доходов и соответствующего им уровня удовлетворения потребностей людей в жизненных благах;

Управленческая деятельность - явление прикладного характера. Это совокупность выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств  целесообразных поступков и действий человека в сфере управления.

Формы управленческой деятельности - это внешние, постоянно и типизировано фиксируемые выражения и проявления практической активности государственных  органов по формированию и реализации управленческих целей и функций  и обеспечению их собственной  жизнедеятельности. Их три формы:

1. Правовые, посредством  которых фиксируются управленческие  решения и действия, имеющие юридический  смысл (установление и применение  правовых норм)

2. Организационные - связанные  с осуществлением определенных  коллективных либо индивидуальных  действий (оперативно-организационных  и материально-технических операций)

3. Организационно-правовые (многие правовое формы являются  юридически корректными только  в случае их принятия посредством  установленных организационных  форм).

Отличительные черты управленческой деятельности:

  1. Интеллектуальное содержание.
  2. Является информационной (получение, осмысление, хранение, выдача информации).
  3. Это сложное социально-психологическое явление с ярко выраженной доминантой воли.
  4. Всегда коллективистская (осуществляется в коллективе государственного органа)

Основа управленческой деятельности - теория управления (разработка и принятие управленческих решений методами системного анализа).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М.: Омега-Л, 2006. – 584 с.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. – М.: Юрайт-М, 2008. – 384с.
  3. В.Е. Рыбалкина Международные экономические отношения: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2007. – 605 с.
  4.   Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. - М.: Гардарики,2006.
  5. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. Учебник. – М.: Омега – Л, 2004. – С. 472.
  6. Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008
  7. Зеркин Д.П., Иг<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times Ne

Информация о работе Методы управленческой деятельности на гос уровне