Методы управления и особенности их применения в торговых предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Работа имеет особую актуальность, так как методы управления или воздействия в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Они не могут существовать друг без друга, так как являются комплексом способов воздействия управляющей системы на управляемую для достижения конкретной цели. Для реализации конкретной цели, а так же функции и принципы управления, применяют методы управления.
Целью написания данной курсовой работы является изучение методов управления и особенностей методов на торговом предприятии.
Для указанной выше цели поставленны такие задачи, как изучение общего понятия торгового предприятия, изучение классификации методов управления торговым предприятием и государственного регулирования торговой деятельности в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Функции и значение торгового предприятия 5
1.2 Юридическая основа торгового предприятия 9
2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ 13
2.1 Организационные методы управления 13
2.2 Экономические методы управления 18
2.3 Административно-правовые методы управления торговым предприятием…...... 23
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕТОДА УПРАВЛЕНИЯ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ………….35

Файлы: 1 файл

PER_na_23_12_12_kur_Metody_upravlenia_i_osobenn.docx

— 77.48 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5

1.1 Функции и значение торгового предприятия 5

1.2 Юридическая основа торгового предприятия 9

2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ 13

2.1 Организационные методы управления 13

2.2 Экономические методы управления 18

2.3 Административно-правовые методы управления торговым предприятием…...... 23

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕТОДА УПРАВЛЕНИЯ 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ………….35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Развитие  менеджмента как научной дисциплины определялось в равной степени развитием  производства, ходом общественного  развития, развитием смежных областей знаний и влиянием научно-технического прогресса.

Вихаинский О.С., Наумов.А.И. считают, что определяющее воздействие на эволюцию менеджмента оказывал характер экономической системы, организационные и правовые формы предприятий, динамика развития рыночных отношений. В эволюции научных зарубежных школ прослеживается влияние целей и задач, характерных для этого временного периода развития экономики и условий функционирования предприятий[7].

Становление первой школы научного управления происходит в период развития массового производства, задачей управления является обеспечение  стабильного роста производства при снижении издержек производства. Очевидно, что объектом исследования школы научного управления является производственный процесс, организация  труда рабочих, анализ приемов труда  и рабочих движений.

Главным элементом системы управления экономикой являются люди. Управленцы должны обладать абсолютно инновационными качествами в отличие от постулатов классической теории рациональной бюрократии Вебера, Хейнса, Мэс си. В первую очередь это умение объединять интеллект людей, пробуждать в них инициативу, творчество, новаторство, стремление успеху, оригинальным, самостоятельным действиям и решениям, а также способность привлекать в организации профессионалов и удерживать их, формировать атмосферу истинно заинтересованности всего персонала в успехе дела, работать на уровне высоких стандартов.

К менеджерам-руководителям  предъявляются такие требования, как высокий профессионализм, знание механизмов функционирования рынка в сочетании с владением современными информационными технологиями, в том числе использование в этих целях Интернета. Решение этого вопроса должно быть не только в углублении подготовки в школах и вузах в области экономики, бизнеса и менеджмента, но и в создании по опыту зарубежных стран общественной структуры (ассоциации) по формированию в стране института (категории) профессиональных менеджеров, деловая репутация которых удостоверялась бы этой структурой в качестве независимой экспертизы.

Основными критериями оценки хороших менеджеров являются творческий склад ума, стратегический тип мышления, склонность к инновациям, умение аккумулировать энергию и способности многих участников совместной деятельности. Интеллектуальная культура специалиста управления включает способность к методическому мышлению как фактору высокой результативности этой деятельности. Это означает, что менеджер уверенно владеет современными методами программно-целевого, информационно-аналитического, прогнозного, проектного управления.

Работа имеет особую актуальность, так как методы управления или воздействия в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Они не могут существовать друг без друга, так как являются комплексом способов воздействия управляющей системы на управляемую для достижения конкретной цели. Для реализации конкретной цели, а так же функции и принципы управления, применяют методы управления.

Целью написания данной курсовой работы является изучение методов  управления и особенностей методов  на торговом предприятии.

Для указанной выше цели поставленны такие задачи, как  изучение общего понятия торгового предприятия, изучение классификации методов управления торговым предприятием и государственного регулирования торговой деятельности в РФ.

 

 

  1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ  ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Функции и значение торгового предприятия

 

Основной задачей экономических преобразований на сегодняшний день, которые проводятся в торговле, является образование положительных условий для эффективной деятельности торговых предприятий.

Достижение этой цели, с  одной стороны, должно быть о заключено в совершенствовании законодательной, финансовой налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой стороны – требует кардинального улучшения работы самих торговых предприятий в условиях рыночных отношений.

Проблемы данных задач  вызывает необходимость всестороннего изучения сущности и содержание такого понятия, как предприятие торговли, которое в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта становиться основным звеном рыночного механизма отрасли.

Максимальное использование  рыночных и финансовых механизмов, при которых самостоятельность  предприятий в осуществлении  торгово-производственного процесса в соответствии со спросом потребителей является наибольшей, характерна прежде всего для отраслей, предприятия которых удовлетворяют потребности населения в товарах и услугах, а именно для торговли и общественного питания.

Суть этого вида деятельности составляют товарно-денежные отношения  и товарообменные операции. В широком  смысле слова под товарами и услугами могут пониматься здания, сооружения, помещения, имущество, потребительские  и промышленные товары, информация, интеллектуальный продукт (идеи, открытия, патенты и т.д.), валюта, ценные бумаги и любые другие товары и услуги, за которые потребитель готов  заплатить деньги. Но, для того чтобы  реализовать товар, необходимо его  наличие, и, по существу, не имеет принципиального значения, организует предприниматель производство товаров или выступает в качестве посредника между производителями и потребителями, как в торговой сфере.

В гражданском законодательстве Российской Федерации подчеркивается, что под предпринимательской  деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке. С учетом изложенного  торговое предприятие может рассматриваться  как форма коммерческого предпринимательства.

Акт купли-продажи товаров  базируется на основной формуле товарного  обращения – смене формы стоимости:

Д – Т и Т’ – Д’

Из этого вытекает, что  коммерческая работа в торговле –  понятие более широкое, чем простая  купля-продажа товара, т.е. чтобы  акт купли-продажи состоялся, торговому  предпринимателю необходимо совершить  некоторые оперативно-организационные  и хозяйственный операции, в том  числе изучение спроса населения  и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственный связей, транспортировку  товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового обслуживания и т.д.

Гребнев А.А. отмечает, что простая перепродажа товаров с целью получения прибыли, или иначе «делание» денег из нечего, является по существу спекулятивной сделкой, не представляющей собой полезной коммерческой деятельности (благородного бизнеса)[8].

Под торговым предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий  субъект с правами юридического лица, который на основе использования имущественного комплекса и специфической организационной структуры с целью удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров, которые соответствуют их разнообразным потребностям.

Раскрывая сущность предприятия  торговли, необходимо рассматривать  его в трех аспектах: юридическом, хозяйственном и отраслевом (Рис.1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Структура  торгового предприятия

 

Экономическая сущность торговых предприятий обусловлена выполняемыми функциями, характерными для всех хозяйствующих  субъектов отрасли.

Соломатин А.Н. считает, что основной функцией торговли является реализация товаров. Эту функцию в соответствии с классической экономической теорией можно рассматривать в двух аспектах:

  1. реализация потребительной стоимости, т.е. доведение конкретного товара от производителя до потребителя путем применения таких технологических операций, как транспортировка, прием товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка товаров и т.д.;
  2. реализация стоимости товара, в результате чего конкретный товар получает общественное признание. В момент купли-продажи (Д-Т), т.е. выполнения расчетных операций, происходит смена форм стоимости и форм собственности: товарная форма стоимости обменивается на денежную, а товар, находящийся в государственной или иной собственности, переходит в личную собственность потребителя[16].

В ходе своей деятельности предприятия торговли выполняет  и другие функции, связанные с  доведением товаров до конечного  потребителя. К этим функциям, которые часто называют дополнительным, относятся: изучение покупательского спроса на товары, формирование ассортимента товаров, реклама товаров и услуг, оказание помощи покупателям в выборе товаров, размещение и выкладка их в торговом зале, оказание дополнительных сервисных услуг по доставке купленных товаров на дом покупателю, прием заказов на товары, отсутствующие в продаже, и т.д.

Объем и характер выполняемых  предприятием функций зависит от его хозяйственной самостоятельности, типа, размера, технической оснащенности, места расположения и других факторов.

Осуществляя свои функции, торговые предприятия обеспечивают:

а) развитие производства –  путем организации коммерческой работы по заключению договоров, контрактов, заказов на производство и поставку товаров и т.д., тем самым стимулируя процесс производства и части  объема и ассортимента выпускаемой  продукции;

б) денежное распределение  – путем развития финансово-кредитной  системы, установления уровня и соотношения  цен на товары на основе поддержания  баланса между спросом и предложением;

в) личное потребление –  посредством удовлетворения потребностей населения путем применения различных  форм и методов торгового обслуживания, эффективной направленности рекламных, маркетиноговых мероприятий.

Раскрывая сущность предприятия  торговли, рассмотрим его в трех аспектах: юридическом, хозяйственном  и отраслевом.

1.2 Юридическая основа торгового  предприятия

 

Основными хозяйствующими субъектами на потребительском рынке, осуществляющими  розничную продажу товаров, выступают  торговые предприятия (юридические  лица) и отдельные предприниматели (физические лица).

По формам создания и функционирования различают три принципиальных вида торговых предприятий, основанных на личной и коллективной формах собственности: индивидуальные, партнерские и корпоративные.

1. Индивидуальное торговое  предприятие представляет собой  хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный за счет капитала только одного предпринимателя (или членов одной семьи). Такие предприятия в соответствии с действующим законодательством могут быть созданы в следующих организационно-правовых формах:

а) индивидуальное предприятие, основанное на личной собственности  физического лица и исключительно  на его труде;

б) семейное предприятие, основанное на семейной собственности и использовании  труда членов одной семьи, проживающих  совместно;

в) частное предприятие, основанное на личной собственности физического  лица, но с правом найма рабочей  силы.

2. Партнерское торговое  предприятие представляет собой  хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный для осуществления совместной деятельности двумя и более предпринимателями, объединившими свой капитал. Каждый из партнеров является представителем торгового предприятия и несет имущественную ответственность по его обязательствам. В соответствии с действующим законодательством партнерские торговые предприятия создаются в следующих организационно-правовых формах:

а) общество с ограниченной ответственностью;

б) общество с дополнительной ответственностью;

в) полное хозяйственное общество;

г) коммандитное общество.

3. Корпоративное торговое  предприятие представляет собой  хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный в форме акционерного общества. Такое общество имеет уставной фонд, поделенный на определенное количество акций одинаковой номинальной стоимости, и несет ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров.

Исполнительным органом, осуществляющим оперативное управление, является правление акционерного общества во главе с его председателем. В акционерном обществе может  быть создан наблюдательный, осуществляющий контроль за деятельностью правления.

Г.В.Плеханов считает, что минимальный размер уставного фонда торгового предприятия, создаваемого в форме акционерного общества, регулируются государством. В соответствии с действующим законодательством корпоративные торговые предприятия создаются в таких организационно-правовых формах:

а) открытое акционерное общество;

б) закрытое акционерное общество[18].

Рассмотренные правовые основы создания торговых предприятий показывают, что их деятельность может осуществляться в весьма разнообразных организационно-правовых формах. Выбор конкретных их этих форм учредителями торгового предприятия осуществляется обычно в два этапа:

На первом этапе определяется принципиальный вид торгового предприятия (индивидуальное, партнерское, корпоративное), в рамках которого будет избрана та или иная организационно-правовая форма его деятельности. В этих целях должны быть подробно рассмотрены преимущества и недостатки создания и функционирования торговых предприятий различных видов.

Индивидуальные предприятия  являются наиболее эффективной формой функционирования относительно небольших  по размерам торговых предприятий, реализующих  одну или несколько однородных групп  продовольственных или непродовольственных  товаров. По мере накопления предпринимателями  необходимого стартового капитала этот вид может быть использован и  для создания средних по размерам торговых предприятий.

Информация о работе Методы управления и особенности их применения в торговых предприятиях