Методы управления и особенности их применения в торговых предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа

Описание работы

Работа имеет особую актуальность, так как методы управления или воздействия в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Они не могут существовать друг без друга, так как являются комплексом способов воздействия управляющей системы на управляемую для достижения конкретной цели. Для реализации конкретной цели, а так же функции и принципы управления, применяют методы управления.
Целью написания данной курсовой работы является изучение методов управления и особенностей методов на торговом предприятии.
Для указанной выше цели поставленны такие задачи, как изучение общего понятия торгового предприятия, изучение классификации методов управления торговым предприятием и государственного регулирования торговой деятельности в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Функции и значение торгового предприятия 5
1.2 Юридическая основа торгового предприятия 9
2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ 13
2.1 Организационные методы управления 13
2.2 Экономические методы управления 18
2.3 Административно-правовые методы управления торговым предприятием…...... 23
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕТОДА УПРАВЛЕНИЯ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ………….35

Файлы: 1 файл

PER_na_23_12_12_kur_Metody_upravlenia_i_osobenn.docx

— 77.48 Кб (Скачать файл)

Последние здесь отсутствуют. Объект управления ставится в такие условия, когда он сам начинает действовать  должным образом не под влиянием директивных предписаний субъекта управления, а в силу того, что  такое его поведение материально  стимулируется. Чаще всего стимулирующие  средства сводятся к экономическим.

В научной литературе, в директивных  документах много внимания уделено  соотношению административных и  экономических методов. Но это разновидности  прямого и косвенного воздействия, которое осуществляется на экономические  процессы. В обороне, образовании  экономические методы применяются мало, но другие разновидности косвенного влияния используются широко.

Для методов прямого воздействия  характерны следующие признаки'.

а) прямое воздействие на волю;

б) директивность, приказной характер;

в) однозначность команд, которые, как правило, не оставляют подчиненным  возможности выбора вариантов и  обязывают делать как приказано;

г) поскольку жизнь разнообразна, а приказы однозначны, их приходится издавать много, что обуславливает  существование многих норм и указаний, которыми стремятся как можно полнее регулировать деятельность подчиненных;

д) наличие большого аппарата, контролирующего выполнение команд;

е) стимулирование осуществляется по усмотрению руководителя за выполнение команд, а то и просто за послушание, готовность выполнить любой приказ;

ж) широкое использование внеэкономического  принуждения. Прямое воздействие во многих случаях позволяет быстро добиться результатов. Часто без  него не возможно обойтись.

Методам косвенного воздействия присущи  следующие особенности:

а) руководящее воздействие осуществляется косвенно, через создание ситуации, заинтересовывающей в нужном поведении, через интересы, потребности исполнителей;

б) управленческие акты управомачивают на определенные действия;

в) у подвластных существует возможность  выбора одного или даже нескольких вариантов поведения;

г) юридическими нормами и обычаями закреплен автоматически действующий  механизм стимулирования;

д) наличие развитого механизма правосудия, решения споров, обеспечивающего защиту законных интересов граждан и их коллективов, цивилизованные процедуры разрешения противоречий.

 

 

 

 

 

 

 

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕТОДА УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Основным направлением по внедрению экономических методов управления на отечественных торговых предприятиях является применение методов экономического обоснования выбора управленческих решений. Рассмотрим данное направление более подробно.

Альбеков А.У. и Согомонян С.А.считают, что конечная цель системы менеджмента — увеличение прибыли за счет повышения конкурентоспособности товара, расширения рынка его сбыта и обеспечения устойчивости работы фирмы. Улучшения финансового состояния фирмы можно достичь за счет повышения качества товара (чем выше качество, тем выше цена), реализации политики ресурсосбережения, увеличения программы выпуска конкурентоспособного товара, организационно-технического и социального развития фирмы. Любые мероприятия по улучшению этих сторон деятельности отражаются на росте прибыли фирмы — изготовителя товара. У потребителя товара главными критериями являются качество товара, его цена и затраты на использование. Эти особенности проявления эффективности развития системы менеджмента в сферах производства и потребления товара требуют применения разных методик расчета экономического эффекта при унифицированных принципах подхода к расчетам. [2]

     Максимцов М.М. и Игнатьева А.В. отметили, что к принципам экономического обоснования относятся:

  • учет фактора времени;
  • учет затрат и результатов относительно жизненного цикла товара;
  • применение системного подхода;
  • применение комплексного подхода;
  • обеспечение многовариантности технических и организационных решений;
  • обеспечение сопоставимости вариантов по исходной информации;
  • учет факторов неопределенности и риска. [13]

Рассмотрим подробнее  некоторые из этих принципов.

Сущность фактора времени заключается в том, что инвестор, вложив свои средства в какое-нибудь мероприятие, через несколько лет получит большую сумму. Вычтя из этой суммы первоначальные вложения, получим прибыль от вложений.

Соломатин А.Н. отмечает, что методика расчета экономического эффекта зависит и от нюансов системного подхода, игнорировать которые недопустимо.

Применение комплексного подхода к расчету экономического эффекта выражается в том, что наряду с расчетом прямого экономического эффекта от реализации технических новинок необходимо учитывать побочные, сложные по методу расчета социальный и экологический эффекты от повышения (улучшения) показателей экологичности и эргономичности нового объекта. К этим показателям относятся сокращение вредного воздействия на воздушный бассейн, почву, воду, природную среду, повышение уровня автоматизации управления, снижение показателей радиоактивности, уровня шума, вибрации и др. Эти показатели должны обеспечивать сохранение жизни (здоровья) человека и охрану окружающей природной среды. [16]

Обеспечение многовариантности технических и организационных решений является одним из важнейших принципов менеджмента. Без анализа международного опыта, непосредственных конкурентов нечего браться за дело, тратить впустую капитал. Инвесторы (частные или государственные) в условиях рыночных отношений, жесткой конкуренции должны не семь, а сто раз отмерить (при помощи компьютера), прежде чем отрезать. Трудно, но рынок не терпит шапкозакидательского менеджмента. Можно еще раз вспомнить соотношения 1:10:100:1000, где один доллар — экономия на принятии упрощенного решения на стадии его формирования, а 10,100,1000 — потери на последующих стадиях жизненного цикла решения. К реализации принимается вариант с наибольшим экономическим эффектом.

Брагин Л.А. и Данько Т.П.заметили, что сопоставимость вариантов расчета по исходной информации обеспечивается путем приведения их к одному объему (как правило, по новому варианту), к одним срокам, уровню качества, условиям применения. На практике не всегда одновременно проявляются все перечисленные факторы. Некоторые из них приводятся в сопоставимый вид путем применения для всех вариантов одной и той же математической модели расчета. Подробнее эти приемы рассмотрены при изложении конкретных методов расчета. [18]

Примеры экономического обоснования  управленческих решений по повышению  качества компонентов системы менеджмента  приведены в работе. Таким образом, для обеспечения требуемых качества и эффективности процесса разработки, принятия и реализации управленческого решения рекомендуется учитывать некоторые особенности.

Импульсом управленческого  решения является необходимость  ликвидации, снижения актуальности или решения проблемы, т.е. приближение в будущем реальных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.

Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: что делать (объект)? как делать (технология)? для кого (потребители)? по какой цене? с какими параметрами?  с какими затратами? в каком количестве? в какие сроки? где? кому (исполнители)?

Основные требования к качеству информации для принятия управленческого решения: своевременность, достоверность, надежность, комплексность, адресность, правовая корректность, многократность использования, высокая скорость сбора и обработки, возможность кодирования, актуальность.

К основным параметрам качества управленческих решений следует относить: показатель энтропии, степень риска вложения инвестиций, вероятность реализации решения, степень адекватности теоретической модели фактическим данным.

К основным условиям обеспечения  высокого качества и эффективности управленческих решений относятся: применение к разработке решения научных подходов, изучение влияния экономических законов на эффективность решения, обеспечение качественной информацией, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования, построение дерева целей, обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов, многовариантность решения, правовая обоснованность, автоматизация, мотивация качественного решения, наличие механизма реализации решения.

Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид по факторам времени, качества объектов, масштабу производства, уровню освоенности, методу получения информации, условиям применения объекта, факторам инфляции, риска и неопределенности.

Валевич Р.П. отметил, что к специфическим принципам анализа относятся: принцип единства анализа и синтеза, принцип ранжирования факторов, принцип обеспечения сопоставимости вариантов, принцип оперативности, принцип количественной определенности решения.

К принципам прогнозирования  относятся: системность, комплексность, непрерывность, вариантность, адекватность, оптимальность.

К принципам экономического обоснования управленческих решений относятся: учет фактора времени, учет затрат и результатов за жизненный цикл объекта, применение к расчету системного и комплексного подходов, многовариантность, сопоставимость вариантов, учет фактора неопределенности и риска. [6]

Экономическое обоснование  управленческих решений должно осуществляться по одному из трех методов: повышение  качества «входа» системы, повышение  качества процесса в системе, одновременное  повышение качества «входа» и процесса в системе.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Высокоразвитое состояние  мира сегодня объясняется успешным управлением. Управление осуществляется на каждой стадии деятельности современных  организаций. Менеджмент как современная  система управления предприятием, действующим  в условиях рыночной экономики, предполагает создание условий, необходимых для  его эффективного функционирования и развития. Речь идёт о такой  организации управления, которая  порождена объективной необходимостью и закономерностями рыночных отношений  хозяйствования. Особенность современного менеджмента состоит в его  направленности на обеспечение рациональной организации управления предприятием.

Сфера торговли является той отраслью экономики, которая развивается наиболее быстрыми темпами. Принципиальные изменения происходят в управлении организацией, разрабатываются и внедряются принципиально новые методы управления предприятием.

В условиях рыночных отношений  обеспечить современному предприятию  эффективное функционирование и  конкурентные преимущества может только эффективная система управления его деятельностью.

В заключении хочется  еще раз отметить, что организационные методы определяют основные границы работы: направление деятельности фирмы, ее организационно-правовую форму, условия функционирования, структуру организации, а также регламентируют права и ответственность персонала и многое другое.

Экономические методы основаны на материальной заинтересованности работников и позволяют активизировать их деятельность. Оплата труда является основным мотивом  трудовой деятельности и денежным измерителем  стоимости рабочей силы.

Административно - правовые методы - это способы, приемы практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме, т.е. метод управления есть средство практического осуществления функций государственно-управленческой деятельности, достижения ее целей. Метод позволяет получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются управленческие функции, с помощью использования каких средств. 

Таким образом, можно сделать выводы – «управление» это непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.

Хочется еще раз подчеркнуть, что ни один из методов не может  существовать отдельно друг от друга. Рассморенные методы не являются взаимозаменияемыми, но очень важны для успешной работы торгового предприятия. Это так называемая «система», которой пользуются абсолютно все торговые предприятия и при правильном ее исползовании образуется достаочно конкурентноспособной торговое предприятие.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Абрамов А.А. Управление предприятием: учебное пособие [Текст] / А.А. Абрамов, А.Н.Кузнецова, А.П Ковалев. - М.: 2009г.
  2. Альбеков А.У.Экономика коммерческого предприятия [Текст] /  А.У.Альбеков. – Ростов н/Д: Феникс, 2011г.
  3. Артамонова И.А. Теория управления: учебное пособие [Текст] / И.А. Артамонова, Б.В. Краснопевцева. - М.: 2009г.
  4. Аширов В.К. Финансы [Текст] / В.К.Аширов. – Самара: ПГАТИ, 2010.
  5. Бланк И.А. Управление торговым предприятием [Текст] / И.А.Бланк. — М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Изд-во ЭКМОС, 2012г.
  6. Валевич Р.П. Экономка торгового предприятия [Текст] / Р.П.Валевич. – Минск: Выш. шк., 2009г.
  7. Вихаинский О.С. Менеджмент: Учебник для экон. спец. Вузов [Текст] / О.С.Вихаинский, А.И.Наумов. - М.:2010г.
  8. Гребнев А.А. Экономика торгового предприятия [Текст] / А.А.Гребнев. - М.: ИНФРА-М 2009г.
  9. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: учебное пособие [Текст] / Г.Я.Гольдштейн. – Таганрог: 2010г.
  10. Драчева Е.Л. Менеджмент: учебное пособие [Текст] / Е.Л.Драчева, Л.И.Юликов. - М.:2012 г.
  11. Кнышева Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие [Текст] / Е.Н.Кнышева.- М.:2009г.
  12. Мексон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ [Текст] / М.Х.Мексон, М.Альберт, Ф.Хедури. - М.: Дело, 2012г.
  13. Максимцов М.М. Менеджмент: Учебное пособие [Текст] / М.М.     Максимцов, А.В. Игнатьева. - М.: ЮНИТИ,2010г.
  14. Наумов А.И.Организация управления: Учебное пособие [Текст] / А.И.Наумов.- М.:МГУ,2009г.
  15. Сердюкова И.Д. Корпоративные финансы:  Учебное пособие [Текст] / И.Д. Сердюкова. - Брянск: Изд-во факультета дистанционного обучения, 2009г.
  16. Соломатин А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие [Текст] / А.Н.Соломатин, - М.: ИНФРА-М, 2011г.
  17. Тогунян Г.А. Государственное регулирование в области финансов и кредита в России [Текст] / Г.А.Тогунян. – М:  “Дело”, 2012г.
  18. Плеханов Г.В. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация [Текст] / Г.В.Плеханов, Л.А.Брагин, Т.П. Данько. – М.: Инфра – М, 2010г.
  19. Дробозина Л.А. Финансы предприятий. Учебник для вузов [Текст] / Л.А.Дробозина. – М.: ЮНИТИ, 2010г.
  20. Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело [Текст] / Л.А.Брагин. – М.: Инфра-М, 2010г.

Информация о работе Методы управления и особенности их применения в торговых предприятиях