Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа
Работа имеет особую актуальность, так как методы управления или воздействия в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Они не могут существовать друг без друга, так как являются комплексом способов воздействия управляющей системы на управляемую для достижения конкретной цели. Для реализации конкретной цели, а так же функции и принципы управления, применяют методы управления.
Целью написания данной курсовой работы является изучение методов управления и особенностей методов на торговом предприятии.
Для указанной выше цели поставленны такие задачи, как изучение общего понятия торгового предприятия, изучение классификации методов управления торговым предприятием и государственного регулирования торговой деятельности в РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Функции и значение торгового предприятия 5
1.2 Юридическая основа торгового предприятия 9
2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ 13
2.1 Организационные методы управления 13
2.2 Экономические методы управления 18
2.3 Административно-правовые методы управления торговым предприятием…...... 23
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕТОДА УПРАВЛЕНИЯ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ………….35
Партнерские предприятия являются наиболее эффективным видом функционирования средних торговых предприятий; это не исключает, однако, использования этого вида при создании как небольших (при объединении 2-3 партнеров), так и крупных торговых предприятий (при расширении состава их учредителей и привлечении значительного объема их капитала).
Корпоративные предприятия являются наиболее эффективным видом функционирования крупных торговых предприятий, но в отдельных случаях этот вид может быть использован и для создания предприятий средних размеров (нижняя граница размера предприятия определяется установленной минимальной суммой уставного фонда акционерного общества).
Брагин Л.А. отметил, что на втором этапе в рамках избранного вида определяется конкретная организационно-правовая форма деятельности торгового предприятия. Этот выбор определяется рядом факторов:
- общие факторы:
- индивидуальные факторы:
Детальный анализ этих факторов
позволяет сделать обоснованный
выбор наиболее эффективной организационно-
2.1 Организационные методы управления
Бланк И.А. отметил, что управление коммерческой деятельностью нельзя отделить от системы управления торговым предприятием, которое выполняет еще и функции, связанные с технологической, экономической и финансовой деятельностью. Следовательно, при построении структуры управления коммерческой деятельностью необходимо учитывать взаимодействие и соподчиненность всех сoставляюших элементов, oбразуюших целoстную систему управления торговым предприятием [5].
Методы управления - это способы воздействия на управление коммерческими процессами и деятельностью. Они подразделяются на административные, организационные, экономические и правовые.
Организационные методы основаны на
организационном, oрганизационно-
Организационно-
Драчева Е.Л. и Юликов Л.И.
отмечают, что организационно-
Основой этих методов являются организационные отношения, объективно существующие в любом обществе, любой социально-экономической системе. На их основе формируются многообразные отношения управления. Реально любые организационные отношения — это прежде всего субъектно-объектные отношения, которые включают в себя отношения прав и ответственности, властности, компетентности.
Система ординарных отношений
прав и ответственности играет решающую
роль при построении системы организационно-
Организационно-правовые методы управления предполагают:
Важной особенностью разделения труда управленческих органов является то, что они строят свою деятельность по функциональному признаку, т.е. занимаются точно определенным делом. При совершенствовании структуры управления разделение функций управления, четкое распределение прав и ответственности имеет исключительное значение. Когда принимается решение, становится совершенно ясно, кто несет за него ответственность. В тех случаях, когда решение не выполняется, также должно быть ясно, кто и по каким причинам затягивает дело. Переход на качественно новый уровень управления, существенное повышение эффективности управленческой деятельности в каждом звене управления требует интенсивного и сбалансированного развития организационного, технического, научно-методического и кадрового потенциала системы управления.
Мексон М.Х., Альберт М. и Хедури
Ф. приводят классификацию организационно-
Они всегда используются комплексно.
Функции организационно-стабилизирующих методов рассмотрены в таблице 1.
Таблица 1
Функции организационно-стабилизирующих методов
Регламентирование |
Нормирование |
Инструктирование |
1. общеорганизационное |
1. времени |
1. предостережения |
2. структурное |
2. численности |
2. разъеснения |
3. должностное |
3. величины |
3. ознакомления |
4. функциональное |
4. выработки |
4. советы и т.д. |
5. относительности |
Организаторская работа, направленная на реализацию принятых решений, включает: подбор и расстановку кадров; постановку конкретных задач каждому исполнителю; определение их функций, прав, ответственности; необходимый инструктаж работников; планирование и организацию их труда; согласование работ во времени и в пространстве; контроль исполнения.
В зависимости от проблемы,
которая стоит перед
Краткосрочные распорядительные
воздействия на органы управления или
отдельных должностных лиц
Длительные распорядительные
воздействия связаны с
Распорядительные методы.
Объем распорядительной деятельности
находится в прямой зависимости
от качества кадров управляющей системы
и степени инициативы и умения
менеджеров. Чем более четко на
предприятии применяется
Все организационно-
Максимцов
М.М. и Игнатьева А.В. отмечают, что организационно-
Таким образом, организационное воздействие руководителя на процесс управления – это, по сути, влияние руководителя на коллектив в целом и личность в частности. Чаще происходит подчинение одной воли другой. Однако формы такого подчинения должны носить самый благожелательный характер, способствовать прогрессу в коллективе и не вызывать нежелательных эмоций типа унижения, неловкости, досады, раздражения или стрессов, что исключает всякое взаимоотношение управляющей у управляемой систем [1].
Артамонова И.А. и Краснопевцева Б.В.отметили, что основными экономическими методами (моделями) в менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются:
1) коммерческий расчет;
2) внутрифирменный расчет;
3) ценовая политика и механизмы ценообразования;
4) механизмы и методы
повышения качества и
Экономические методы управления в менеджменте - это совокупность средств и инструментов, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на внутренние переменные предприятия (цели, задачи, структуру, технологии и людей) для создания благоприятных экономических условий обеспечения его эффективного функционирования и развития в рыночной экономике.
Под экономическими методами хозяйствования понимается совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития фирмы. Экономические рычаги хозяйственного механизма соответствуют социально-экономической природе фирмы и являются одним из факторов развития производства и обмена на рыночной основе.
Наумов А.И. выделяет цели ценовой политики:
1. Обеспечение обоснованного планирования и согласованного регулирования цен на базе проведения всестороннего анализа рынка и целевой ориентации производства с учетом оптимизации объемов производства, степени загрузки производственных мощностей, обеспечения необходимых капиталовложений и новаций для повышения производительности, качества и технического уровня производства, достаточных для удержания и укрепления рыночной позиции предприятия в условиях конкуренции,
2. Создание условий для поддержания единых цен на однотипную продукцию на мировом рынке [14].
Реализация этих целей осуществляется в тесной увязке ценовой политики с маркетинговой деятельностью, проведением технической и инвестиционной политики предприятия, направленных на полное удовлетворение платежеспособного спроса рынка и поддержание уровня издержек производства и сбыта, обеспечивающего запланированную прибыль и конкурентоспособность.
Информация о работе Методы управления и особенности их применения в торговых предприятиях