Методы управления как механизм мотивации работников фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – понять сущность механизма мотивации работников фирмы.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Как влияют на мотивацию работников факторы внутренней и внешней среды;
Какие методы используются при управлении мотивацией персонала;
Какие структуры на предприятии ответственны за создание эффективной мотивационной политики;
Какие методы оценки эффективности мотивационной политики используются на предприятии;
Как использовать мотивационные ресурсы для эффективного управления.

Содержание работы

Введение
1 Сущность и общая характеристика процесса мотивации
2 Факторы мотивации труда
2.1 Экономические факторы мотивации труда
2.2 Административные факторы мотивации труда
2.3 Социально-психологические методы мотивации труда
3 Механизмы и методы управления
3.1 Система методов управления, их содержание, взаимосвязь и взаимодействие
3.2 Зарубежный и отечественный опыт создания материальных и моральных стимулов к труду
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 153.72 Кб (Скачать файл)

За проступки в сфере  трудовых правоотношений могут также  применяться наказания, которые  по своему статусу не являются дисциплинарными  взысканиями и которые могут  применяться одновременно с дисциплинарными  взысканиями. К таким мерам можно  отнести лишение провинившегося сотрудника премий , предусмотренных Положением об оплате труда. Руководство предприятия вправе лишить провинившегося работника вознаграждения по итогам за год, не предоставлять ему льготные путёвки в санатории и дома отдыха, перенести очередь на получение жилой площади. В ряде случаев допускается одновременное наложение административного и дисциплинарного взыскания. Так, работник за появление на работе в нетрезвом виде может быть подвергнут мерам дисциплинарного наказания и административному штрафу.

Материальная ответственность  и взыскания. Материальная ответственность  работников выражается в их обязанности  возместить ущерб, причинённый виновным действием или бездействию предприятию, на котором они работают. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причинённый предприятию, с которым они состоят в  трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с  возмещением им ущерба, причинённого его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещён предприятием. В этом случае по заявленному иску на работника может быть в порядке  регресса возложена обязанность  возместить этот ущерб предприятию  в пределах, предусмотренным гражданским  законодательством. Чаще всего к  видам ущерба, который необходимо возмещать, относятся следующие  случаи: уничтожение или порча  имущества по небрежности рабочего; утрата документов, оборудования; вынужденный  простой на предприятии по вине работника  и др. Материальная ответственность  может быть полной и ограниченной, индивидуальной и коллективной.

Административная ответственность  и взыскания применяются в  случаях совершения административных правонарушений. Различают такие  виды административного взыскания, как предупреждения, штрафы, административный арест, исправительные работы, конфискация  или возмездное изъятие предметов.

Административные методы управления являются мощным рычагом  достижения поставленных целей в  случаях, когда нужно подчинить  коллектив и направить его  на решение конкретных задач управления. Идеальным условием их эффективности  является высокий уровень регламентации  управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия  без значительных искажений реализуются  нижестоящими звеньями управления. Это  особенно актуально в больших  многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия. Демократизация управления и развитие рыночных отношений в стране, развал централизованной административной системы и деформация Морального кодекса строителя коммунизма понизили роль административных методов управления на предприятиях. Ряд противоречивых процессов в обществе также препятствует использованию административных методов. К ним относятся рост безработицы и частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение последних лет, превышение темпов роста цен на потребительные товары над темпами роста заработной платы, нарушение привычного уклада жизни в семье.

 

2.3 Социально – психологические  методы мотивации труда

 

Социально-психологические  методы – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

Такое разделение достаточно условно, т.к. в современном общественном производстве человек всегда действует  не в изолированном мире, а в  группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими  ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так  и психологических методов.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе .

Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей  и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия  труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов. Например: увеличение продолжительности  жизни, снижение уровня заболеваемости, рост уровня образования и квалификации работников, сокращение производственного  травматизма, увеличение жилой площади  на 1 работника и др. Конкретной формой социального планирования является план социального развития коллектива, который в 70-80-х гг. имелся на всех крупных предприятиях СССР (ГАЗ, ВАЗ, «Электросила», ЗМЗ и др.). В настоящее время проблема социального планирования актуальна для многих крупных западных и японских компаний, которые успешно используют передовой опыт советского периода.

Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как  правило, строго персонифицированы  и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему  миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению  с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия.

Психологическое планирование составляет новое направление в  работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния  коллектива предприятия. Оно исходит  из необходимости концепции всестороннего  развития личности человека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое  планирование предполагает постановку целей развития, и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. К наиболее важным результатам психологического планирования относится:

- формирование подразделений  («команд») на основе психологического соответствия сотрудников;

- комфортный психологический  климат в коллективе;

- формирование личной  мотивации людей исходя из  философии предприятия;

- минимизацию психологических  конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);

- разработку служебной  карьеры на основе психологической  ориентации работников;

- рост интеллектуальных  способностей членов коллектива  и уровня их образования

- формирование корпоративной  культуры на основе норм поведения  и образов идеальных сотрудников.

Целесообразно, чтобы психологическое  планирование и регулирование выполняла  профессиональная психологическая  служба предприятия, состоящая из социальных психологов.

 

 

3 МЕХАНИЗМЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

3.1 Система методов управления, их содержание, взаимосвязь и взаимодействие

 

Методы управления – совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей.

Метод управления характеризует  законченный акт воздействия  на объект управления. Различают экономические, организационные и социально-психологические  методы управления.

Экономические методы управления – способы воздействия посредством создания экономических условий, побуждающих работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач. При этом следует учесть, что кроме сугубо личных целей участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.

Применяя экономические  методы управления необходимо соизмерять затраты и результат (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). Обычно воздействуют через  систему заработной платы и премирования, которая должна быть максимально  связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера  целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности  или с результатами деятельности всей фирмы.

Организационно-распорядительные методы управления – способы воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей. Воздействие носит директивный, обязательный характер. Оно основано на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных  методов относят:

  • организационное проектирование;
  • регламентирование,
  • нормирование.

При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются  конкретные исполнители и сроки  выполнения.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

Сущность организационного регламентирования состоит в  установлении правил, обязательных для  выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав  фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.

Распорядительные методы реализуются в форме: приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, команды, рекомендации.

Управление производством  осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений  в процессе производства.

Социально-психологические  методы управления – способы воздействия на объект управления: основанные на использовании социально-психологических факторов и направленные на управление социально-психологическими отношениями, складывающимися в коллективе.

Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие  методы управления важны и тесно  связаны с другими методами управления.

К ним относятся: моральное  поощрение, социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование  межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе.

Рассмотренные методы управления неразрывно связаны между собой, и искусство управления состоит  в овладении этими методами, в  правильном их выборе и сочетании, образующем механизм управления.

Следующая матрица иллюстрирует взаимосвязь между стилями руководства  и методами управления, где число  знаков «+», характеризует степень предпочтительности методов.

 

Методы управления

Стили управления

Автократический

Демократический

Либеральный

Экономические

+ +

+ +

+

Организационно-распорядительные

+ + +

+ +

+

Социально – психологические

+

+

+ + +


 

Автократический стиль управления – явно тяготеет к организационно- распорядительным методам, более ярко выражающим императив власти, принуждение. Либеральный стиль руководства существенно тяготеет к социально – психологическим методам управления возможно даже в ущерб правам и ответственности. Наибольшие потенциальные возможности использовании методов управления у демократического стиля управления.

 

 

3.2 Зарубежный и отечественный опыт создания материальных и моральных стимулов к труду

 

Во многих странах Западной Европы и в США мотивационные  аспекты управления персоналом компаний и фирм приобрели большое значение, и эти методы и опыт мотивации  могут быть с успехом перенесены на российскую почву.

В качестве примера европейских  исследований по данной проблематике можно привести исследования мотивации  труда в Финляндии, выполненные  Тапани Алкулой. Он замечает, что для работников организация, в которой они трудятся, является местом проведения значительной части времени и поэтому представляется интересным окружение, в котором хотели бы работать люди, и их ожидания по поводу работы. Весь универсум таких ожиданий автор обозначает понятием «ориентация на работу» («work orientation»). Эта проблема имеет два аспекта.

I. Количественный аспект – какое место в жизни занимает работа или «центральность работы» («centrality of work»). Алкула выделяет несколько доминант, определяющих его:

а) Рабочее время. Автор делает важную оговорку, что было бы неправильно говорить о прямой корреляции рабочего времени и места, которое работа занимает в жизни.

б) Семейный статус. Чем большее значение имеет семья (если она есть), тем меньшее внимание уделяется работе, и наоборот.

в) Половой аспект. Влияние пола может быть интерпретировано как индикация традиционных половых ролей не только внутри семьи, но и в общем смысле как показатель полового женского или мужского самосознания, самоидентификации независимо от семейного статуса.

Алкула рассматривает также проблему соотношения работы и досуга. Здесь ис­пользуются данные по Швеции и Финляндии, которые показывают, что в обеих странах значение работы в жизни имеет тенденцию к снижению. В Швеции это ведет к увеличению роли досуга, а в Финляндии из-за сильной протестантской этики к повышению роли семьи.

II. Качественный аспект. Здесь используется понятие «работа для вознаграждения» и ставится вопрос, какого рода вознаграждение превалирует. Для разработки этой проблемы Алкула кратко обращается в прошлое. Для древних греков, по его мнению, работа не была чем-то унизительным, так как она была естественна и приносила пользу, красоту и счастье; но для афинянина была бы бессмысленной идея считать работу самоцелью. Алкула делает следующее любопытное сравнение: он вычисляет индекс «рабочих усилий» по следующей формуле:

Информация о работе Методы управления как механизм мотивации работников фирмы