Методы управления конфликтами в деятельности менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность и т.п. нарушают благоприятный социально-психологический климат и могут послужить причиной или поводом для возникновения конфликта. Конфликт представляет собой предельно обостренную форму противоречия, он также еще и служит способом выявления и разрешения противоречий. В конфликте нет виноватых и правых, каждый хочет достичь своих целей. Конфликт — такой вид взаимодействия, где результат принадлежит всем участникам конфликта, свой вклад в конфликт вносит каждый участник.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 77.70 Кб (Скачать файл)

Общим при  рассмотрении деятельности менеджера  в связи с конфликтами является то, что всякая организация проходит в своем развитии ряд внутренних напряжений и разногласий. Столкновения различных позиций, точек зрения отдельных людей, групп и уровней отношений неизбежны в процессе самой деятельности. Типичными для организации будут следующие конфликты:

– между  менеджерским персоналом и подчиненными по поводу способов управления и выполнения функциональных обязанностей (вертикальные);

– между  персоналом в связи с принятием  новых членов, распределением работ, оплатой груда и т.д. (горизонтальные);

– между самими управленцами при определении целей, способов и направлений совместной деятельности.

Все они тесно  связаны с личностными особенностями, кадровыми перестановками, практикой  морального и материального стимулирования, влиянием внешней среды.

Особый интерес  представляет анализ мотивации деятельности людей применительно к данной организации: что удерживает их, удовлетворены ли они способами управления, получаемыми ресурсами, тем, как рядовые члены участвуют в принятии решений, карьерными перспективами и т.д., разрешение конфликтов относят к числу непосредственных управленческих функций либо элементов управления.

Российская  традиция исследования конфликтов сочетает в себе теории и доктрины разного  характера – либеральные, религиозные, революционные, каждая из которых использует свои термины, постулаты и категории.

Принципиальным  в понимании конфликта для  менеджера является выделение ключевых понятий: противоречие и интерес (точнее – столкновение интересов). Превращение противоречия в конфликт происходит лишь при следующих условиях: во-первых, когда индивид (группа) осознает противоположность интересов; во-вторых, при наличии соответствующей мотивации и поведения. Конфликт при этом превращается в столкновение. Именно тогда менеджер начинает работать с конфликтом как с реальностью.

Приблизиться  к непосредственным источникам конфликтов можно при рассмотрении базовых  потребностей человека. В том случае, когда они подавляются либо появляется угроза их удовлетворению, продуцируется  напряжение и возникают конфликты. На самом деле источники конфликтов следует искать не только в утилитарном  подходе, который исходит из личностной детерминации поведения. Конфликт –  это сложное совместное действие двух или более индивидов, групп, характеризующееся, с одной стороны, реализацией намерений, а с другой – сопротивлением, противодействием, что вызывает необходимость его преодоления. Кроме того, полезным для анализа представляется и место объекта указанного противоборства.

Ресурсный подход к объяснению источников конфликтов касается в первую очередь значимых средств жизнедеятельности (материальные средства и ценности, территория и  т.д.). Для менеджера это и возможности  каждого сотрудника, и финансовые ресурсы, и необходимые материалы  для обеспечения основного процесса, и т. д. В отличие от этого ценностные конфликты разворачиваются в  области взаимоисключающих культурных стереотипов, верований и убеждений, оценок и отношений.

Неотъемлемой  частью конфликтов является большая  доля иррациональной мотивации, которая в условиях современного кризисного развития общества еще больше усиливается. По мнению других авторов (например, Гришина, 1990; 1993), причины конфликтов могут быть сведены к трем группам: во-первых, само содержание взаимодействия (совместной деятельности); во-вторых, особенности межличностных отношений; в-третьих, личностные особенности участников. При других основаниях классификации источников конфликтов выделяют ценности взаимодействия, интересы участников, средства реализации целей, потенциал участников и правила взаимодействия. Менеджер исходит из этого широкого спектра причин конфликтов, учитывая специфику и сложный характер самого процесса управления людьми.

Вообще достаточно трудно дать исчерпывающую классификацию  причин конфликтов – сколько школ и авторов, столько и подходов.

Приведенная ниже классификация претендует на больший  охват оснований и приближение  непосредственно к самому явлению  конфликта в его практической обусловленности. Итак, основными причинами  конфликтов, которые находятся в  поле зрения менеджера, являются:

– ограниченность ресурсов – их качественное и количественное измерение;

– взаимозависимость  заданий;

– различия в целях;

– различия в представлениях и ценностях;

– различия в манере поведения и жизненном  опыте;

– неудовлетворительные коммуникации.

Из данного  перечня источников конфликтов видно, что они имеют сложную, иерархическую  структуру. Успешный менеджер способен анализировать всю эту пеструю  картину напряженных отношений, проводить обобщения и делать выводы. Существующий в конфликтологии подход к классификации самих  причин конфликтов, их обобщению вручает  менеджеру некий инструмент для  управления реальными конфликтами  и разведения столкнувшихся интересов. Например, У. Линкольн предлагает выделять причинные факторы конфликтов. При этом к их числу относятся:

• Информационные – приемлемость или неприемлемость информации для сторон.

• Поведенческие – неуместность, грубость, эгоистичность, непредсказуемость и другие характеристики поведения, отторгаемые одной из сторон.

• Факторы отношений – удовлетворенность от взаимодействия между двумя и более сторонами (добровольность – принудительность, зависимость – независимость, вклад сторон в отношения, ожидания и др.).

• Ценностные факторы – принципы, следование которым для нас значимо, которых от нас ожидают (профессиональные, культурные, религиозные и другие идеологические, в том числе терпимость относительно других ценностей, восприятие отхода от ценностей).

• Структурные – относительно стабильные обстоятельства, которые трудно или даже невозможно изменить (закон, возраст, линии подотчетности, фиксированные даты, время, доходы, доступность техники и других средств).

Наряду с  привлекательностью данной классификации  отметим, что простое структурирование причин далеко не исчерпывает необходимых  действий при работе с конфликтами.

Для реального  анализа и определения направлений  деятельности, кроме указанного подхода, менеджер может выстраивать типологию  конфликтов. Часто основанием при  этом служит принадлежность конфликтующей  стороны тому или иному субъекту конфликтного действия. На этой основе выделяются следующие типы конфликтов: 1) внутриличностный конфликт; 2) межличностный  конфликт; 3) конфликт между личностью  и группой; 4) межгрупповой конфликт.

А. Г. Здравомыслов (1995) включает в рассмотрение и другие характеристики конфликтующих сторон, и тогда классификация выглядит следующим образом:

1. Межиндивидуальные  конфликты.

2. Межгрупповые  конфликты (при этом в качестве  группы выделяются: а) группы интересов,  б) группы этнонационального характера,  в) группы, объединенные общностью  положения).

3. Конфликты  между ассоциациями (партнерами).

4. Внутри - и межинституциональные конфликты.

5. Конфликты  между секторами общественного  разделения труда.

6. Конфликты  между государственными образованиями.

7. Конфликты  между культурами или типами  культур.

Используя такую  классификацию, менеджер может получить более углубленное представление  об иерархической структуре источников и о других компонентах реальных конфликтов. При этом необходимо обращать внимание на следующее: 1) каждый из перечисленных  субъектов может выступать стороной конфликта; 2) применительно к субъекту конфликт может разворачиваться во всех сферах его жизнедеятельности; 3) в конфликт вовлекается вся мотивация субъекта (рациональная и иррациональная, индивидуальная и групповая); 4) в конфликт включается вся совокупность движущих сил.

Для реального  управления конфликтом менеджеру важно  знать, на какой стадии находится  конфликт (какова его история), а  также существо проблемы, лежащей  в основе конфликта. При этом следует  иметь в виду, что сама проблема в конфликтной ситуации тонет  в массе самых различных, порой  противоречивых, оценок, а степень  рациональности выдвигаемых претензий  весьма ограничена и зачастую условна. В своем развитии конфликт проходит следующие этапы:

1. Непротиворечивость  интересов субъектов взаимодействия (отсутствие конфликта).

2. Осознание  противоположности интересов, возникновение  разногласий.

3. Активизация  инициирующей стороны, противоборствующее  поведение.

4. Ответная  реакция на противоборство.

5. Отсутствие  взаимопонимания, эмоциональное  напряжение.

6. Демонстрация  и использование силы (власти).

7. Оправдание  каждой стороной своих действий  и интересов (идеологическое оформление  своей правоты).

8. Эскалация  конфликта на все сферы взаимодействия  и отношений.

9. Тупиковая  ситуация.

10. Степень  готовности к переговорам по  урегулированию: а) несогласие с  ведением переговоров – отсутствие  возможности урегулирования; б) готовность  к переговорам, достижению соглашения, компромисса.

В зависимости  от эффективности управления конфликтами  их последствия могут быть функциональными (положительными) либо дисфункциональными (отрицательными).

Положительные (функциональные) последствия конфликтов состоят в следующем:

• Создание общности людей, причастных к решению  проблемы.

• Возможность  сотрудничества в других сферах и  делах.

• Уменьшение синдрома покорности, стимулирование высказывания собственных идей, отличных от мнения руководства.

• Принятие лучшего решения путем учета  большего количества мнений.

• Временная  разрядка, отдаление других конфликтов, более безопасный выход эмоций.

• Обращение  внимания на другие стороны проблемы, нуждающиеся в более пристальном  рассмотрении и детальной проработке.

• Способствование  процессу самосознания, расстановка  приоритетов.

Некоторые авторы связывают конфликты с инновационным  процессом. Они вводят термин «инновационный конфликт» (Т. Парсонс, Н. Спенсер). При этом выделяется ряд этапов социального изменения, приводящего к нововведению. Имеются в виду в первую очередь следующие этапы: Хотя проблема инновационного конфликта рассмотрена на примере экономических изменений, такой подход с успехом может быть применен для психологического анализа, который используется менеджером в реальной практике управления изменениями и нововведениями.

1. Появление  у сотрудников некоторого чувства  неудовлетворенности и ощущения  возможности улучшения дел.

2. Возникновение  симптомов беспокойства: а) неадекватных  эмоциональных реакций (враждебности, агрессивности); б) нереалистических  надежд в виде фантазий, утопий  и воспоминаний. (Т. Парсонс рассматривал иррациональный компонент социальной напряженности как предпосылку структурных перемен.)

3. Попытка  снятия возникших напряжений  на основе существующей системы  ценностей.

4. Терпимость  руководства по отношению к  новым идеям без связи с  ответственностью за предлагаемые  перемены.

5. Конкретизация  и оценка новых идей участниками  «инновационных столкновений», менеджерским  составом.

6. Ответственное  применение нововведения с принятием  риска как нормы.

7. Включение  нововведения в повседневную  практику, превращение в образ  жизни, эксплуатация его возможностей, получение прибыли, рутинизация.

К отрицательным (дисфункциональным) последствиям конфликтов относятся:

• Текучесть  кадров, снижение производительности труда, неудовлетворенность отношениями, действиями руководства.

• Подрыв доверия  друг к другу, к управленцам, внесение разобщенности, снижение степени сотрудничества и взаимодействия, искажение действительности.

• Признание  своих целей благородными, позитивными, а чужих – негативными.

• Достижение победы любой ценой, снижение возможности  реального решения конфликта.

• Углубление и расширение конфликта.

• Угроза реальным интересам участников конфликта.

Менеджеру для успешного  выполнения своих функций необходимо учитывать такие сложные состояния  взаимодействия людей, как противоречия и напряжения, принимать во внимание различия в позициях и интересах  участников совместной деятельности, уметь предотвращать столкновения и эффективно управлять ими. Для  этого он должен не только иметь  целостное представление о конфликтах, их природе, причинах и последствиях, но также владеть специальными знаниями, навыками. Использование позитивной и конструктивной роли конфликта  открывает менеджеру новые возможности  в личностном развитии отдельных  участников столкновения, собственном  совершенствовании, повышении эффективности  управления и организации в целом.

коллектив руководитель разрешение конфликт

2.2 Техники и технологии и  методы управления конфликтами

 

В подходах к организационному развитию и управленческому  консультированию большое внимание уделяется человеческому фактору, человеческим отношениям, в том числе  работе менеджера с изменениями, стрессами и конфликтами.

В настоящее  время накоплен немалый опыт решения  проблемных ситуаций неравновесных  межличностных отношений с помощью  многообразных, достаточно эффективных, проверенных отечественной и  зарубежной практикой техник и технологий. При этом техники (правомерно употребление термина тактики управления конфликтами) представляют собой отдельные приемы и методы работы с теми или иными феноменами, возникающими в процессе работы менеджера со столь сложным и противоречивым явлением, как конфликт. Технологии (стратегии, или совокупность принципов) – это объединение отдельных техник (приемов, методов, тактик), предполагающее определенную их последовательность в рамках одной или нескольких теорий, позволяющих подойти к изучаемому явлению (в данном случае – конфликту) с разных сторон и обеспечить целостность рассмотрения процесса в интересах реальной практики управления.

Информация о работе Методы управления конфликтами в деятельности менеджера