Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 23:34, курсовая работа
Каждый день образуется множество новых фирм. Далеко не все из них способны успешно развиваться, добиваться успехов и достигать поставленных целей. Очень немногие организации способны существовать бесконечно долго, и ни одна не живет без изменений. Не сумевшие адаптироваться к постоянно меняющейся внешней среде предприятия погибают. В то же время компании, руководство которых отличается гибкостью, способностью предвидеть и адекватно реагировать на внешние изменения, процветают. Однако для эффективного управления организацией недостаточно уметь прогнозировать события. Руководству необходимо знать, на какой стадии своего развития находится компания, чтобы сконцентрировать усилия на тех задачах, которые на этом этапе необходимо решить в первую очередь.
Поэтому перед собой я поставила цель – исследовать жизненный цикл организаций и всевозможных предприятий.
Введение.
Понятие жизненного цикла организации.
Этапы жизненного цикла организации.
Этап предпринимательства. Становление.
Стадия развития. Этап коллегиальности.
Стадия зрелости. Этап формализации деятельности.
Этап реструктуризации, выработки структуры.
Стадия старости. Этап спада.
Методика анализа жизненного цикла организации.
Методы управления организацией по стадиям ее жизненного цикла и направления его совершенствования.
Заключение.
Введение.
Заключение.
Введение.
Организация – объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. У организаций есть свой облик, культура, жизненный цикл, традиции и репутация.
Каждый день образуется множество
новых фирм. Далеко не все из них
способны успешно развиваться, добиваться
успехов и достигать
Поэтому перед собой я поставила цель – исследовать жизненный цикл организаций и всевозможных предприятий.
Любая организация, сколь долго б она не существовала, претерпевает изменения, проходит разные этапы своего развития. Новые организации формируются каждый день. В то же время каждый день сотни ликвидируются. Те, кто смог приспособится к условиям – процветают, иные же исчезают.
Рождение любой организации связано с необходимостью удовлетворения интересов покупателя, с поиском и занятием определенной рыночной ниши. Главная цель организации на данной стадии - выживание, что требует от руководства организации таких качеств, как вера в успех, готовность рисковать, неистовая работоспособность.
Для того чтобы занять какое-либо место среди давно резвившихся компаний, новая организация должна пройти все стадии «жизни» организации, так называемый жизненный цикл организации.
Жизненный цикл организации - совокупность стадий, через которые проходит организация за период своего функционирования.
Методологическая основа цикла - теория обретения равновесия комплекса со средой.
Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации предусматривает следующие этапы:
Теперь рассмотрим каждый из них подробнее.
2.1. Этап предпринимательства.
Становление.
Организация находится в стадии становления,
формируется жизненный цикл продукции.
Цели - нечеткие, творческий процесс протекает
свободно. В эту стадию входят следующие
явления: зарождение идеи, поиск единомышленников,
подготовка к реализации идеи, юридическое
оформление организации, набор операционного
персонала и выпуск первой партии продукта.
Происходит создание организации.
Основателем выступает предприн
Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах. Организация не формализована и не бюрократизирована, для нее характерна простая структура управления. Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке. Следует отметить, что некоторые компании могут остановиться в своем развитии именно на этой стадии и существовать при таком стиле управления много лет.
На этапе возникновения фирмы очень важно определить стратегию конкурентной борьбы: Первая стратегия — силовая, действующая в сфере крупного производства товаров и услуг. Вторая стратегия - приспособительная: Задачи таких фирм: удовлетворять индивидуальные потребности конкретного человека. Третья стратегия: нишевая глубокая специализация производства — то, что организация может делать лучше других.
2.2. Рост. Стадия развития. Этап коллегиальности.
Этап коллегиальности — период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства).
Происходит рост компании: идет активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны. Успешность развития организации на этом этапе зависит от того, насколько:
Если отбросить индивидуальные особенности лидера и членов организации, то все эти факторы определяются групповыми представлениями и ценностями — тем, что образует базис организационной культуры. Этот этап можно условно назвать периодом формирования базиса организационной культуры. На нем успех и неудачи организации активно перерабатываются на всех уровнях организации: индивидуальном, групповом, организационном.
Опыт, накопленный на предыдущей стадии, проходит через активную проработку. Процессы экстернализации и комбинации знаний выходят за рамки индивидуального уровня и поднимаются до уровня группового и организационного: ценности отдельных членов коллектива трансформируются в групповые ценности, согласовываются цели, происходит формирование видения организации как отдельной сущности, осознание еe взаимоотношений с внешней средой, формируются правила взаимного сосуществования как членов организации между собой, так и по отношению к субъектам внешней среды.
2.3. Стадия зрелости. Этап формализации деятельности.
Это период стабилизации роста, развития, формализация ролей, стабилизация структуры, акцента на эффективность.
К этой стадии компания приходит с багажом прошлого опыта. Представления, показавшие свою адекватность и эффективность, связываются в единую картину мира, охватывая разнообразные стороны социальной жизни. На этом этапе, на организационном онтологическом уровне наиболее интенсивны процессы интернализации, когда знания, полученные и переработанные организацией на предыдущих этапах, получили свое выражение через провозглашенные ценности: миссию организации, цели и символы (артефакты) и проходят процесс индивидуального осознания.
Зрелость организации означает, что ей уедается сохранять устойчивое положение во внешней среде; показывает, что остальные процессы переработки опыта и встраивания его в существующую систему представлений имеют явное выражение в базисных представлениях организационной культуры и подкреплены мощно влияющими на членов организации артефактами.
Эти артефакты обеспечивают
широкое распространение
2.4. Этап реструктуризации, выработки структуры.
Период замедления роста и структурных изменений, дифференциация товаров (рынков), предвидение новых потребностей (стремление к комплексности, децентрализация, диверсифицирование рынков).
Организация увеличивает
выпуск продукции и расширяет
рынок оказания услуг. Руководители
выявляют новые возможности развития.
Организационная структура
2.5. Стадия старости. Этап спада.
Этап спада — период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.
Стадию старости организации
определяется как противоречие между
ней и окружающей средой, которое
выражается или в появлении конкурентов,
вытесняющих организацию с
В такой ситуации получаемый
организацией реальный опыт не фиксируется
в существующих знаниях организации.
В результате базовые представления
перестают адекватно
Это означает, что механизмы, обеспечивавшие трансформацию знаний организации, по каким-либо причинам исчезают и происходит разрыв в цепочках формирования знаний. Происходит накопление неформализованных знаний, которые между тем никаким образом не встраиваются в существующую систему представлений.
Основные этапы жизненного цикла организации графически представлены в Приложении 1. На рисунке часть кривой, имеющая положительный наклон, отражает стадии создания, роста и зрелости организации, другая ее часть с отрицательным наклоном – стадия упадка организации.
Время от времени любые организации, даже наиболее успешные, вынуждены приостанавливать свой бег, чтобы взглянуть на себя со стороны, оценить сложившуюся ситуацию, осмыслить собственный опыт и ответить на ряд важных вопросов.
Использование методики анализа жизненного цикла организации производится для определения направления изменений в деятельности организации. Модель жизненных циклов является одним из инструментов менеджмента, наиболее объективно отражающим процесс развития предприятия. Согласно концепции жизненного цикла организации ее деятельность проходит пять основных стадий: