Методы управления персоналом предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта: рассмотрение методов управление персоналом предприятия.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
Рассмотреть теоретические основы управления персоналом;
Охарактеризовать основные методы управления персоналом

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоретические аспекты управления персоналом
Понятие и сущность управления персоналом…………………………….6
Основные функции управления персоналом……………………………....9

Глава II. Основные методы управления персоналом
2.1. Административные методы управления персоналом………………………14
2.2. Экономические методы управления персоналом…………………………...18
2.3. Социально – психологические методы управления персоналом…………..22

Глава III. Применение методов управления на примере предприятия
ОАО «КАМАЗ-Металлургия»…………………………………………………….29

Заключение…………………………………………………………………………36
Список использованной литературы и источников……………………………..38
Приложение………………………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 638.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Курсовая работа

                    по дисциплине менеджмент:

    Методы управления персоналом предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Работу выполнила:

                                                                          студентка эконом-го факультета

                                                                            

                                                                           Работу проверил:

                                                                           канд. экон. наук, доцент

                                                                          

 

 

 

                                             

                                            Елабуга 2010

                                          Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

 

Глава I.  Теоретические аспекты управления персоналом

    1. Понятие и сущность управления персоналом…………………………….6
    2. Основные функции управления персоналом……………………………....9

 

Глава II. Основные методы управления персоналом

2.1. Административные методы управления  персоналом………………………14

2.2. Экономические методы управления  персоналом…………………………...18

2.3. Социально – психологические  методы управления персоналом…………..22

 

Глава III. Применение методов  управления на примере предприятия

ОАО «КАМАЗ-Металлургия»…………………………………………………….29

 

Заключение…………………………………………………………………………36

Список использованной литературы и источников……………………………..38

Приложение………………………………………………………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение

 

Актуальность данной курсовой работы определяется необходимостью изучения методов управления персоналом с целью повышения эффективности деятельности кадровых служб. Управление персонала занимает ведущее место в системе управления предприятием. Изучение эффективных методов управления персоналом позволит построить эффективную систему управления персоналом предприятия, что является насущной необходимостью для предприятий различных форм собственности в условиях рыночной экономики. Утверждение, которое гласит, что персонал, работающий на предприятии, представляет собой главную ценность - это основное в управлении предприятием. От организации управления персонала зависят все конечные результаты работы предприятия. Управление – это процесс выработки и осуществления воздействий. Выработка управляющих воздействий включает сбор, обработку и передачу информации, а также принятие решений. Эти операции выполняет аппарат управления – группа руководителей и специалистов, на которую возложены управленческие функции. Методологически  сфера управления персонала  обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы – аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.

Изучая экономическую литературу, мы ознакомились с множеством учебных пособий по выбранной теме. В рассмотренной литературе присутствуют несколько взглядов на методы управления персоналом предприятия, изложенных языком различной степени сложности. Но нашему восприятию изучаемого вопроса наиболее соответствует учебники по менеджменту, авторами которого являются: Кабушкин Н. И.[2.14], Кибанова А.Я.[2.16], Герчикова И. Н.[2.9], Казначевская Г. Б.[2.15], Пугачев В.П.[2.22], Егоршин А.П.[2.11] и другие авторы. Поэтому они были выбраны нами, как основа нашей курсовой работы. Нас привлекло в этих учебниках, то, что материал авторами излагается в доступной форме, что позволяет читателю легче понять и изучить термины. Учебник по менеджменту под редакцией Кабушкин Н.И.[2.14], нам очень помог при изучении вопроса, затрагивающего теоретические аспекты управления персоналом. В учебнике «Основы менеджмента» дается система научных знаний, которая составляет теоретические основа управления, обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями. Основная задача учебника состоит в том, чтобы дать основополагающие представления об организациях различных типов и наметить общие направления эффективного управления ими. Обратив внимание на учебник по менеджменту под редакцией Казначевская Г. Б.[2.15], мы отметили, что он базируется на примерах и статистике, взятых преимущественно из жизни российских хозяйств. Этот факт позволит нам  глубже изучить именно российскую фирму и дополнит сведения, полученные из других учебников, в основном описывающих статистику зарубежных стран.

        Книга Егоршина А.П.[2.11] включает в себя 2 главы. В 1-ой главе сконцентрированы вопросы, относящиеся к управлению персонала. Эти вопросы мотивации и потребностей людей, оплаты труда персоналу, методов управления и эффективности работы. Во 2-ой главе содержится необходимый материал по практической работе с персоналом на предприятиях с различной организационно – правовой формой. Это теория и практика разработки философии предприятия – нового и важного документа, системный подход к структуре персонала предприятия и разработке регламентов управления.

Просмотрев работы таких авторов как, Герчикова И. Н.[2.9] и Кибанова А.Я.[2.16], мы выяснили, что в работах этих исследователей дается попытка интеграции разработанных знаний в области руководства персоналом, набор правил принципов и технологий, которые могут быть использованы руководителями в эффективном управлении персоналом.

Цель данного курсового проекта:  рассмотрение методов управление персоналом предприятия.

       Достижение поставленной  цели  обуславливает  необходимость   решения следующих задач:

  1. Рассмотреть  теоретические основы управления персоналом;
  2. Охарактеризовать основные методы управления персоналом;

 

     3. Проанализировать применение методов управления на ОАО «КАМАЗ-Металлургия»;

     4. Разработать рекомендации по совершенствованию управления на предприятии.

Объект исследуемой работы: деятельность предприятия.

Предмет исследуемой работы: методы управления персоналом на примере предприятия ОАО «КАМАЗ - Металлургия».

Научная новизна: в комплексе была  рассмотрена литература по данной проблематике, а также применение теоретических знаний на практике, в частности на ОАО «КАМАЗ - Металлургия».

Практическая значимость: данная работа может быть использована на семинарах в вузах, а также в школах в качестве дополнительной информации.

Структура работы: курсовая работа состоит из  введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения.

 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

          

 

 

                 Глава I. Теоретические аспекты управления персоналом

                       1.1  Понятие и сущность управления персоналом

 

          Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики и методов управления персоналом. Эта деятельность заключается в формировании системы управления персоналом, планировании кадровой работы, проведении маркетинга персонала, определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале. Она предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. Технология управления персоналом организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров. Руководители и работники подразделений системы управления персоналом организации также решают вопросы оценки деятельности подразделений системы управления организации, оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом. Современные концепции управления персоналом основываются на признании возрастающей роли личности работника, на знании его мотивационных установок, умении их формировать и направлять с задачами, стоящими перед организацией. Чтобы эффективно  управлять персоналом организации, компания должна иметь четкую цель и продуманную стратегию своего развития. Главная цель системы управления персоналом - создание мотиваций, обеспечение компании высококлассными кадрами, их продуктивное использование, профессиональное и социальное развитие. [2.8, c.113]

Управление персоналом — это, с одной стороны, самостоятельная научная дисциплина, с другой — особый вид профессиональной деятельности в рамках общей деятельности по управлению организацией.  Существуют множество определений того, что такое управление персоналом. Например, по мнению немецких ученых С. Марра и Г. Шмидта [2.16, c.12], управление персоналом «является сферой деятельности, характерной для всех организаций, и ее главная задача состоит в обеспечении организации персоналом и целенаправленном использовании персонала», а наука управления персоналом — научная дисциплина, которая занимается данным комплексом проблем.

           Американский ученый Р. Дафт [2.16, c.12] акцент в управлении персоналом переносит на заботу о качестве людских ресурсов организации. Управление персоналом, считает он, — это деятельность по привлечению, подготовке и сохранению эффективности рабочей силы.

В. П. Пугачев [2.21, c.13] в понятии «управление персоналом» выделяет:

  1. мотивационные определения. Здесь акцент делается на изменение мотивации сотрудников посредством управления персоналом. Однако несмотря на то, что вопросы мотивации, повышения отдачи от сотрудников являются, безусловно, очень важными, деятельность в рамках управления персоналом ими не ограничивается;
  2. описательные определения. В описательных определениях акцентируется внимание на основных функциях в рамках управления персоналом, например на функции найма, аттестации, организации вознаграждения и т. д. Но в подобных определениях не раскрывается взаимосвязь разных направлений деятельности. Возможно и «изъятие» некоторых функций;
  3. телеологические определения. В этих определениях на первый план выходит задача обеспечения количественных и качественных характеристик персонала. Однако в них зачастую отсутствует содержательная часть, которая характеризовала бы специфику деятельности по управлению персоналом;
  4. описательно-телеологические определения. Авторы этих определений пытаются сочетать характеристику целей управления персоналом с перечислением его основных функций.[2.21, с.14]

Интересен взгляд американского ученого М. Армстронга [2.2,c.15], который попытался «развести» понятия «управление персоналом» и «управление человеческими ресурсами». По его мнению, можно выделить три основных различия:

  1. управление персоналом — это вид деятельности, направленный прежде всего на работников, не являющихся руководителями, в то время как управление человеческими ресурсами более ориентировано на руководителей;
  2. управление персоналом — это деятельность службы управления персоналом, а управление человеческими ресурсами — это совместные усилия службы по управлению персоналом и всего руководящего звена организации;

3) управление персоналом имеет в основном утилитарный характер, т. е. направлено на достижение конкретных практических задач, а управление человеческими ресурсами имеет прежде всего стратегическую направленность и нацелено на долгосрочное развитие организации.

Однако, считает он, глубокого научного отличия между управлением персоналом и управлением человеческими ресурсами, по всей видимости, нет, и это скорее отражение терминологического разнообразия, подкрепленного различиями в практическом применении и воплощении.[2.2, c.16]

   Суммируя все указанные точки зрения, можно сформулировать следующее определение. Управление персоналом — это наука, изучающая различные факторы, которые позволяют организации максимально эффективно использовать имеющиеся людские ресурсы, формировать желаемое производственное поведение у сотрудников при наиболее полном и качественном достижении организационных и личных целей.

Итак, управление персоналом на предприятии – это вид деятельности, который позволяет реализовывать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учет личного фактора в построении  системы управлений персоналом предприятия. Современные концепции управления персоналом основываются на признании возрастающей роли личности работника, на знании его мотивационных установок, умении их формировать и направлять с задачами, стоящими перед организацией.

 

 

 

                      1.2 Основные функции управления персоналом

Функции управления персоналом представляют собой основные направления этого рода деятельности, ориентированные на удовлетворение определенных потребностей предприятия. Существуют различные точки зрения относительно того, что относить к числу функций управления персоналом. В современной литературе выделяется достаточно много функций управления персоналом.[2.8, c.228] На основе анализа имеющейся литературы можно выделить следующие функции управления персоналом:

1. Планирование персонала (в том числе его стратегическое планирование), определение потребности в количестве и качестве сотрудников, а также времени их использования. Планирование кадров обычно рассматривают как исходную функцию кадрового менеджмента, поскольку по времени она опережает все другие его функции;

2. Определение способов рекрутирования, привлечения персонала. Реализация данной функции предполагает ответы на вопросы: где найти нужных работников, как привлечь их на данное предприятие, сколько человек взять извне, а сколько изнутри? В случае создания нового предприятия эта функция учитывается еще на стадии определения месторасположения предприятия, поскольку не в любом регионе имеется возможность найти необходимое количество рабочей силы нужной квалификации. К тому же цена рабочей силы в различных регионах, особенно в различных странах, может существенно различаться;

Информация о работе Методы управления персоналом предприятия