Методы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. С начала века и до 60-х годов руководителей мало интересовали проблемы, возникающие внутри предприятий. Лишь с развитием общества, усложнением выпускаемой продукции, ростом наукоемких производств управленческая наука стала подходить к решению возникающих проблем, исходя из того обстоятельства, что работа фирмы во многом обусловлена внутренней средой.
В своем развитии управленческая мысль постепенно пришла к пониманию того, что эффективное функционирование производственных структур, получение максимальной прибыли, что особенно актуально в условиях рынка, возможно лишь при совпадении интересов и целей фирмы с интересами персонала, т.е. руководителей, рабочих и служащих.

Содержание работы

Введение…………………………...…………………………………………………... 3
Глава 1. Принципы управления персоналом…..................................................... .5
1.1 Основные принципы управления персоналом............................................... 5
1.2 Реализация принципов управления персоналом в России………............. 12
Глава 2. Методы управления персоналом…………............................................... 12
2.1 Разновидность методов управления персоналом………………………… 15
Методы управления персоналом в ОАО <<Нижнекамский молокомбинат>>…

Заключение………………………………...………………………………………… 25
Список литературы…………………………….……………………………............ 27

Файлы: 1 файл

управление персооналом.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

                                                ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение…………………………...…………………………………………………...              3 

Глава 1. Принципы  управления персоналом….....................................................        .5 

1.1  Основные  принципы управления персоналом...............................................          5 

1.2   Реализация  принципов управления персоналом  в России……….............          12 

Глава 2. Методы управления персоналом…………...............................................       12 

2.1  Разновидность  методов управления персоналом…………………………             15 

    1. Методы управления персоналом в ОАО <<Нижнекамский молокомбинат>>…
 

Заключение………………………………...…………………………………………              25 

Список литературы…………………………….……………………………............             27 

  

  

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                                     Введение

      Актуальность темы. С начала века и до 60-х годов руководителей мало интересовали проблемы, возникающие внутри предприятий. Лишь с развитием общества, усложнением выпускаемой продукции, ростом наукоемких производств управленческая наука стала подходить к решению возникающих проблем, исходя из того обстоятельства, что работа фирмы во многом обусловлена внутренней средой.

    В своем  развитии управленческая мысль постепенно пришла к пониманию того, что эффективное функционирование производственных структур, получение максимальной прибыли, что особенно актуально в условиях рынка, возможно лишь при совпадении интересов и целей фирмы с интересами персонала, т.е. руководителей, рабочих и служащих.

    В современном  обществе очень важным аспектом является правильная политика со стороны руководства  в отношении своих подчиненных. Хотя сегодня состояние правового  регулирования трудовых отношений  отражает специфику переходного  периода к рыночной экономике, существующие правовые нормы не обладают совершенством, конкретные участники трудовых отношений - работодатели и работники должны знать и уметь их применять в нужное время и в нужном месте. В последние годы в науке об управлении производственными организациями наблюдается коренное изменение представлений о роли персонала в деятельности предприятия. В отличие от господствовавших ранее взглядов, экономически включавших  персонал в категорию издержек, подлежащих строгому контролю и возможно большему сокращению, появилась концепция управления человеческими ресурсами, в соответствии с которой персонал представляет собой один из важнейших ресурсов предприятия. Который нуждается в  эффективном и многоплановом управлении, включающем, как необходимый фактор, обеспечение социального, профессионального и структурного развития персонала. Принципы и методы управления персоналом являются на данном этапе развития истории наиболее значимыми и актуальными для становления и успешного процветания бизнеса в условиях успешно развивающейся рыночной экономики. 

    Цель  работы – рассмотреть принципы и  методы управления персоналом. 

                         Задачи работы: 

1)     Рассмотреть  основные принципы и методы  управления персоналом.

2)      Рассмотреть действие принципов  и методов управления персоналом на предприятии. 

       Объект работы –  система  управления персоналом.

      Предмет работы – особенности принципов и методов управления        

персоналом.     

    Теоретическая  база: тема работы широко рассматривается  в работах отечественных специалистов Базарова Т.Ю., Шапиро С.А., Кибанова А.Я., Уткин Э.А., Егоршин А.П., Лукичева Л.И.

    Эмпирическая  база: материалы о принципах и  методах управления персоналом  в организации ОАО «Нижнекамский  молокомбинат».

   Структура работы: структура работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы. 

 

 

                         Глава 1. Принципы управления персоналом

                              

                      1.1Основные принципы управления персоналом 

      Управление персоналом - целенаправленная  деятельность руководящего состава  организации, а также руководителей  и специалистов подразделений  системы управления персоналом, которая включает разработку  концепции и стратегии кадровой  политики, принципов и методов управления персоналом.[1]

Управление персоналом заключается в формировании системы  управления персоналом. Управление персоналом охватывает широкий спектр функций.

    Руководители  и работники подразделений системы  управления персоналом оценивают результативность труда персонала, деятельность подразделений системы управления, экономическую и социальную эффективность управления персоналом. А так же они обязаны соблюдать принципы управления персоналом.

    Принципы  управления персоналом – это правила, основные положения  и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты  в процессе управления персоналом. Принципы управления персоналом отражают требования объективно действующих экономических законов и закономерностей, поэтому и сами являются объективными.

    Принципов управления персоналом множество, но при  всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих  традиционно утвердившихся и  отечественных организациях принципов: научности, демократического централизма, плановости, первого лица, единства распорядительства; отбора, подбора и расстановки кадров; сочетание единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления; контроля и исполнения решений и др.

    Многочисленные  исследования ученых-экономистов в разных странах свидетельствуют, что компании, эффективно управляющие человеческими ресурсами, достигают более высокого уровня прибыльности и финансового роста, чем их конкуренты. 

    В процессе перехода к рыночной экономике руководители должны не только распознавать возможные выгоды и риск, не только развивать на базе имеющихся ресурсов соответствующие стратегии, но и управлять организационным процессом. А значит, использовать все доступные и приемлемые принципы управления персоналом: 

- принцип системности  и комплексности: 

    Система, подразумевающая объединение частей в целое, свойства которого могут  отличаться от свойств входящих в  нее частей. Любая организация  есть система. Рассмотрим, какие основные свойства включает в себя принцип системности.

    Неаддитивность - эффективность деятельности системы  варьируется во времени и далеко не всегда равна алгебраической сумме  эффектов частей в нее входящих.

    Например, прибыль промышленной фирмы при  прочих равных внешних условиях изменяется  в зависимости от эффективности работы входящих в нее подразделений, которая (при одной и той же формальной структуре организации и принципах стимулирования труда) определяется качеством персонала, стилями руководства, личными взаимоотношениями и т.д.

    В большинстве случаев эффективность работы группы из 7 человек выше, чем группы, в которую входят 17 сотрудников.

    Мультипликативность - это управляющие действия или  стихийные процессы, направленные на умножение эффективности системы. Мультипликативность может быть как положительной, так и отрицательной. Отрицательная мультипликативность означает быстрое развитие деструктивных организационных процессов, система стремится к состоянию хаоса и постепенно саморазрушается. Положительной мультипликативности системы способствуют следующие факторы: относительная простота организации (и ее систем управления), соответствие коммуникативной структуры организации целям и задачам, качество персонала.

    Устойчивость. Устойчивость системы может быть нарушена при обоснованном усложнении или упрощении организационной структуры.

    Адаптивность - способность организации приспосабливаться  к новым внешним условиям, возможности  саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности. Адаптивные организации часто имеют органическую структуру, когда каждый субъект управления (подразделение, рабочая группа, работник) имеет возможность взаимодействовать с каждым.

    Централизованность - речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого  центра, когда все части организации  руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными правами. 

                                 Централизация управления: 

    Централизация означает концентрацию властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией. Цель централизации - увеличение синергии, улучшение координации, предотвращение ошибок на уровне работников.

    Негативные  стороны централизации заключаются  в снижении оперативности управления, уменьшения возможностей адаптации  к новым условиям работы.

    Имеет несомненные преимущества при решении глобальных, стратегических задач, позволяет широко, масштабно распределять все виды резервов и ресурсов, но при этом неизбежно подавляется творческая инициатива исполнителей, не всегда оптимально решаются тактические задачи. Но в некоторых, чаще всего экстремальных, ситуациях принцип единоначалия совершенно незаменим. 

                                 Децентрализация управления: 

Это передача или  делегирование прав и ответственности  за ряд ключевых решений на нижние уровни управления организацией. Цель децентрализации - облегчение процессов принятия решений и инициатив на нижних уровнях управления. Оперативность руководства, высокая адаптивность организации к новым условиям.                 Негативные стороны децентрализации - обособленность частей, что часто ведет к конфликтам, ослаблению контроля и единства в действиях.

Освобождает членов коллектива от постоянной опеки, эффективно стимулирует инициативу, полнее раскрывает потенциальные возможности личностей. Рядовой работник выполняет задание с удвоенной энергией, если ему предоставляется хотя бы минимальная степень действительного контроля ситуации.

Совместимость - взаимоприспособляемость  и взаимоадаптивность персонала  в системе. На уровне предприятий  нередко возникают противоречия интересов организации и потребностей ее персонала.

Проблемам психологической  совместимости членов коллектива групп  также посвящено большое число  научных работ. 

- принцип правовой  защищенности: 

          Этот принцип  требует от  руководителей предприятий знания  действующего законодательства и принятия управленческих решений только с учетом соответствия этих решений действующим правовым актом. Взаимодействие между предприятием, в лице руководителя предприятия, и работника зависит от многих правовых ограничений. Постоянно рождаются все новые и новые законы, меняются кодексы. Предсказать направление и результат действия этих законов, указов и регламентов очень сложно 

- принцип делегирования  полномочий: 

       Само название принципа содержит расшифровку его основного смысла - передача руководителем части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их действия. 

       Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. 

                         Преимущества делегирования полномочий: 

- возможность  заниматься задачами, требующими  личного участия руководителя;

-         сосредоточение на стратегических  задачах и перспективных планах  развития предприятия;

-         делегирование - лучший способ  мотивации творческих и активных  работников;

-         делегирование - лучший способ  обучения;

-         делегирование - как способ профессиональной  карьеры.

-         принцип соответствия: 

          Определить соответствие работника занимаемой должности - задача не из легких. Обычно человек весьма высокого мнения о своих способностях и интеллекте. Значительно реже встречаются случаи недооценки своих возможностей, робости, застенчивости. Если человеку с хорошим образованием поручить выполнять рутинную канцелярскую работу, то значительная часть его знаний пропадет без пользы, а сам сотрудник будет стараться сменить место работы ради более интересной должности.

Информация о работе Методы управления персоналом