Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:43, курсовая работа
Актуальность темы. С начала века и до 60-х годов руководителей мало интересовали проблемы, возникающие внутри предприятий. Лишь с развитием общества, усложнением выпускаемой продукции, ростом наукоемких производств управленческая наука стала подходить к решению возникающих проблем, исходя из того обстоятельства, что работа фирмы во многом обусловлена внутренней средой.
В своем развитии управленческая мысль постепенно пришла к пониманию того, что эффективное функционирование производственных структур, получение максимальной прибыли, что особенно актуально в условиях рынка, возможно лишь при совпадении интересов и целей фирмы с интересами персонала, т.е. руководителей, рабочих и служащих.
Введение…………………………...…………………………………………………... 3
Глава 1. Принципы управления персоналом…..................................................... .5
1.1 Основные принципы управления персоналом............................................... 5
1.2 Реализация принципов управления персоналом в России………............. 12
Глава 2. Методы управления персоналом…………............................................... 12
2.1 Разновидность методов управления персоналом………………………… 15
Методы управления персоналом в ОАО <<Нижнекамский молокомбинат>>…
Заключение………………………………...………………………………………… 25
Список литературы…………………………….……………………………............ 27
Есть много методов помочь человеку в
поисках его истинного места в коллективе,
найти свое призвание. Японские менеджеры
достигают этой цели путем ротации, т.е.
перемещением сотрудника с одного места
работы в другие структурные подразделения.
Чаще всего эти перемещения производятся
"по горизонтали", но иногда и с повышением
в должности - "по вертикали". Многое
дают система наставничества, когда к
новичку прикрепляют опытного специалиста,
и частые контакты руководителя со своими
сотрудниками, иногда и в неофициальной
обстановке.
Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя - вот основа принципа соответствия.
Принцип соответствия
необходимо применять каждому руководителю
при подборе и расстановке
управленческих кадров и в первую
очередь при оценке своих собственных
возможностей, своего соответствия выполняемой
работе.
- принцип автоматического
Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально.
Есть одно, несколько
неожиданное следствие этого
принципа - важность служебных должностных
инструкций, документов, направленных
на выполнение
- принцип повышения квалификации:
Характерной чертой любого
Реализация принципа обязательного повышения квалификации традиционно встречала сопротивление на всех уровнях управления - работники низших иерархических уровней отказываются от любых форм учебы и повышения квалификации.
Принцип управления настоятельно требует обязательного повышения квалификации всех сотрудников, занятых в производственном процессе, независимо от занимаемой должности.
Опыт крупнейших фирм Европы, Америки,
Японии показывает, сколь настойчиво проводят
они политику тотального повышения квалификации
и переподготовки кадров. Тысячи институтов,
колледжей, постоянно действующих семинаров
и курсов проводит обучение персонала
любого уровня, и предприятия расходуют
большие средства на эти мероприятия.
Другим методом обучения является ротация по службе, когда специалистов различного профиля перемещают на срок от трех месяцев до года из отдела в отдел. Ротация позволяет ознакомить сотрудников фирмы со многими сторонами деятельности предприятия, уяснить необходимость координации и взаимосвязи отделов.
Необходимость ротации и постоянного повышения своего профессионального мастерства объясняется особенностями человеческой психики.
Последние достижения в информационной
технологии открывают новые возможности
и при решении проблем повышения квалификации.
Весьма интересные перспективы открываются
при использовании для системы индивидуального
образования идей телеверситета - с помощью
телесетей промышленные фирмы и отдельные
слушатели имеют возможность получить
доступ к мощным образовательным центрам
на любом расстоянии и в удобное для них
время. Так, например, создана в 1998 г. телеакадемия
в структуре Академии народного хозяйства
при Правительстве РФ.
Принцип "монтера Мечникова" гласит, что любое управленческое решение должно быть обеспечено документально (включая при необходимости и финансовые документы) или материально. Нельзя подписывать приказ о выплате премии, если руководитель не убежден в наличии премиального фонда; нельзя принимать на работу нового сотрудника, пока не будет создана вакансия.
Принцип имеет еще одну область применения:
оплата работы по конечным результатам.
Труд требует вознаграждения, и делается
только то, что вознаграждается.
- принцип цели:
В управлении проблема цели
является центральной, она
Итак, один из важнейших принципов управления можно сформулировать так - каждое действие должно иметь ясную и определенную цель. Этот принцип распространяется на все виды управления и до тактики поведения личности на бытовом и межличностном уровнях.
Ряд американских и японских корпораций
широко используют и другие принципы управления
персоналом: пожизненного найма, контроля
исполнения заданий, основанного на доверии;
сочетание такого контроля с корпоративной
культурой; консенсуальное принятие решений,
т.е. обязательное одобрение принимаемых
решений большинством работников.
1.2 Реализация принципов управления персоналом
в России
Сейчас часто упрекают новых предпринимателей
за ориентир на получение максимальных
прибылей, но ведь и руководители старых
предприятий сейчас мало думают о людях
- массовые увольнения, забастовки, длительные
задержки выплаты зарплаты, даже голодовки
не мешают многим директорам предприятий
помнить о собственном кармане. Желание
получить за свой труд возможно большую
плату понятно и характерно для любого
времени и для любого народа, но получить
за труд, за инициативу, за продуманный
коммерческий риск, а не за воровство и
обман.
И так, существует ряд проблем, без решения
которых невозможно говорить об управлении
персоналом в России:
1.
Обеспечение профессионализма
2. Создание финансовых, инвестиционных и морально-психологических норм, на всех уровнях государственного, регионального и производственного управления.
3.
Совершенствование форм и
4.
Развитие кадрового и научного
потенциала. Сохранение великих
достижений национальной культуры.
В России существует несколько миллионов предприятий, из которых несколько тысяч - крупные с численностью более 5000 человек. Многие имеют свою историю и принципы работы с персоналом, как одного из важнейших звеньев в управлении предприятием.
По-своему уникален, и может служить образцом
передового опыта системы работы с персоналом
ОАО "Заволжский моторный завод".
(ОАО "ЗМЗ").
Завод не использует временных рабочих, хотя о акционирования завода работало около 4000 временных рабочих.
Завод имеет собственную социальную инфрастуктуру: жилые здания, общежития, турбазу, пионерский лагерь, спортклуб "Мотор", стадион, поликлинику, медсанчасть, профилакторий, Дом культуры.
ОАО «ЗМЗ» - самое крупное предприятие в городе Заволжье, численность населения которого 48 тыс.чел., завод в значительной степени формирует всю инфраструктуру города и обеспечивает занятость населения.
Рассмотрим основные принципы управления
и организации работы персонала на данном
предприятии.
1. Приоритет
в подборе персонала и
2. Формируются семейные династии, когда несколько поколений работают на заводе. При расстановке персонала делается акцент на семейные династии.
3. Поддерживается
высокий имидж завода в
4. На заводе высокая трудовая и исполнительская дисциплина, доля прогулов в общем фонде отработанного времени составляет всего 0,2 %, что весьма немного для России.
5. Начаты
переход на международные
6. Идет
непрерывное повышение
7. Формирование требований к таким деловым и нравственным качествам работников завода, как дисциплинированность, организованность, исполнительность, хозяйственность, трудолюбие, доброжелательность, преданность…, отраженных в нормативных документах. Стремление коллектива воспитывать эти качества в каждом.
Поддержание работоспособности и здорового образа жизни за счет ежегодного профилактического медицинского обследования, наличие собственной спортивной базы (стадион, турбаза, бассейн, сауны, клуб, теннисные корты).
8. Гибкая
политика в оплате труда,
9. Практически все работающие и пенсионеры стали акционерами.
10.Предоставление
социальных благ для
11.Социальные гарантии
выполняются строго в
12.Поддержание
культурных и производственных
традиций завода. На заводе функционируют
Дом отдыха, музей, совет ветеранов,
женсовет, профком.
В данной главе были рассмотрены основные
принципы управления персоналом, а так
же их реализация в России. Примером послужило
предприятие ОАО «Заволжский моторный
завод». Итак, обобщая, можно сказать, что
здесь в политике руководства учитываются
все основные принципы управления, где
важное место занимает "человеческий
фактор". Все это обеспечивает мудрое
руководство и высококвалифицированный
персонал, который работает на заводе
семьями почти 40 лет.
Глава 2 Методы управления персоналом
2.1 Разновидность методов управления персоналом
Методы управления персоналом – способы воздействия на коллективы и отдельных работников в целях осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы методов управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические.
Административные методы базируются на власти, дисциплине, взысканиях и известны в истории, как методы кнута. Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны, как методы пряника. Социально-психологические методы основаны на способах мотивации и морального воздействия на людей и известны, как методы убеждения.
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувства долга, стремление человека трудится в определенной организации, культура трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
Управленческое воздействие экономических и социально-психологических методов носит косвенный характер. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.
Административные методы
управления основываются на отношениях
единоначалия, дисциплины и ответственности,
осуществляются в форме организационного
и распорядительного воздействия.