Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 15:48, реферат
Мероприятия по совершенствованию системы методов управления персоналом разрабатываются по следующим направлениям: совершенствование методов материального и морального стимулирования; совершенствование организационной структуры; повышение квалификации работников аппарата управления и подготовка по новым специальностям и др.
Совершенствование методов управления персоналом конкретной организации должно основываться на комплексном анализе персонала и системы управления человеческими ресурсами .
Рассмотрим более подробно основные методы управления персоналом.
Введение 3
1.Развитие принципов и методов управления персоналом организации
5
2 Исследование методов и функций управления персоналом 9
3 Коучинг – современный метод управления персоналом 12
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 23
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1.Развитие принципов и методов управления персоналом организации |
5 |
2 Исследование методов и функций управления персоналом |
9 |
3 Коучинг – современный метод управления персоналом |
12 |
Заключение |
22 |
Список использованных источников и литературы |
23 |
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы управления персоналом должны занимать одно из центральных мест в системе управления организаций современной России, поскольку в условиях усложнения технологии и организации производства именно от человеческого фактора в ключевой мере зависят результаты и эффективность работы предприятий и корпораций.
Восприятие персонала как основного конкурентного преимущества уже стало традиционным для современного менеджмента.
Большое внимание человеку как главной производительной силе уделяется и на уровне федеральных органов власти.
В программной статье «О наших экономических задачах» В.В. Путин отметил: «Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой… Экономика, работающая на современной технологической базе». Для этого потребуется диверсифицировать отраслевую структуру, увеличить долю высокотехнологичных секторов в ней, вдвое повысить производительность труда, довести до 25% долю предприятий, внедряющих технологические инновации.
Персонал является ведущим фактором инновационного развития экономики, определяющим условием регионального и национального промышленного роста.
Поскольку основной целью развития российской экономики является рост производства и экспорта продукции обрабатывающей промышленности с высокой добавленной стоимостью, конкурентоспособной по сравнению с зарубежными аналогами, необходимо преобразовать промышленный комплекс страны на инновационной основе.
Решение этих амбициозных задач развития Российского государства будет определяться в первую очередь человеческим капиталом, человеческими ресурсами, которые в современных условиях выступают базовым фактором
модернизации и прогресса экономики.
Модернизация и прогресс экономики невозможны без такого важного факта как эффективная работа предприятий.
В свою очередь эффективная работа предприятий в значительной степени зависит от особенностей управления персоналом. Не случайно этой отрасли менеджмента в последнее время стали уделять очень большое внимание, что еще больше подчеркивает актуальность данной темы.
1 Развитие принципов и методов управления персоналом организации
Управление персоналом организации самую непосредственную связь с принципами и основными методами, используемые в данной отрасли управленческой науки и практики.
Под принципами исследователи понимают основные, исходные положения, определяющие главное содержание научной и практической деятельности в сфере управления персоналом, включая устройство системы управления персоналом, механизмы ее функционирования, а также организационную культуру.
К основополагающим принципам работы с персоналом следует отнести:
1..Научность, использование в практике управления персоналом организации достижений научных дисциплин, имеющих своим объектом человека, социальные общности, организации и труд.
2..Системность в восприятии объектов исследования и управления и факторов, влияющих на их поведение.
3..Гуманизм, основанный на индивидуальном подходе, восприятии персонала как главного достояния организации, а каждого работника – как уникальной личности с большим потенциалом.
4..Профессионализм, предполагающий наличие у работников служб управления персоналом адекватного образования, опыта и контекстуальных навыков, позволяющих эффективно управлять персоналом конкретного предприятия.
Каждый из указанных выше принципов работы с персоналом может быть расширен и углублен и представлен через систему более частных принципов например таких как прогрессивность, перспективность, оперативность, оптимальность, иерархичность и т.д.
Обязательным принципом, который должен быть положен в основу построения всей системы управления персоналом предприятия, следует признать принип комплексности. Данный принцип предусматривает, что вопросы управления персоналом должны решиться всесторонне с учетом социально-экономических, организационно-правовых, психофизиологических и технических факторов для всех категорий персонала1.
Комплексность системы управления персоналом предполагает, что при любом способе управления используется весь комплекс методов воздействия в рамках функционирующей системы:
1. Координационные: регламентирование,
регулирование, нормирование, администрирование
(использование властных
2. Экономические: стимулирование, премирование, участие в прибылях, социальные выплаты, фиансирование, анализ затрат на содержание персонала, оценивание поэуономическим криетриям, кредитование.
3..Маркетинг персонала, организация трудовой деятельности, планирование численности, прогнозирование, анализ существующей системы управления персоналом.
4..Социально-психологическое мотивирование, убеждение, воспитание, оценка деловых и личностных качеств, аттестация, социализирование, управление конфликтами и стрессами, адаптирование, профориентирование, индивидуализирование.
5..Правовые: профессиональной защиты, действия и заключения контрактов, правове санкционирование и регулирование2.
Реализации ранее рассмотренных принципов управления персоналом способствует система различных методов (способов) воздействия на работников.
Понятие «метод» применительно к управлению персоналом по своему содержанию означает совокупность определенных приемов и способов, типичных подходов к воздействию и влинию на персонал (как на работников, так и на трудовой коллектив в целом)с целью достижения конкретных результатов.
Методы управления персоналом разнообразны и используются комплексно, взаимно дополняя друг друга и образуя единую, целостную систему методов управления, присущих конкретной организации.
В литературе в соостветствии с большим разнообразием криетриев, положенных в основу классификации методов управления персоналом организации, существует множество классификаций, которые построены на определнных критериях. Имеются и другие классификации применяемых методов. Например, в зависимости от характера воздействия на человека выделяют: методы стимулирования, методы информирования, методы убеждения, методы (админитсративного) принуждения3.
В соответствии с тенденциями развития менеджмента, как науки, развития управленческой практики и концепциями развития персонала методы управления персоналом также претерпели значительные изменения, что нашло отражение в таблице 1.
Таблица 1 – Отличительные черты методов управления персоналом
Критерии сравнения |
Методы, основанные на концепциях классического менеджмента |
Методы, основанные на новых концепциях |
1 |
2 |
3 |
Характер воздействия |
Прямой |
Косвенный |
Стиль руководства |
Авторитарный |
Демократический |
Приоритеты стимулирования |
Экономические |
Социально-психологические |
Мотивация |
Индивидуальная |
Индивидуальная и групповая |
Степень регламентации трудовой деятельности |
Полная регламентация |
Частичная регламентация, допускается значительная самостоятельность в отборе способов труда |
Цель |
Достижение запланированного уровня производительности и качества продукции |
Решение стратегических задач повышения эффективности производства на основе реализации творческих и производительных способностей персонала |
Эволюция методов управления персоналом является закономерным продолжением развития методов управления и ставит своей задачей анализ прогрессирующих закономерностей развития персонала и извлечение полезного опыта из того, что накоплено практикой управления.
Методы управления персоналом предприятия (организации) находятся в процессе постоянного изменения и совершенствования, основываясь не только на современных достижениях управленческой науки и практики, но и на требованиях и специфике деятельности конкретной организации.
Мероприятия по совершенствованию системы методов управления персоналом разрабатываются по следующим направлениям: совершенствование методов материального и морального стимулирования; совершенствование организационной структуры; повышение квалификации работников аппарата управления и подготовка по новым специальностям и др.
Совершенствование методов управления персоналом конкретной организации должно основываться на комплексном анализе персонала и системы управления человеческими ресурсами4.
Основные выводы по данной главе следующие:
– основными принципами в управлении персоналом являются: научность, системность, гуманизм и проффесионализм;
– наиболее общей и распространенной
следует признать классификацию, применяемую
в целом к управлению, в соотвествии
с которой все методы управления персоналом
предприятия можно разделить на экономические,
организационно-
Рассмотрим более подробно основные методы управления персоналом на предприятии в следующей главе.
2 Исследование методов и функций управления персоналом
Методы выполняют важную роль в управлении, так как с их помощью осуществляются способы управленческих воздействий на персонал.
Использование системы методов при изучении новых проблем управления позволяет увеличить информацию об управлении и о закономерностях происходящих в нем процессов и явлений, благоприятствуя развитию теории управления.
Методы управления различаются способом, характером воздействия руководителей на подчиненных, для выполнения координации их деятельности в процессе функционирования организации.
Управление персоналом выполняется, используя различные способы воздействия на сотрудников. В литературе можно увидеть разнообразные классификации методов.
Выделим три группы: экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально - психологические методы.
1) Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов.
2).Административные методы характеризуются их соответствием правовым нормам и основываются на власти, взысканиях и дисциплине.
3).Социально - психологические методы направлены на управления социально - психологическими процессами в коллективе для достижения поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально - психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов5.
Экономические методы являются способом осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования экономических законов и категорий. Экономические методы должны базироваться на товарно – денежных отношениях рыночной экономики.
Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов.
Главным экономическим методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение эффективной и качественной работы каждого.
К современным видам стимулирования относят:
– предоставление работнику медицинского страхования;
– предоставление льгот в обучении, повышении квалификации;
– беспроцентные ссуды;
– участие работника в распределении прибыли организации;
– льготные условия покупки акций компании и т.п.
В условиях рыночной системы хозяйствования и сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения увеличивается роль экономических методов управления. Они выступают важнейшим условием создания целостной и эффективной системы управления
экономикой организации.
Экономические методы выступают в качестве различных способов воздействия руководителей на персонал для достижения поставленных целей.
При позитивном использовании экономических методов, конечный результат проявляется в хорошем качестве продукции и высокой прибыли. При
неправильном использовании экономических законов, их игнорировании или пренебрежении ими, можно ожидать низких или негативных результатов (убытки, затоваривание, неплатежи, забастовки, банкротство).
Административные методы – это установление административных норм принятия решений и распоряжений, контроля за их осуществлением, работа с кадрами управленческого аппарата, привлечение способных работников к принятию управленческих решений, поддержание у персонала высокого уровня организованности, порядка и исполнительской дисциплины.