Методы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемые в России экономические реформы существенно изменили статус предприятия. Рынок ставит предприятие в новые отношения с государственными организациями, с производственными и другими партнёрами, работниками. Устанавливаются новые экономические и правовые регуляторы. В связи с эти меняются отношения между руководителями предприятий, руководителями и подчинёнными, между всеми работниками внутри предприятия. Меняется отношение к персоналу предприятий, т. к. социальная направленность экономических реформ поворачивает их лицом к человеку, персоналу предприятий.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Методы управления персоналом 3
2.1. Особенности и недостатки традиционных методов управления 3
2.2. Субъект и объект управления 4
2.3. Система методов управления персоналом 4
2.4. Административные методы управления персоналом 5
2.4.1. Классификация административных методов 5
2.4.2. Позитивные и негативные воздействия административных методов управления персоналом 7
2.5. Экономические методы управления персоналом 8
2.5.1. Классификация экономических методов управления персоналом 8
2.5.2. Позитивные и негативные воздействия экономических методов управления персоналом 11
2.6. Социально-психологические методы управления персоналом 12
2.6.1. Классификация социально-психологических методов управления персоналом 12
2.6.2. Психологические методы управления 15
2.6.3. Коммуникации 17
2.6.4. Переговоры 18
2.6.5. Позитивные и негативные воздействия социально-психологических методов управления персоналом 19
3. Заключение 20
4. Список литературы 20

Файлы: 1 файл

реферат по к м.docx

— 77.39 Кб (Скачать файл)

Социально-психологические методы – способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей  психологии и социологии. Объект воздействия  этих методов, – группы людей и  отдельные личности. По масштабу и  способам воздействия эти методы можно разделить на 2 основные группы: социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний  мир человека); психологические, которые  направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир  человека).   

Такое разделение достаточно условно, т. к. в современном общественном производстве человек всегда действует  не в изолированном мире. А в  группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими  ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так  и психологических метолов.   

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они  позволяют установить назначение и  место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию  людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные  коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

1.     Социальное планирование: 1) цели; 2) методы; 3) критерии; 4) нормативы; 5) результаты.    

Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень  жизни, оплата труда, потребность в  жилье, условия труда и др.) и  плановых показателей, достижение конечных социальных результатов. 

2.     Социологические методы исследования: 1) анкетирование; 2) интервьюирование; 3) социометрия; 4) наблюдение; 5) собеседование.    

Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они представляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала  и позволяют обоснованно принимать  кадровые решения.

3.     Личностные качества: 1) деловые качества; 2) моральные качества; 3) достоинства; 4) недостатки.   

Личностные качества характеризуют  внешний образ сотрудника, который  достаточно стабильно проявляется  в коллективе, и является неотъемлемой частью социологии личности. Личностные качества можно разделить на деловые (организационные), которые необходимы для выполнения конкретных функций  и задач, и моральные (нравственные), отражающие проявления личной морали человека. В кадровой работе необходимо знать достоинства и недостатки сотрудников, исходя из которых им подбирается  рабочее место, намечается служебная  карьера и обеспечивается продвижение. 

4.     Мораль: 1) государственная; 2) общественная; 3) религиозная; 4) групповая; 5) личная.   

Мораль – особая форма общественного  сознания, регулирующего действия и  поведение человека в обществе с  помощью нравственных норм.   

В настоящее время лучшие западные компании (“Sony”, “Nissan”, “Ford”, “IBM”, “Mitsubishi”) формирование корпоративной морали и культуры ставят в качестве первоочередной задачи.

5.     Партнёрство: 1) деловое; 2) дружеское; 3) по увлечению; 4) семейное; 5) сексуальное.    

Партнёрство – важный компонент  любой социальной группы; заключается  в налаживании разнообразных  форм взаимоотношений, на базе которых  организуется общение людей. В партнёрстве  люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях между  собой.

6.     Соревнование: 1) принципы; 2) критерии; 3) методы; 4) методы; 5) формы; 6) организация.    

Соревнование – специфическая  форма общественных отношений; характеризуется  стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению.   

Идея соревнования и лидерства  была активно поддержана классиками марксизма-ленинизма и материализовалась  в форме социалистического соревнования: стахановское движение, ударничество и новаторство, коммунистические субботники, движение за коммунистический труд.     

Западные, прежде всего, японские компании, тщательно изучив опыт социалистического  соревнования, успешно применили  его к национальному менталитету  своих рабочих и корпоративному интересу фирмы в виде кружка качества, рабочих советов, теорий “X” и “Y” и других. Предполагается, что после выхода из кризиса российские предприятия вернутся к необходимости организации соревнования как важнейшего средства роста производительности труда. 

7.     Общение: 1) межличностное; 2) личностное; 3) вербальное; 4) невербальное.   

Общение – специфическая форма  взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Межличностное  общение возникает между различными людьми в формах руководитель –  подчинённый – сотрудник –  друг и др. более сложных формах общения нескольких людей. Личностное общение имеет место в простых  формах взаимоотношений руководителя с подчинённым, сотрудников между  собой, когда существуют 2 субъекта коммуникаций. Вербальное или словесное, общение возникает в процессе устного ли письменного обмена информацией. Невербальное общение имеет место, когда используются другие знаковые формы передачи информации, например, жесты, мимика, звуки, поза и т. д. Управленческое общение включает в себя 3 основных этапа: выдача распорядительной информации, получение обратной связи, выдача оценочной  информации. 

8.     Переговоры: 1) структура; 2) техника; 3) методика; 4) технология (приёмы); 5) результаты.    

Переговоры – специфическая  форма человеческого общения, когда 2 или более стороны, имеющие различные  цели и задачи, пытаются увязать  между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора (диалога) и, как правило, избегают прямого  конфликта.

9.     Конфликты: 1) межличностные; 2) личностные; 3) ролевые; 4) деловые; 5) семейные.   

Конфликт – форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая  свой сюжет, композицию, энергию, которые  по ходу действия трансформируются в  кульминацию и развязку и заканчиваются  положительным или отрицательным  решением проблемы.   

Сигналами конфликта являются социальный кризис. Напряжение в группе. Недоразумения  из-за поступков, отклонений от норм, психологические  и этические инциденты на работе и в быту, дискомфорт или интуитивное  ощущение неловкости в компании или  на работе.   

Значение социологических методов  управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический  климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого  целесообразно систематически (не реже раза в год) проводить социологические  исследования в коллективе; особенно полезно знать мнение членов коллектива о руководителе   

Психологические методы играют очень  важную роль в работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как  правило, строго персонифицированы  и индивидуальны. Главная их особенность  – обращение к внутреннему  миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению  с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия. Классификация  элементов, регулируемых психологическими методами управления:

1.       

Психологическое планирование – новое  направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива предприятия. Оно исходит из необходимости  концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части  трудового коллектива. Психологическое  планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.    

Целесообразно, чтобы психологическое  планирование и регулирование выполняла  профессиональная психологическая  служба предприятия, состоящая из социальных психологов.

2.       

Отрасли психологии и знание их методов  исследования позволяют сделать  правильный анализ душевного состояния  людей, построить их психологические  портреты, разработать способы устранения психологического дискомфорта и  формировать хороший климат коллектива.

3.       

Типы личности характеризуют внутренний потенциал человека и его обратную направленность к выполнению определённых видов работ и сферам деятельности. В сфере управления типизация  личностей играет важное значение в  совместном анализе с мотивацией и поведением в социальной группе.  

4.       

Темперамент – очень важная психологическая  характеристика личности для определения  назначения и места каждого работника  в коллективе, распределения управленческих задач и психологических приёмов  работы с конкретным человеком.

5.       

Черты характера определяют направленность мира человека, уровень потребности  в общении.

6.       

Направленность личности – важная психологическая характеристика человека и рассматривается с точки  зрения потребностей, интересов, мотивов, убеждений и мировоззрений.

7.       

Интеллектуальные способности  характеризуют возможности понимания, мышления, сознания человека и важны  для профессиональной ориентации, оценки людей, планирования карьеры и организации  движения по служебной лестнице.

8.       

Методы познания – инструменты, с помощью которых человек  изучает действительность, обрабатывает информацию и готовит проекты  решений.

9.       

Психологические образы позволяют  проводить обучение персонала на основе типовых образцов поведения  исторических личностей, крупных руководителей  и новаторов производства.

10.              

Способы психологического воздействия  относят к числу важнейших  элементов психологических методов  управления. Они концентрируют все  необходимые и разрешённые законом  приёмы воздействия на людей для  координации в процессе совместной трудовой деятельности.

11.              

Поведение – совокупность взаимосвязанных  реакций, осуществляемых человеком  для приспособления к внешней  среде.

12.              

Чувства – особый вид эмоциональных  переживаний, носящих отчётливо  выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивотью. Чувства  связаны с представлением о конкретном или обощённом объекте. Они отражают нравственные переживания человеком  его реальных отношений с окружающей средой в виде эмоций.   

Эмоции – конкретные переживания  тех или иных событий в жизни  человека. Зависящие от его склонностей, привычек и психологического состояния.

13.              

Стрессы – это то давление в  мире, которое приводит к состоянию  эмоционального дискомфорта.   

Социально-психологические методы – наиболее тонкий инструмент воздействия  на социальные группы людей и личность человека. Искусство управления людьми заключается в дозировании и  дифференцированном применении тех  или иных приёмов из перечисленных  выше.   

Принципы демократизации, патернализма, человеческих отношений, соблюдения прав личности должны в современных условиях доминировать над чисто административными  методами и авторитарным стилем руководства.    

Нестабильность экономического состояния  предприятия, финансовые трудности, несвоевременная  выплата заработной платы, длительные простои, конечно, не способствуют поддержанию  хорошего социально-психологического климата, т. к. руководитель значительно  больше времени вынужден уделять  не человеческому общению и функциям управления персоналом, а непосредственно  производству, маркетингу, финансам, т. е. другим функциям.   

Поэтому важно знать и прогнозировать воздействия социально-психологических  методов управления на работу персонала.    

Коммуникации – способ общения  и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и  параметров речи. Факторы, влияющие на эффективность коммуникаций:

1.       

Общение людей осуществляется с  помощью вербальных и невербальных коммуникаций. Вербальные коммуникации реализуются посредством устных и письменных сообщений. Устная передача информации осуществляется в процессе речевого диалога, совещаний, переговоров, презентации, телефонного разговора, когда наибольший объём информации передаётся посредством голосовой  связи. Письменные коммуникации реализуются  через документы в форме писем, приказов, распоряжений, инструкций, положений, когда руководитель передаёт подчинённому письменные указания.   

Невербальные коммуникации осуществляются посредством языка телодвижений и параметров речи. Язык телодвижений – главный компонент невербальный коммуникаций, оказывающих воздействие  на другого человека (до 55% всех коммуникаций). К нему относятся одежда, осанка, жесты, собственно телодвижения, фигура человека, поза, выражение лица, контакт  глазами, размер зрачков, расстояние между  говорящими. Параметры речи – 2-й  по значимости компонент невербальных коммуникаций. Параметры речи: интонация. Тембр голоса, частота дыхания, выбор  слов, употребление жаргона, громкость  голоса, произношение слов и т. д.    

2.    

3.       

Тип личности человека имеет большое  значение в обеспечении эффективности  коммуникаций. К каждому типу личности необходим разный подход.

Информация о работе Методы управления персоналом