Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 06:54, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать основные особенности и проблемы в управлении развитием регионов Российской Федерации, а также обозначить основные методы и технологии устранения этих проблем и способы эффективного управления экономикой регионов. В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные особенности в управлении развитием регионов.
2.Рассмотреть основные тенденции социально-экономического развития регионов.
3.Проанализировать перспективы социально-экономического развития регионов.
4.Обосновать особо эффективные варианты управления развитием регионов.
Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1 Управление развитием
1. Региональное развитие: цели, критерии и факторы………………………………………..3
2. Особенности управления развитием………………………………………………………...5
3. Факторы развития городов и регионов……………………………………………………...7
Глава 2 Анализ перспектив развития российских регионов
1. Современные тенденции социально-экономического развития…………………………..8
2. Социально-экономическая устойчивость развития регионов……………………………11
3. Макроэкономическое региональное развитие современной России………………...…..14
Глава 3 Методы управления развитием территорий
1. Региональная промышленная политика…………………………………………………...22
2. Управление развитием социальной сферы регионов…………………………….…….…26
3. Мониторинг социально-экономического развития региона……………………….……..30
Заключение………………………………………………………………………..….32
Список литературы……………………………………………………………..……33
В соответствии с этими прогнозами в 2000 г. доля запада России в ее ВВП составит по I варианту 40%, а по II варианту - около 45%, а доля востока России по I варианту 60%, по II варианту около 55%. Это говорит о качественных изменениях в экономике России, и прежде всего о нарушении единства ее воспроизводственного процесса и ослаблении целостности российского экономического пространства.
Задачи федерального и регионального управления в современных условиях
Возникновение угрозы ослабления целостности российского экономического пространства в значительной мере объективно обусловлено действием фундаментальных экономических закономерностей, свойственных рыночным отношениям. Поэтому остановить этот процесс может только система государственного регулирования рыночных отношений. Посмотрим, в какой мере она обеспечит целостность экономического пространства России в современных условиях.
В основу анализа этой системы легли результаты исследований, ведущихся с 1993 г. в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. Они позволили выявить следующие функции федерального и регионального государственного управления по обеспечению целостности российской экономики.
/. Обеспечение существования регионов-доноров. Уровень донорства регионов изменился, начиная с 1987 г. следующим образом:
Доля положительного сальдо вывоза-ввоза в производстве регионов-доноров (внешнеторговые цены 1989 г.), %
Регион-донор
|
1990 г.
|
1995 г.
|
2000 г.
| |
I |
II | |||
Поволжский |
4,9 |
5,3 |
5,7 |
4 |
Уральский |
7,2 |
10,6 |
13 |
9 |
Западно- Сибирский |
19,0 |
29,6 |
35 |
28 |
Восточно-Сибирский |
- |
5,1 |
6 |
5 |
Из табл. 6 следует, что за 1990-1995 гг. число регионов-доноров возросло с 3 до 5, причем все они принадлежат ресурсо-производящему востоку России. В течение 1990-1995 гг. уровень донорства этих регионов непрерывно увеличивался.
Важнейшими регионами-донорами в экономике России являются Западно-Сибирский и Уральский, общая суммарная доля которых в объеме ресурсов, поступающих от доноров, в 1990 1995 гг. превышала 85%. До 2000 г. вне зависимости от вариантов прогноза Западно-Сибирский регион останется важнейшим экономическим донором в России.
2. Обеспечение существования регионов-реципиентов (получателей). Динамика их уровня реципиентности отражена в табл. 7.
Доля отрицательною
сальдо вывоза-ввоза в объеме ресурсов потребления регионов-реципиентов
(внешнеторговые цены 1989 г.), %
Регион- реципиент |
1990 г.
|
1995 г.
|
2000 г. | |
I |
II | |||
Северный
Северо-западный |
5,3 |
- |
- |
- |
Северо-Западный |
6,7 |
9,9 |
10 |
13 |
Центральный |
4,2 |
10,2 |
13 |
10 |
Волго-Вятский |
0,7 |
0,1 |
0,1 |
1 |
Центрально- Черноземный |
7,7 |
4,4 |
3 |
8 |
Северо- Кавказский |
8,0 |
7,5 |
7,4 |
10 |
Восточно- Сибирский
|
4,2 |
- |
- |
- |
Дальневосточный |
11,9 |
5,7 |
2,6 |
5,6 |
Из данных табл. 7 следует, что за 1990-1995 гг. число регионов-реципиентов уменьшилось с 8 до 6 и останется таким до 2000 г. Пять из оставшихся шести регионов образуют ресурсообрабатывающий запад России. В течение 1990-1995 гг. уровень реципиентности большинства регионов-реципиентов заметно снизился (они лишились значительной экономической поддержки со стороны) и только у двух из них - Центрального и Северо-Западного существенно возрос (у первого в 2,4, у второго в 1,5 раза).
Как следует
из расчетов Института
3. Обеспечение перераспределения
ресурсов между востоком и запа
Структура использования ресурсов, получаемых от регионов-доноров, %
Использование ресурсов
|
1990 г.
|
1995 г.
|
2000 г. | |
I |
II | |||
Всего ресурсов |
100 |
100 |
100 |
100 |
В том числе: Поддержка регионов-реципиентов России |
61 |
33 |
32 |
49 |
Вывоз в страны СНГ |
52 |
0 |
-1 |
3 |
Вывоз в дальнее зарубежье |
-13 |
67 |
69 |
48 |
Из данных табл. 8 видно, как за 1990—1995 гг. принципиально изменился характер использования ресурсов, полученных от российских регионов-доноров. В предреформенный период более 60% этих ресурсов использовалось на поддержку регионов-реципиентов России. В настоящее время 2/3 ресурсов, отдаваемых регионами-донорами, уходит в страны дальнего зарубежья, и лишь 1/3 их идет на поддержку российских регионов. В условиях сохранения до 2000 г. курса на преимущественно топливно-сырьевую ориентацию развития экономики России (I вариант прогноза) в структуре использования ресурсов, получаемых от регионов-доноров, не произойдет существенных изменений. Еще более снизится доля ресурсов, направляемых на поддержку нуждающихся российских регионов-реципиентов, и одновременно увеличится доля ресурсов, вывозимых в дальнее зарубежье. При комплексном развитии экономики России (II вариант прогноза) к 2000 г. за счет резкого снижения доли ресурсов, вывозимых в качестве донорской помощи дальнему зарубежью, может быть заметно увеличена часть ресурсов, направляемых на поддержку российских регионов. Одновременно появляется возможность восстановить донорскую помощь странам СНГ, хотя и в существенно меньших размерах, чем она направлялась в адрес бывших союзных республик в дореформенном 1990 г.
Можно сформулировать следующие основные направления совершенствования функций федерального и регионального государственного управления по обеспечению целостности российского экономического пространства:
• дальнейшее
осуществление донорства
• использование результатов этого донорства во все большей мере для нужд России, а не для дальнего зарубежья (см. табл. 4);
• обеспечение
большей равномерности в
Таким образом, динамика макроэкономических региональных пропорций современной России объективно требует сохранения и существенного усиления действенности федерального и регионального управления ими в целях укрепления целостности российского экономического пространства и сохранения социально-экономической стабильности в стране.
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ.
Принципы и функции промышленной политики
Промышленная политика - это совокупность экономических, политических и организационных мер, реализуемых на разных уровнях государственного управления, направленных на повышение эффективности факторов производства и прямо или косвенно влияющих на решения о вложении ресурсов в отрасли или изъятии их из отраслей.
Выбор того, на что могут быть направлены эти меры, обуславливается общей ориентацией национальной экономики, спецификой тех или иных моделей экономического роста и взаимосвязанными общими принципами промышленной политики.
Принцип конструктивности. Целесообразно обеспечить консенсус между экономическими агентами и политическими силами по вопросу о целях, направлениях и методах осуществления промышленной политики и на этой основе поставить конкретные задачи по модернизации отраслей и предприятий.
Принцип корректировки. Необходимо своевременно отказываться от тех стратегий, которые не оправдали себя в прошлом и не представляют ценности в настоящий момент.
Принцип равных возможностей. В качестве объектов внимания рассматриваются не отрасли, сферы или субъекты хозяйствования, а динамически видоизменяющиеся на различных этапах индустриального развития параметры и инструменты их регулирования.
Принцип глобального реагирования. Необходимо учитывать ресурсные и политические возможности, сосредоточенные за пределами национальной экономической системы.
Единой универсальной модели промышленной политики даже национальном уровне не существует.
В то же время, эффективная промышленная политика, направлена на достижение:
Основным критерием успеха промышленной политики служат темпы экономического роста в сравнении с темпами, достигнутыми в условиях ее отсутствия.
Роль промышленной политики на рубеже второго и третьего тысячелетий возрастает, что обусловлено следующими факторами:
Федеральный и региональный уровень промышленной политики
Необходимость формирования и эффективной реализации промышленной политики в России по истечении первых лет реформ уже не вызывает сомнений, причем как на федеральном, так и на региональном уровне национальной экономической системы.
Федеральная промышленная политика – это комплекс экономических, политических и организационных мер индустриального развития страны, определяющих необходимую структуру и масштабы производства и обеспечивающих эффективное действие его перспективных факторов, а также влияющих на принятие решений в отношении наиболее важных стратегических объектов. Эта промышленная политика является федеральной по целям, но может реализовываться на разных уровнях национальной экономической системы. Инструменты федеральной промышленной политики закреплены в федеральных целевых программах и законодательных актах.