Методы управления развитием территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 06:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать основные особенности и проблемы в управлении развитием регионов Российской Федерации, а также обозначить основные методы и технологии устранения этих проблем и способы эффективного управления экономикой регионов. В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные особенности в управлении развитием регионов.
2.Рассмотреть основные тенденции социально-экономического развития регионов.
3.Проанализировать перспективы социально-экономического развития регионов.
4.Обосновать особо эффективные варианты управления развитием регионов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1 Управление развитием
1. Региональное развитие: цели, критерии и факторы………………………………………..3
2. Особенности управления развитием………………………………………………………...5
3. Факторы развития городов и регионов……………………………………………………...7
Глава 2 Анализ перспектив развития российских регионов
1. Современные тенденции социально-экономического развития…………………………..8
2. Социально-экономическая устойчивость развития регионов……………………………11
3. Макроэкономическое региональное развитие современной России………………...…..14

Глава 3 Методы управления развитием территорий
1. Региональная промышленная политика…………………………………………………...22
2. Управление развитием социальной сферы регионов…………………………….…….…26
3. Мониторинг социально-экономического развития региона……………………….……..30
Заключение………………………………………………………………………..….32
Список литературы……………………………………………………………..……33

Файлы: 1 файл

kyrsovaya_po_menedzhmenty.doc

— 407.50 Кб (Скачать файл)

 

В соответствии с этими прогнозами в 2000 г. доля запада России в ее ВВП составит по I варианту 40%, а по II варианту - около 45%, а доля востока России по I варианту   60%, по II варианту около 55%. Это говорит о качественных изменениях в экономике России, и прежде всего о нарушении единства ее воспроизводственного процесса и ослаблении целостности российского экономического пространства.

Задачи  федерального и регионального управления в современных условиях

Возникновение угрозы ослабления целостности российского экономического пространства в значительной мере объективно обусловлено действием фундаментальных экономических закономерностей, свойственных рыночным отношениям. Поэтому остановить этот процесс может только система государственного регулирования рыночных отношений. Посмотрим, в какой мере она обеспечит целостность экономического пространства России в современных условиях.

В основу анализа  этой системы легли результаты исследований, ведущихся с 1993 г. в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. Они позволили выявить следующие функции федерального и регионального государственного управления по обеспечению целостности российской экономики.

/. Обеспечение существования регионов-доноров. Уровень донорства регионов изменился, начиная с 1987 г. следующим образом:

 

 

 

 

Доля  положительного сальдо вывоза-ввоза  в производстве регионов-доноров (внешнеторговые цены 1989 г.), %

                                              Таблица 6

 

Регион-донор

 

  1990 г.

 

  1995 г.

 

2000 г.

 

I

II

Поволжский

4,9

5,3

5,7

4

Уральский

7,2

10,6

13

9

Западно-     Сибирский

19,0

29,6

35

28

Восточно-Сибирский

-

5,1

6

5


Из табл. 6 следует, что за 1990-1995 гг. число регионов-доноров возросло с 3 до 5, причем все они принадлежат ресурсо-производящему востоку России. В течение 1990-1995 гг. уровень донорства этих регионов непрерывно увеличивался.

Важнейшими  регионами-донорами в экономике  России являются Западно-Сибирский и Уральский, общая суммарная доля которых в объеме ресурсов, поступающих от доноров, в 1990 1995 гг. превышала 85%. До 2000 г. вне зависимости от вариантов прогноза Западно-Сибирский регион останется важнейшим экономическим донором в России.

2. Обеспечение существования регионов-реципиентов (получателей). Динамика их уровня реципиентности отражена в табл. 7.

Доля отрицательною  сальдо вывоза-ввоза в объеме ресурсов потребления регионов-реципиентов (внешнеторговые цены 1989 г.), %                                                                                             Таблица 7

 

Регион-

реципиент

 

1990 г.

 

 

 

1995 г.

 

2000 г.

I

II

Северный

 

Северо-западный

5,3

-

-

-

Северо-Западный

6,7

9,9

10

13

Центральный

4,2

10,2

13

10

Волго-Вятский

0,7

0,1

0,1

1

Центрально- Черноземный

7,7

4,4

3

8

Северо- Кавказский

8,0

7,5

7,4

10

Восточно- Сибирский

 

4,2

-

-

-

Дальневосточный

11,9

5,7

2,6

5,6


Из данных табл. 7 следует, что за 1990-1995 гг. число регионов-реципиентов уменьшилось с 8 до 6 и останется таким до 2000 г. Пять из оставшихся шести регионов образуют ресурсообрабатывающий запад России. В течение 1990-1995 гг. уровень реципиентности большинства регионов-реципиентов заметно снизился (они лишились значительной экономической поддержки со стороны) и только у двух из них - Центрального и Северо-Западного существенно возрос (у первого в 2,4, у второго в 1,5 раза).

Как следует  из расчетов Института народнохозяйственного  прогнозирования РАН, главными регионами-реципиентами России являются Центральный и Северо-Западный, общая суммарная доля которых в 1995 г. превышала 70% всех ресурсов, перераспределяемых в пользу регионов-реципиентов. В течение 1990—1995 гг. доля большинства регионов-реципиентов в общем объеме этих экономических ресурсов заметно снизилась и снова лишь у двух из них - Центрального и Северо-Западного существенно возросла (у первого более чем в 2,3, у второго - примерно в 1,3 раза). В период до 2000 г. тенденция к увеличению доли ресурсов, полученных Центральным регионом, сохранится, а по 1 варианту прогноза усилится.

3. Обеспечение перераспределения  ресурсов между востоком и западом России. Наличие в российской экономике регионов-доноров и регионов-реципиентов (первые — на востоке, вторые — в основном на западе России) свидетельствует о неэквивалентном перераспределении ресурсов между востоком и западом России. Это же подтверждают следующие интегральные оценки.

 Структура использования ресурсов, получаемых от регионов-доноров, %

                                      Таблица 8

Использование ресурсов

 

1990 г.

 

1995 г.

 

2000 г.

I

II

Всего ресурсов

100

100

100

100

В том числе:

Поддержка регионов-реципиентов России

   61

33

32

49

Вывоз в страны  СНГ

52

0

-1

3

Вывоз в дальнее зарубежье

-13

67

69

48


Из данных табл. 8 видно, как за 1990—1995 гг. принципиально изменился характер использования ресурсов, полученных от российских регионов-доноров. В предреформенный период более 60% этих ресурсов использовалось на поддержку регионов-реципиентов России. В настоящее время 2/3 ресурсов, отдаваемых регионами-донорами, уходит в страны дальнего зарубежья, и лишь 1/3 их идет на поддержку российских регионов. В условиях сохранения до 2000 г. курса на преимущественно топливно-сырьевую ориентацию развития экономики России (I вариант прогноза) в структуре использования ресурсов, получаемых от регионов-доноров, не произойдет существенных изменений. Еще более снизится доля ресурсов, направляемых на поддержку нуждающихся российских регионов-реципиентов, и одновременно увеличится доля ресурсов, вывозимых в дальнее зарубежье. При комплексном развитии экономики России (II вариант прогноза) к 2000 г. за счет резкого снижения доли ресурсов, вывозимых в качестве донорской помощи дальнему зарубежью, может быть заметно увеличена часть ресурсов, направляемых на поддержку российских регионов. Одновременно появляется возможность восстановить донорскую помощь странам СНГ, хотя и в существенно меньших размерах, чем она направлялась в адрес бывших союзных республик в дореформенном 1990 г.

Можно сформулировать следующие основные направления совершенствования функций федерального и регионального государственного управления по обеспечению целостности российского экономического пространства:

• дальнейшее осуществление донорства востоком России ради сохранения экономической стабильности в стране;

• использование  результатов этого донорства  во все большей мере для нужд России, а не для дальнего зарубежья (см. табл. 4);

• обеспечение  большей равномерности в образовании  общего положительного сальдо регионами-донорами востока и в его распределении между регионами-реципиентами России.

Таким образом, динамика макроэкономических региональных пропорций современной России объективно требует сохранения и существенного усиления действенности федерального и регионального управления ими в целях укрепления целостности российского экономического пространства и сохранения социально-экономической стабильности в стране.

  • ГЛАВА 3

  • МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ.

    1. Региональная промышленная политика.

    Принципы  и функции промышленной политики

    Промышленная политика - это совокупность экономических, политических и организационных мер, реализуемых на разных уровнях государственного управления, направленных на повышение эффективности факторов производства и прямо или косвенно влияющих на решения о вложении ресурсов в отрасли или изъятии их из отраслей.

    Выбор того, на что могут  быть направлены эти меры, обуславливается общей ориентацией национальной экономики, спецификой тех или иных моделей экономического роста и взаимосвязанными общими принципами промышленной политики.

    Принцип конструктивности. Целесообразно обеспечить консенсус между экономическими агентами и политическими силами по вопросу о целях, направлениях и методах осуществления промышленной политики и на этой основе поставить конкретные задачи по модернизации отраслей и предприятий.

    Принцип корректировки. Необходимо своевременно отказываться от тех стратегий, которые не оправдали себя в прошлом и не представляют ценности в настоящий момент.

    Принцип равных возможностей. В качестве объектов внимания рассматриваются не отрасли, сферы или субъекты хозяйствования, а динамически видоизменяющиеся на различных этапах индустриального развития параметры и инструменты их регулирования.

    Принцип глобального  реагирования. Необходимо учитывать ресурсные и политические возможности, сосредоточенные за пределами национальной экономической системы.

    Единой универсальной  модели промышленной политики даже национальном уровне не существует.

    В то же время, эффективная  промышленная политика, направлена на достижение:

      • макроэкономической и политической стабильности;
      • экспортной ориентации промышленности;
      • эффективного развития человеческих ресурсов.

    Основным критерием  успеха промышленной политики служат темпы экономического роста  в сравнении с темпами, достигнутыми в условиях ее отсутствия.

    Роль промышленной политики на рубеже второго и третьего тысячелетий возрастает, что обусловлено следующими факторами:

    • изменяется роль государства, возрастает взаимозависимость субъектов мирового хозяйства, изменяется содержание глобальной конкуренции. Все это требует выработки адекватной национальной и региональной экономической стратегии. Её реализация обеспечивается посредством макроэкономического регулирования, опоры на силы предпринимательства, уважения дисциплины рынка;
    • возрастает значение нематериальных факторов производства, таких, как образование, знания, квалификация, ноу-хау, услуги, инфраструктура их обеспечения, научно-технические факторы конкуренции, особенно на рынках с высоким потенциалом проста;
    • ускоряются структурные преобразования в промышленности, обусловленные, в частности, появлением новых социально-экономических рисков, связанных с комплексом проблем НТП, Защитой окружающей среды и рядом других.

     

    Федеральный и региональный уровень промышленной политики

    Необходимость формирования и эффективной реализации промышленной политики в России по истечении первых лет реформ уже не вызывает сомнений, причем как на федеральном, так и на региональном уровне национальной экономической системы.

    Федеральная промышленная политика – это комплекс экономических, политических и организационных мер индустриального развития страны, определяющих необходимую структуру и масштабы производства и обеспечивающих эффективное действие его перспективных факторов, а также влияющих на принятие решений в отношении наиболее важных стратегических объектов. Эта промышленная политика является федеральной по целям, но может реализовываться на разных уровнях национальной экономической системы. Инструменты федеральной промышленной политики закреплены в федеральных целевых программах и законодательных актах.

    Информация о работе Методы управления развитием территорий