Методы управления развитием территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 06:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать основные особенности и проблемы в управлении развитием регионов Российской Федерации, а также обозначить основные методы и технологии устранения этих проблем и способы эффективного управления экономикой регионов. В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
1.Выявить основные особенности в управлении развитием регионов.
2.Рассмотреть основные тенденции социально-экономического развития регионов.
3.Проанализировать перспективы социально-экономического развития регионов.
4.Обосновать особо эффективные варианты управления развитием регионов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….2
Глава 1 Управление развитием
1. Региональное развитие: цели, критерии и факторы………………………………………..3
2. Особенности управления развитием………………………………………………………...5
3. Факторы развития городов и регионов……………………………………………………...7
Глава 2 Анализ перспектив развития российских регионов
1. Современные тенденции социально-экономического развития…………………………..8
2. Социально-экономическая устойчивость развития регионов……………………………11
3. Макроэкономическое региональное развитие современной России………………...…..14

Глава 3 Методы управления развитием территорий
1. Региональная промышленная политика…………………………………………………...22
2. Управление развитием социальной сферы регионов…………………………….…….…26
3. Мониторинг социально-экономического развития региона……………………….……..30
Заключение………………………………………………………………………..….32
Список литературы……………………………………………………………..……33

Файлы: 1 файл

kyrsovaya_po_menedzhmenty.doc

— 407.50 Кб (Скачать файл)

К российским федеральным приоритетам следует  отнести развитие высокотехнологичных  отраслей и производств, конверсию  оборонного комплекса, ресурсосбережение, развитие отраслей заключительных стадий переработки, развитие инфраструктуры транспорта и информации. В рамках федеральных программ должны конкретизироваться вопросы свертывания, реконструкции либо развития стратегических производственных мощностей конкретного технологического уклада, а также средств, льгот и других форм федеральной поддержки.

Промышленная  политика федерального уровня призвана закреплять лишь основополагающие приоритеты и средства их поддержки, согласующиеся не только с национальными интересами и реально складывающейся ситуацией, но и с критериями «нацеливания», применяемыми в международной практике, в том числе с учётом глобального реагирования.

 Региональная промышленная политика – это комплекс экономических, политических и организационных мер, реализуемых во внутренней и внешней среде региона и предназначенных для повышения эффективности факторов производства, снижения политических и социальных издержек структурной адаптации социально-экономического комплекса региона. Инструменты региональной промышленной политики закреплены в региональных и законодательных актах.

Российская  действительность характеризуется  общей для всех регионов необходимостью государственного участия в реконструкции крайне изношенного производственного аппарата, структурной адаптации, стабилизации воспроизводственных систем, как в народнохозяйственном, так и в региональном масштабе, поскольку режим рыночной саморегуляции сам по себе не способен обеспечить вывод из кризиса производственной сферы. Общескстемные функции региональной промышленной политики представлены на рисунке 4.

 

 

 

Рис.4. Общесистемные функции региональной промышленной политики

Региональная  промышленная политика призвана ставить  ориентиры индустриальным связям и переливу капитала, обеспечивать повышение уровня межрегиональной и международной экономической интеграции.

 

Реализация  региональной промышленной политики

Реализация  региональной промышленной политики предполагает выделение нескольких уровней стимулирования развития промышленного производства:

1. Уровень взаимодействия предприятий с региональными органами государственного управления через стимулирующую бюджетно-налоговую систему, процентно-ссудную политику и другие инструменты и формирование на этой основе бюджетных и внебюджетных фондов промышленного развития региона.

2. Уровень  регионального воздействия на  производство посредством формирования и реализации региональных программ промышленного развития и их финансирования из имеющихся бюджетных и внебюджетных фондов.

3. Уровень  взаимодействия предприятий региона с федеральными органами государственного управления посредством координации региональной программы промышленного развития с федеральными приоритетами и внесения на этой основе корректив в систему платежей, преференций и стимулов для промышленности региона.

Результативность  реализации промышленной политики может быть оценена по следующим параметрам:

• поступлению достаточных  сумм в бюджеты разных уровней;

• установлению оптимальных пропорций в развитии экономики региона;

• активизации промышленного развития и структурных преобразований, инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики региона.

Общая схема  реализации региональной промышленной политики показана на рис. 5.

Рис. 5. Схема реализации региональной промышленной поли гики посредством стимулирующего воздействия на производство

Развитие  институциональных и политических основ формирования и реализации региональной промышленной политики предполагает создание институтов, функции которых отвечали бы основным принципам этой политики, соответствовали бы организационному устройству различных ветвей власти на местах и обеспечивали бы их эффективное взаимодействие в указанной выше сфере. Институтами такого рода, обеспечивающими выработку решений по вопросам промышленного развития региона, могли бы стать Региональное агентство промышленного развития и Региональное агентство инвестиционного сотрудничества. Не менее важным направлением региональной промышленной политики является обеспечение партнерства через создание региональных союзов работодателей, способных к эффективному взаимодействию с различными ветвями власти и профсоюзами на местах. Правительство, профсоюзы, законодатели и союзы работодателей являются основными элементами стратегического социального партнерства. Соответствующие подразделения для работы с профсоюзами и законодательной властью уже существуют.  Однако в России почти отсутствуют организации и союзы работодателей, нет законодательных основ для их развития, не созданы соответствующие предпосылки в системе распределения полномочий. Региональная промышленная политика как форма проявления и реализации этих отношений должна быть ориентирована на выявление сил, из которых впоследствии будут кристаллизоваться полноценные союзы работодателей, новые профсоюзы, институциональные и политические основы экономического возрождения России.

Итак, промышленная политика — это совокупность экономических, политических и организационных мер, реализуемых на разных уровнях государственного управления, направленных на повышение эффективности факторов производства и прямо или косвенно влияющих на решения о вложении ресурсов в отрасли или изъятии их из отраслей. Основными принципами промышленной политики являются: принцип конструктивности, принцип корректировки, принцип равных возможностей, принцип глобального реагирования. Эти принципы промышленной политики тесно связаны между собой. Основным критерием успеха промышленной политики являются темпы экономического роста в сравнении с темпами, достигнутыми в условиях ее отсутствия. Региональная промышленная политика — это комплекс экономических, политических и организационных мер, реализуемых во внутренней и внешней по отношению к региону среде и предназначенных для повышения эффективности факторов производства, снижения политических и социальных издержек структурной адаптации социально-экономического комплекса региона. Инструменты региональной промышленной политики закреплены в региональных программах и законодательных актах. Локальные критерии региональной промышленной политики — экономия ресурсов, повышение эффективности использования ресурсов, сокращение загрязнения окружающей среды, сокращение доли ручного труда и перепрофилирование, повышение рентабельности (вывод из убыточности), повышение эффективности НИОКР, ускорение НТП.

 

2. Управление  развитием социальной сферы регионов

Региональная  социальная политика

Региональная  политика применительно к Российской Федерации - это система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, социальным и экономическим развитием регионов страны, а также механизм их реализации. Региональная политика государства – это, прежде всего политика недопущения и сглаживания резких территориальных диспропорций, вмешательство по этому поводу в развитие практически каждой территориальной единицы.

При формировании государственной региональной социальной политики на федеральном уровне формируются стратегия и идеология развития социальной сферы, разрабатываются задачи и основной механизм ее законодательного регулирования. Формы и методы решения региональных задач должны находиться в компетенции регионов, причем необходимо четко раз граничить управление развитием социальной сферы региона, осуществляемое Российской Федерацией и территорией. Приоритетные направления федерального и регионального финансирования должны разрабатываться, исходя из общей стратегии развития социальной сферы, но учитывая специфические проблемы отдельного региона.

Региональная  социальная политика должна исходить из следующих принципов:

• создание условий для сохранения и рационального использования социальных ресурсов каждого региона и страны в целом;

• определение приоритетных направлений, требующих значительных вложений;

• поиск некапиталоемких  или малокапиталоемких вариантов поддержания социальной сферы.

Существующая  модель федеральной социальной политики была сориентирована на экономически не подкрепленную передачу все большего числа социальных функций регионам, на перенесение финансирования социальных расходов из федерального бюджета на местные бюджеты, а также на доходы и сбережения граждан. Однако в такой огромной стране, как Россия, достижение стабильности и социальной ориентации оказывается возможным лишь при условии определенной однородности социального и экономического пространства. Ни о какой устойчивости, сбалансированности и социальном прогрессе в масштабах страны не может быть и речи, если социально-экономические параметры отдельных регионов в несколько раз хуже средних по стране, если относительно стабильные территории соседствуют с абсолютно депрессивными.

Аномальные  территориальные различия в уровне и качестве жизни во многом определяются экономическими, природно-климатическими, ресурсными и инфраструктурными  особенностями регионов и служат основанием для государственной политики "выравнивания". Одной из основных целей этой политики, согласно Указу Президента РФ №803 от 3 июня 1996 года, является "выравнивание условий социально-экономического развития регионов", а одной из основных задач – последовательное приближение уровня жизни и экономического развития в худших (по этим параметрам) регионах как минимум к среднему уровню. Важным фактором в данном случае выступает государственное стимулирование регионов к саморазвитию: поддержка социальной мобильности населения (помощь при переселении в более благоприятные места); инициирование правительством перетока капиталов и инвестиций в ранее отсталые регионы. Главным аспектом социальной политики на современном этапе является взаимодействие и сочетание федеральных и региональных программ, установление оптимальных соотношений в социальном развитии регионов.

Возможны  три варианта развития территорий:

  1. Развивать и поддерживать передовые и богатые районы, а остальные могут существовать за счёт богатых (например - США).
  2. Поддерживать примерно равные условия жизни во всех районах, регулируя в них уровень налогообложения, занятости, уровень жизни (пример – Германия).
  3. Поддерживать только бедные районы, богатые могут развиваться самостоятельно (пример – страны Скандинавии).

 

Функции органов управления развитием социальной сферы региона

 

Проводя политику регионального  развития, органы разных уровней государственной  власти должны осуществить выравнивание развития разных регионов страны, создать  необходимые предпосылки для  их социального развития, а затем приступать к очередному уровню регионального управления – к управлению развитием социальной сферы.

В общем виде функции  органов управления в социальной сфере заключается в обеспечении  социальной справедливости, которая  не может полностью осуществляться исключительно через рыночные отношения. Применительно к услугам отраслей социальной сферы необходимо наличие предпосылок равных возможностей в их потреблении. Должны быть обеспечены общедоступность жизненно важных благ (достигаемая через бесплатность их предоставления или систему льгот) и реализация таких прав человека, как право на определённый стандарт благосостояния.

В обширном спектре проблем  государственного управления региональным развитием социальной сферы целесообразно  выделить ряд ключевых моментов, к которым относятся:

    • выбор объектов регулирования;
    • определение источников финансового и материального обеспечения программ и предприятий, учреждений социальной сферы;
    • определение критериев оценки состояния социальной сферы;
    • выработка приемов и инструмента управления развитием социальной сферы региона;
    • регламентация отношений региональных органов управления с федеральными.

Управление социальной сферой региона предполагает управление социальной защитой населения региона  и управление развитием социальной сферы региона.

Социальная  защита – это система законодательных, экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающая всем трудоспособным гражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям – преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную и социально-психологическую поддержку во всех её формах.

Комплекс мер по управлению социальной защитой реализуется  на трёх уровнях: федеральном, областном (республиканском, краевом), местном (городском, районом)

 Базовыми направлениями  этого комплекса являются:

    • обеспечение социальных гарантий, установленных на федеральном уровне, социально уязвимыми слоям населения;
    • совершенствование системы пенсионного обеспечения, социального обслуживания и социального страхования;
    • развитие новых систем социальной защиты населения через создание специальных учреждений социальной службы;
    • создание условий для получения  обслуживающим контингентом трудовых доходов, достаточных для его самообеспечения.

Информация о работе Методы управления развитием территорий