Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:57, курсовая работа
Целью исследования данной работы является раскрытие теоретических вопросов организации как системы процессов, методов управления предприятием в условиях рыночной экономики. Объект исследования - менеджмент как система управления. Предмет исследования – особенности процессов и методов управления в менеджменте. Проведение исследования предусматривает решение следующих задач: - рассмотреть процесс управления предприятием, раскрывая вопрос о видах процессов, их составе, об основных понятиях процесса управления; - определить сущность понятия, виды и формы методов управления; - раскрыть теоретические основы наиболее значимых методов управления;
Введение 3
1. Понятие « Метод управления» 5
2. Методы управления 6
2.1. Экономические методы управления 8
2.2. Административные (организационно-распорядительные) методы управления 17
2.3. Социально-психологические методы управления 21
Заключение 28
Приложение 1 30
Приложение 2 31
Приложение 3 32
Нормативами охвачены все сферы деятельности предприятия, поэтому их разрабатывается большое количество. Основные из них: качественно-технические, эксплуатационно-ремонтные, трудовые, финансово-кредитные, календарно-динамические, рентабельности, взаимоотношений с бюджетом, экономического стимулирования предприятия и материального поощрения, материально-снабженческие, организационно-управленческие и др. Все они в управлении производством используются комплексно.
Инструктирование - наиболее мягкий способ организационного воздействия, благодаря которому создаются условия для осуществления таких процессов, которые не зависят от индивидуальных качеств людей, а вытекают из требований системы управления. Задачами инструктирования являются знакомство с условиями производства, обстановкой, консультации по выполнению конкретных видов работ, обеспечение информацией. Оно может иметь коллективную форму или форму индивидуальных контактов и реализуется посредством методических указаний, инструкций (должностные, рабочие).
Процесс
управления не может осуществляться
и без распорядительного
Распорядительное воздействие реализуется посредством приказов, распоряжений, уставных указаний. Приказ – это устное или письменное требование линейного руководителя к подчиненному выполнить определенную задачу. Распоряжение – это требование, как правило, функционального руководителя по решению отдельных вопросов.
Приказы и распоряжения могут быть трех видов: с обязательным выполнением указаний в предписанный срок; определяющие действие в определенной ситуации или при стечении определенных обстоятельств; информационные, определяющие предпочтительный порядок действий в различных ситуациях. Устное указание как форма воздействия применяется всеми руководителями, но чаще всего руководителями низовых звеньев.
Важное
условие эффективности
Контроль
и проверка исполнения – важные
составные части любого управленческого
акта. Однако опыт показывает, что чем
больше внимания уделяется регламентированию,
нормированию и инструктировании, тем
меньше возникает потребности в распорядительном
воздействии и меньше приходиться решать
частные вопросы. Организационно-
Распорядительные
(или директивные) методы воздействия
на персонал способствуют быстрому достижению
высоких производственных результатов,
однако при их длительном использовании
происходит утрата одного из ценнейших
свойств общественной организации
— способности и желания
Эффект от
практического применения методов
организационно-
2.3. Социально-психологические методы управления
К социально-психологическим
относятся методы морального поощрения,
социального и психологического
планирования деятельности коллектива,
воздействие с помощью
В
условиях научно-технической революции
необходим творческий подход к решению
экономических задач, поэтому возникает
необходимость создания таких производственных
отношений между коллективом
и отдельными работниками, при которых
их способности могли бы наиболее
полно реализовываться. Деловая, творческая
обстановка и здоровый социально-психологический
климат являются важнейшими факторами,
которые оказывают
Коллектив – это социальная группа, обязательными условиями для существования которой являются творческое сотрудничество, взаимопомощь и подчинение установленному порядку.
Особенностью производственного коллектива является то, что он создает не только материальные и духовные блага, но и приобщается к социальной и духовной жизни. Для него характерен ряд признаков, важнейшим из которых является ряд целей. Первостепенная цель – выполнение производственного задания. По мере того как в коллективе начинают складываться отношения (инициатива, субординация, дисциплина), возникают другие цели.
Все эти цели вытекают из общественных интересов. Таким образом, создается единая воля коллектива, с нарушением которой возникают конфликтные ситуации и, как их следствие, деформация и распад коллектива.
Немаловажный
признак производственного
Неотъемлемым
признаком коллектива является управление,
без которого он не может существовать,
так как любой труд требует
организации, планирования, регулирования
и координации. Деятельность каждого
ее члена подчиняется общим
Трудовому
коллективу свойственны черты
Производственный коллектив немыслим без дисциплины, под которой понимается обязательное подчинение всех его членов определенному распорядку, соответствующему сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Как социальная категория она представляет собой форму общественной связи между людьми. На основе соблюдения правил, члены коллектива согласовывают свои действия во времени и пространстве. Правильно выбранный режим работы, справедливые требования к ее исполнителю способствуют единению коллектива, а следовательно, его мобилизации на выполнение производственных заданий.
С достаточной долей условности по способам и масштабу воздействия из них можно выделить две основные группы: методы социального характера, направленные на внешний мир человека (его поведение и взаимоотношения в коллективе), и методы психологического характера, которые воздействуют на внутренний мир человека.
Социальные методы управления – это управление социальными процессами на базе познания объективных законов развития общества и социологических исследований, позволяющих собирать информацию о производственных коллективах.
Исследованию подлежат условия труда, квалификация и профессиональный уровень работников, заболеваемость и производственный травматизм, степень удовлетворения потребностей физического и духовного развития членов коллектива за счет общественных фондов и др.
Применяются различные методы сбора социальной информации, которые в целом дают возможность обеспечить ее полноту, достоверность, объективность и своевременность. К ним относятся интервьюирование, анкетирование, анализ документов, составление структурных карт, наблюдения и самонаблюдения, социальный эксперимент.
Интервьюирование – широко применяемый метод получения социальной информации при оперативном управлении коллективом. Проводиться в двух формах: стандартизированный и нестандартизированный. В первом случае он применяется по заранее подготовленным целенаправленным вопросам, во втором – допускаются вариации и импровизации со стороны опрашиваемого. Объективность ответов во многом зависит от обстановки и личного обаяния опрашиваемого, поэтому заранее следует предусмотреть не только вопросы, но и манеру проведения беседы.
Анкетирование применяется в случае необходимости сбора массовой информации о групповых и межличностных отношениях в трудовом коллективе при помощи опросных листов – анкет. Вопросы должны быть четко сформулированы, понятны. Анкеты могут быть закрытыми и открытыми. В открытых анкетах даются развернутые и подробные ответы, в закрытых предлагается перечень возможных ответов, из которых опрашиваемый выбирает один, соответствующий его точке зрения.
Анализу могут подвергаться плановые и отчетные документы о производственном процессе, производительности труда, конечных результатах работы, а также документы общественных организаций, стенная и многотиражная печать, личные дела работников, наградные и другие документы, относящиеся к деятельности коллектива или каждого ее члена.
Структурные карты – метод, позволяющий при помощи социолограмм изучить общественные отношения между членами трудового коллектива. На графике можно отображать такие психологические элементы, как симпатия, антипатия, предпочтение, лидерство, неприязнь.
Эксперимент – метод, основанный на создании специальных условий для работы коллектива или на наблюдении за ним в производственной деятельности. В первом случае он носит название лабораторного, во втором – естественного.
Следующий этап – обработка и анализ социальной информации, группировка ее по различным признакам.
Социологическое исследование на промышленных предприятиях проводится, как правило, подготовленными специалистами – социологами.
Методы
социального регулирования
Методы социального нормирования предполагают установление норм морали и этики поведения в трудовом коллективе. Они принимают конкретное выражение в правилах внутреннего распорядка, уставах общественных организаций, правилах производственного этикета.
Методы
морального стимулирования предусматривают
моральное стимулирование коллективов
и личное: коллективное – за выполнение
и перевыполнение плановых заданий
(награждение почетными
Цель
социального планирования – прогрессивное
изменение структуры
Помимо сферы трудовой деятельности социальное планирование охватывает область общественного сознания и общественную активность членов коллектива.
Социальное
планирование должно быть тесно связано
с технико-экономическим
Психологические методы представляют собой способы и приемы регулирования межличностных отношений путем создания в коллективе оптимального психологического климата. Деятельность человека основывается на мысленном восприятии окружающего мира, в результате которого создаются определенные эмоции (положительные и отрицательные) как продукт функционирования головного мозга. Положительная реакция психики человека в условиях производственной среды оказывает непосредственное воздействие, с одной стороны, на его личные результаты, а с другой – на результаты деятельности всего коллектива. Руководитель должен создать такой психологический климат, который способствовал бы работоспособности коллектива и каждого его члена. Этого можно достигнуть путем комплектования малых групп, гуманизации труда, мотивизации, профессионального отбора и обучения работников.
Комплектованию малых групп должны предшествовать специальные исследования психологической совместимости работников, выявление их симпатий и антипатий. Методы гуманизации труда предполагают исследование психологического влияния на работников цвета, музыки, монотонности и др. Мотивизация – психологическое побуждение к труду, вызванное интересом, удовлетворенностью. Мотивов к труду может быть много, но наиболее существенными являются: содержание трудовой деятельности, заработная плата и возможность продвижения по работе.
Руководитель
обязан разбираться в факторах, под
воздействием которых складываются
отношения работника к труду:
традиции, профессиональная гордость,
перспектива роста, привлекательность
труда и т.п. Одни и те же условия
труда оказывают различное
Используя в управлении психологические методы, необходимо помнить, что их следует применять только в комплексе с организационными, экономическими и социальными методами, что дает возможность добиться оптимальной работы системы управления.